Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и принципов налогообложения;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) анализ современной налоговой системы;
4) рассмотрение проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..…………………………..5
1.1. Сущность и принципы налогообложения………………………………………..5
1.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета...……………………..15
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.……………………………………………………….18
2.1. История формирования системы налогообложения в РФ..……………………18
2.2. Общая характеристика современной налоговой системы РФ…………………24
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ............................................................………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…..……………………………………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………

Работа содержит 1 файл

к.р. ФИНАНСЫ.doc

— 319.50 Кб (Скачать)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНО ФПС «2 ВПО»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

 

 

на тему:

 

«ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  студентка группы ФК-10-1

                                                                                 

                                      

                                            Руководитель:

                                                                                  К.Э.Н., доцент

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………………...3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..…………………………..5

    1.1. Сущность и принципы налогообложения………………………………………..5

    1.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета...……………………..15

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.……………………………………………………….18

    2.1. История формирования системы налогообложения в РФ..……………………18

    2.2. Общая характеристика современной налоговой системы РФ…………………24

3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ............................................................………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…..……………………………………………………………………...51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………..54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог – это основа существования государства, как публично-правового и социально-экономического образования. Налогообложение является одним из наиболее древних институтов, появление которого непосредственно связано с рождением государства и призвано обеспечить выполнение государством основных функций, обуславливающих и оправдывающих его существование.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современных условиях налоги – это основной источник формирования бюджета нашего государства, образовывая свыше 80 % его доходной части. Налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса и другие стороны жизни общества. От эффективности функционирования системы налогообложения зависит благополучие всего государства, а также отдельных регионов и муниципальных образований.

В данный период наше государство еще не оправилось от последствий мирового экономического кризиса 2008 – 2009 г.г. При этом большинство аналитиков и государственных деятелей не знают, закончился ли на сегодня кризис и мы переживаем только его последствия или же находимся в начале следующей, еще более суровой волны. Те же специалисты, которые полагают, что знают ответ на этот вопрос, не могут прийти к единому мнению, предлагая множество вариантов дальнейших событий, каждый из которых является в равной степени вероятным. В этой ситуации вопрос эффективности функционирования налоговой системы является чрезвычайно важным.

Кризисная ситуация заставила многие организации, многих предпринимателей и частных лиц, которые вышли было «из тени» налогового законодательства и перешли на легальную систему налогообложения, вернуться к привычной практике ухода от уплаты налогов, чтобы элементарно выжить, сохранить бизнес и деловую репутацию в условиях повальных неплатежей.

Правительством России предпринимаются меры по стимулированию налогоплательщиков к надлежащему исполнению обязательств по уплате налогов, включая оптимизацию порядка уплаты НДС и снижение ставок налога на прибыль. С другой стороны, государством уделяется существенное внимание вопросу выявления организаций и частных лиц, виновных в уклонении от уплаты налогов. Помимо Федеральной налоговой службы РФ, основного государственного контролера и надзирателя в сфере налогообложения, деятельность налогоплательщиков контролируется другими государственными органами, включая подразделения Росфинмониторинга, аккумулирующие поступающие от кредитных организаций, регистрирующих органов и иных субъектов сведения о сомнительных операциях их клиентов, а также соответствующие структуры Министерства внутренних дел РФ, осуществляющие расследование преступлений в сфере налогообложения.

Не смотря на все эти меры, большинство субъектов хозяйственной деятельности на сегодня по-прежнему уклоняются от надлежащей уплаты налогов, применяя множество самых разных способов и изобретая новые, один изощреннее другого.

Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике, был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения.

Задачи работы:

1) изучение сущности и принципов налогообложения;

2) рассмотрение основных классификаций налогов;

3) анализ современной налоговой системы;

4) рассмотрение проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие налога и его функции, раскрыты основные признаки налога и налоговой системы.

Вторая глава посвящена организации налоговой системы в нашей стране. Детально рассмотрены основные налоги, взимаемые на территории РФ.

В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки налоговой системы в нашей стране, пути ее совершенствования.

При написании работы были использованы учебники, Налоговый кодекс РФ, нормативные акты по налогам, публикации в печати, данные сети Internet.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Система и принципы налогообложения

 

Налоговая система – понятие многообразное и сложное, его можно раскрыть через различные функции и элементы. Во-первых, налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов (органы сбора налогов и надзора за их внесением). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Как показывает история налогов, возникновение налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата, создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги - это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория.

Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период (обычно за год) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит наименование валового национального продукта (ВНП). В свою очередь, ВНП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (т). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет национальный доход (НД). В своем движении ВНП и НД проходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Однако объективная необходимость мобилизации части ВНП для казны возникает только на стадии распределения, поскольку именно на этой стадии выявляется доля (пропорция) производителей и иных субъектов общества в ВНП. Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного распределения ВНП осуществляются без участия государства, поскольку весь производственно-распределительный процесс в принципе невозможно осуществлять иначе, чем возмещая стоимость израсходованных средств производства, выплачивая заработную плату и получая прибыль.

В то же время государство, возникшее как надстроечная форма управления обществом на соответствующей стадии развития цивилизации, объективно потребовало материальной основы для своего существования, источником чего могла выступить только сфера материального производства. Именно с возникновения государства начинается формирование системы перераспределительных отношений (распределение уже распределенного ВНП), которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме.

Основным методом перераспределения ВНП стало прямое изъятие государством определенной части ВНП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение осуществляется непосредственно из НД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

Перераспределение части ВНП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников (из «с») в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов (из «т») - в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.

Однако независимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов публичная суть налогов остается прежней - в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов; более того, налоги - это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение.

Основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций. Однако необходимо учитывать, что бюджетные доходы как результат перераспределения сами в дальнейшем начинают создавать новые распределительные механизмы, поскольку они начинают использоваться для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

В то же время от непосредственного участия в процессе общественного производства государство как хозяйствующий субъект получает сравнительно мало доходов, причем прослеживается тенденция к их снижению. Анализ структуры государственной собственности (железнодорожный транспорт, энергетика, связь, коммунальная сфера, некоторые отрасли промышленности) показывает, что многие предприятия государственного сектора убыточны и требуют дотаций. В этой ситуации основную доходную часть, как уже говорилось, составляют налоги.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне ес­тественно, что налоговые системы разных стран отличают­ся друг от друга по видам и структуре налогов, их став­кам, способам взимания, фискальным полномочиям орга­нов власти разного уровня, уровню, масштабам и количе­ству предоставляемых льгот и ряду других важнейших при­знаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и мно­гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.

Информация о работе Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе