Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:46, контрольная работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.
1. Введение………………………………………………………………….. 3
2. Сущность и значение государственного кредита…………………….... 4
3. Формы государственного кредита………………….………………….... 9
4. Государственный долг управления им…………………………………. 20
5. Литература……………………………...…………………………………26
6. Приложение………………………………
С целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:
Все названные
шаги направлены на повышение ликвидности
государственных ценных бумаг и позволяет
в ближайшее время упорядочить вторичный
рынок государственных ценных бумаг, начать
полноценную биржевую торговлю, сузить
устанавливаемые операторами вторичного
рынка спреды для каждого выпуска ценных
бумаг, что повлечет за собой уменьшение
колебаний цен на этом рынке и предоставит
Национальному банку более качественные
рычаги денежно-кредитного регулирования.
Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы.
Государственный
кредит формирует часть
Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности. [3]
Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.
Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, отдельные юридические лица. Международный кредит предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.
Позитивная
роль международного кредита в ускорении
развития производственных сил путем
обеспечения непрерывности процесса воспроизводства
и его расширения.
Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения – их национальный доход.
В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.
Решения
о привлечении и последующем
использовании иностранных
4. Государственный долг, управление им.
На 2011 год утверждены:
лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 4 трлн. рублей;
лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. рублей;
лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 13 млрд. долларов США;
лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США;
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.
Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. [2] Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.
Государственный долг делится на:
Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:
Выплата
доходов по займам и их погашение
обычно производится за счет бюджетных
средств. В условиях значительного роста
государственной задолженности и нарастающих
бюджетных трудностей правительство прибегает
к рефинансированию государственного
долга. Под рефинансированием понимается
погашение старой государственной задолженности
путем выпуска новых займов. Таким путем
в бывшем СССР государство поступило,
например, при погашении облигаций государственного
3%-го внутреннего выигрышного займа 1966
г. По истечении срока действия этого займа
его облигации свободно обменивались
в течении года на облигации аналогичного
нового займа выпуска 1982 г. без уплаты
курсовой разницы. [2]
Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности:
Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности ценных бумаг.
Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к к одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. [2]
Отсрочка
погашения займа используется правительством
в случаях, когда выпуск новых
займов не приносит экономического эффекта,
поскольку большая часть
Аннулирование государственного долга - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил.
Государственный
кредит служит мощным средством мобилизации
в руках государства
Существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:
К внешнему долгу государства относится также задолженность Российской Федерации, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию.
К сожалению, отрицательное сальдо внешней торговли страны, вызванное прежде всего, необходимостью приобретения энергоносителей для предприятий с их устаревшим энергоемким оборудованием и технологиями, говорит само за себя.
Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
В 2011 году продолжится работа по развитию рынка ценных бумаг с целью расширения неинфляционного кредитования дефицита государственного бюджета, сглаживания колебаний процентных ставок денежного рынка и поддержания ликвидности банковской системы.
Большое значение для использования рынка ценных бумаг в качестве заимствования финансовых средств для покрытия дефицита бюджета и инструмента регулирования банковской ликвидности и ставок денежного рынка будет уделено достижению согласованности действия Министерства финансов и Национального банка Республики Беларусь. Порядок такого взаимодействия будет определен в специальном соглашении между Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь.
Осуществление комплекса мероприятий, направленных на регулярность проведения аукционов государственных ценных бумаг, защиту прав инвесторов, их широкое информирование о состоянии рынка ценных бумаг, обеспечение доходности ценных бумаг на положительном реальном уровне, создание надежной правовой и технической базы, позволит рынку ценных бумаг занять достойное место в финансовой системе страны. (“Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год”. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 №597).
Литература:
Информация о работе Государственный кредит (Республика Беларусь)