Характеристика налоговых доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………3

1. Понятие налоговых доходов федерального бюджета……….........................5

1.1. История возникновения налогов и их значение в доходах …………..…5

1.2.Нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых платежей в бюджет……………………………...............................................10

1.3.Состав и структура налоговых доходов……………………………….11

2. Анализ структуры налоговых доходов бюджета РФ ……..…..................23

2.1 Анализ структуры доходов федерального бюджета в 2010-2014 гг…..23

2.2.Анализ структуры основных налоговых доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы………………………………………………...…25

3. Проблемы налоговых доходов федерального и пути их решения.…………………………………………………………….....................26

3.1. Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета…………….27

3.2.Пути решения проблем налоговых доходов……………………………29

Заключение………………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………..……………………………….35

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

Содержание

 

 Введение………..…………………………………………………………………3

1. Понятие налоговых доходов  федерального бюджета……….........................5

1.1. История возникновения  налогов и их значение в  доходах …………..…5

1.2.Нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых  платежей  в бюджет……………………………...............................................10

1.3.Состав и структура  налоговых доходов……………………………….11

   2. Анализ структуры налоговых доходов бюджета РФ ……..…..................23

     2.1 Анализ структуры доходов федерального бюджета в 2010-2014 гг…..23

    2.2.Анализ  структуры основных налоговых доходов федерального   бюджета на 2012 - 2014 годы………………………………………………...…25

3. Проблемы  налоговых доходов федерального и пути их решения.…………………………………………………………….....................26

     3.1. Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета…………….27

    3.2.Пути решения проблем налоговых доходов……………………………29

Заключение………………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………..……………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые  для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов  на развитие экономики возникла объективная  необходимость в анализе структуры  и динамики налоговых доходов  в бюджете страны.

Налоги важнейшая форма  аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание  эластичности налоговой системы  – непременное условие сбалансированности государственной казны.

          Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

         Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

          К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

         Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

      Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов  федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью  в работе поставлены и решены следующие  задачи:

        - изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;

анализ структуры и  динамики налоговых доходов федерального бюджета;

определение основных проблем  и направлений совершенствования  налоговых доходов федерального бюджета.

Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

Методологической основой  исследования послужили: диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.

При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная  литература и статьи печатных изданий  российских авторов по теме работы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.

    1. История возникновения налогов и их значение в доходах государства.

 

 

           Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества. Таким образом, налоги – «один из древнейших финансовых институтов» [16, с. 171].

          Ни одно государство, какие бы то ни были времена, не могло обходиться без изымания налогов с граждан.  Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.

          Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим [7, с. 11].

         Финансовая система Древней Руси начала складываться в конце IX века, в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.

         После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог, особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины.

          Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система  налогообложения в России была упорядочена.

         Так, в 1655г. был создан специальный орган – счетная палата, в компетенцию которой входил контроль над фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета [19, с. 117].

         Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д.

В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные  государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская  подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался  «по совести каждого».

          Основной чертой налоговой системы XVII века можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).

         Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года. Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.

           В годы Великой Отечественной Войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%.

           К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета, 14 июля 1990г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

           С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое.

Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена  и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его  сознание, и какие бы определения  наука ни формировала понятию «налог».  Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование [16, с. 13].

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета  определяется показателями удельных весов:

  • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

        Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Именно за счет налоговых  поступлений государству удается  удовлетворить различные потребности  его граждан. Доля налоговых поступлений  в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

        Налоговый  кодекс РФ определяет налог  как «обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических  лиц в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного  управления денежных средств,  в целях финансового обеспечения  деятельности государства и (или)  муниципальных образований».[4, с. 8].

        Налоги  – категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию  «налог» с экономической точки  зрения, выделить его из состава  других государственных изъятий  и установить его отличие от  сборов, пошлин и платежей достаточно  сложно. Поэтому при определении  экономической природы налога  важнейшим критерием являются  его сущность, принадлежность к  финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

          Однако на практике решающее  значение при определении категории  «налог» приобретает именно его  правовая интерпретация. Научное  толкование содержания категории  «налог» способствует правильному  установлению норм и правил  налогового законодательства стран,  ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую  отчуждению при налогообложении.  Конкретными формами проявления  категории «налог» являются виды  налоговых платежей, установленных  законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны  налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд  в определенных законом размерах  и в установленные сроки.

          Как известно, налоги выполняют  две главные функции – фискальную  и регулирующую. Именно выполняемые  функции позволяют определить  роль налогов в экономике и  их место в жизни общества.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов