Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем, что среди
важных факторов развития рыночных отношений
в России существенное место занимает
привлечение иностранного капитала. Учитывая
серьезное технологическое отставание
российской экономики по большинству
позиций, России необходим иностранный
капитал, который мог бы принести новые
технологии и современные методы управления,
а также способствовать развитию отечественных
инвестиций.
Среди регионов России 66% всего иностранного
капитала ($4 млрд. 291,6 млн.) было вложено
в экономику Москвы.
Итак, инвестирование (экспорт капитала) - это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли.
Однако, необходимо
учитывать, что осуществление инвестиций,
в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным
процессом, то есть приносить прибыль
как объекту, так и субъекту (инвестору).
1.1.Виды иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции подразделяются:
а) по источникам происхождения: государственные (из госбюджета) и частные.
б) по срокам размещения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относят вложения более чем на 15 лет.
в) по характеру
использования зарубежные капиталовложения
бывают ссудными и предпринимательскими,
предпринимательские в свою очередь, делятся
на прямые и портфельные.
Хотелось бы поподробнее остановиться на нескольких видах иностранных инвестиций.
1.
Прямые инвестиции. В условиях продолжающегося
инвестиционного кризиса в реальном секторе
российской экономики и практического
отсутствия доступа к международному
рынку кредитных ресурсов и портфельных
инвестиций, одной из перспективных задач
правительства является привлечение в
страну иностранного капитала в форме
прямых иностранных инвестиций.
В мировой практике под прямыми инвестициями
понимаются капиталовложения, сделанные
юридическими и физическими лицами, полностью
владеющими предприятием или владеющими
не менее чем 10% акций акционерного предприятия.
В соответствии с новым Законом «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»,
под «прямой иностранной инвестицией»
понимается осуществление следующих операций:
1. приобретение иностранными инвесторами
не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном
(складочном) капитале коммерческой организации,
созданной или вновь создаваемой на территории
России в форме хозяйственного товарищества
или общества;
2. вложение капитала в основные фонды
филиала иностранного юридического лица,
создаваемого на территории России;
3. осуществление на территории России
иностранным инвестором как арендодателем
финансовой аренды (лизинга) оборудования,
указанного в разделах XVI и XVII Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности
СНГ, таможенной стоимостью не менее 1
млн. рублей.
[Под
лизингом понимают имущественные
отношения, при которых одна организация
(пользователь-
франчайзинг
- форма продолжительного делового
сотрудничества, в процессе которого крупная
компания предоставляет индивидуальному
предпринимателю или группе предпринимателей
лицензию (франшизу) на производство продукции,
торговлю товарами или предоставление
услуг под торговой маркой данной компании
на ограниченной территории, на срок и
условиях, определенных договором.]
Иностранным инвесторам – юридическим
и физическим лицам – прямые инвестиции
обеспечивают право на управление предприятием
и представляют собой преимущественно
взносы в уставные фонды совместных предприятий
и кредиты, полученных от зарубежных совладельцев
предприятий.
Сравнивая
относительную
1. активизируется
деятельность частного сектора;
2. расширяется выход на внешние рынки;
3. облегчается доступ к новым технологиям
и методам управления;
4. больше вероятность реинвестирования
прибыли внутри страны, чем вывоза в страну
базирования;
5. приток предпринимательского капитала
не увеличивает размер внешней задолженности;
6. создаются новые рабочие места;
7. расширяется налогооблагаемая база;
8. импорт товаров и услуг замещается товарами
и услугами отечественных компаний.
Следует подчеркнуть, что в последние
годы наметилась тенденция к росту удельного
веса прямых инвестиций в общем размере
иностранных капиталовложений в экономику
России. Эта форма привлечения капитала
остается наиболее важной для экономики
страны.
2.Портфельные
инвестиции. Процесс приватизации
государственной собственности, акционирование
промышленных предприятий привели к формированию
в России фондового рынка, создали объективные
предпосылки для портфельных капиталовложений
иностранных инвесторов.
Под портфельными инвестициями понимается
покупка нерезидентами акций, паев, векселей,
государственных ценных бумаг (краткосрочных
и долгосрочных) и других долговых ценных
бумаг, составляющих менее 10% акционерного
капитала предприятия. Портфельные инвестиции
не дают права вкладчикам участвовать
в управлении предприятием.
С 1991 по 1993 г. объем портфельных инвестиций
в России оценивался лишь в 60 млн. долл.
Однако начиная с 1994 г., прослеживалась
тенденция к увеличению импорта в Россию
портфельных инвестиций. Максимального
уровня объем заказов западных фирм на
покупку акций российских приватизированных
предприятий достиг в августе 1994 г. и составлял
500 млн. долл.В ноябре он опустился до 300
млн. долл., и до 100 млн. долл. - в декабре.
Только в первой половине 1994 г. иностранные
инвесторы скупили 2-5% доли уставного капитала
таких компаний, как "Коминефть",
"Томскнефть", "Юганскнефть",
"Пурнефтегаз", "ЛУКойл", "ЛУКойл-Когалымнефтегаз",
"ЛУКойл-Уралнефтегаз" и др.1
Постепенно иностранные портфельные инвестиции
начали размещаться и в других отраслях
российской экономики, прежде всего связь
и средства Телекоммуникаций, пищевая
промышленность, деревообрабатывающая,
цементная.
Для западных инвесторов данная форма
капиталовложений в экономику России
относилась и относится к рисковым инвестициям.
По оценкам западных брокерских фирм,
иностранные инвесторы, которые ранее
приобрели акции российских приватизированных
предприятий, только за последний квартал
1994 г. потеряли около 75% от вложенных сумм
из-за падения курсовой стоимости этих
ценных бумаг.
Быстрое
развитие российского фондового
рынка сопровождалось появлением огромного
числа местных инвестиционных компаний
и банков, активно занимающихся операциями
с ценными бумагами.
По данным официальной статистики, в 1998
г. объем ежегодных зарубежных портфельных
инвестиций в России достиг своего пика
и составил 680 млн. долл., в 1999 г. портфельные
инвестиции составили лишь 31
млн. долл.
Большая часть валютных инвестиций
приходилась на вложения в краткосрочные
долговые ценные бумаги, а рублевые инвестиции
направлялись преимущественно на покупку
акций российских компаний.
Формирование фондового рынка в России
относится к началу 90-х годов, когда начался
процесс приватизации. В России сформировалась
особая модель рынка ценных бумаг, которая
отличается от американской и немецкой
модели. С одной стороны, банки выступают
одновременно и инвесторами, и профессиональными
участниками рынка. В этом отличие от американского
рынка. С другой стороны, в России получили
развитие институты коллективного инвестирования
и, что самое главное, существуют небанковские
профессиональные посредники - брокерско-дилерские
фирмы. Этим российский рынок отличается
от немецкого, где нет небанковских структур.
3.Прочие
инвестиции. Официальная статистика
России к «прочим инвестициям» относит
торговые кредиты, прочие кредиты, банковские
вклады и кредиты правительств иностранных
государств, выданные под гарантии правительства
Российской Федерации.
Фактически под прочими инвестициями
в российской статистике следует понимать
ссудные инвестиции. В последние годы
в мировой экономике прослеживается устойчивая
тенденция к росту ссудных инвестиций.
Как показывает мировой опыт, практически
ни одно государство в мире при создании
развитой рыночной экономики не могло
обойтись без внешних заемных финансовых
ресурсов.
(В современном мире экспорт ссудного
капитала осуществляется как по государственной,
так и по частной линии, на двусторонней
и многосторонней основе, на льготных
и коммерческих условиях. По целевому
назначению это могут быть официальная
государственная помощь развитию, кредиты
на осуществление конкретных инвестиционных
проектов, техническая помощь, экспортные
кредиты, облигационные займы и др.)
1.2.Общий обзор иностранных
инвестиций в экономике
России
(В целом для периода
90-х гг. XX в. был характерен, по существу,
обвальный экономический спад (по объемам
ВВП, промышленного и сельскохозяйственного
производства и тд. и в еще большей степени
- в инвестиционной сфере). И только с 1999
г. проявились признаки повышения активности
в инвестиционной сфере. При этом ВВП России
2002 г. составил 74 % от уровня 1990 г., а в 2003
г. -78 –79%.
Традиционно большие иностранные инвестиции
направляются в общую коммерческую деятельность
по обслуживанию рынка, в транспорт и связь.)
Наша структура иностранных инвестиций
сложилась в результате в том числе и определенной
непоследовательности экономической
политики в самой России.
Причиной
такой ситуации является сохраняющийся
неблагоприятный инвестиционный климат
России, основными характеристиками
которого являются:
1. высокая общая политическая нестабильность,
в частности нестабильность законодательства;
2. резкий спад производства
начиная с 1991 года, следствием которого,
в частности, является резкое сокращение
внутреннего спроса на промышленную продукцию
и услуги;
3. несовершенство нормативно-правовой
базы в экономике в целом и в области иностранных
инвестиций в частности;
4. высокий уровень налогообложения и внешнеторговых
пошлин;
5. недостаток качественной инфраструктуры;
6. фактическое отсутствие единой государственной
политики в области привлечения иностранных
инвестиций.
Все эти причины приводят к тому, что в
рейтингах инвестиционной привлекательности
Россия находиться на до обидного низком
для ранее великой державы уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что привлечение иностранных
инвестиций в российскую экономику, являющееся
одним из необходимых условий выхода страны
из экономического кризиса, требует значительных
нормотворческих и организационных усилий
как от российских федеральных и региональных
властей, так и от отдельных предприятий
и финансовых институтов. В целом эти усилия
должны быть направлены на:
1. улучшение общего инвестиционного климата
России, стабилизацию экономической и
законодательной ситуации и создание
эффективного экономического законодательства;
2. организацию эффективного внутрироссийского
рынка капиталов, обеспечивающего полноценную
связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.
В настоящее время в России, происходит
увеличение притока иностранных инвестиций.
Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное
инвестирование остается очень небольшим
и явно не удовлетворяющим потребностей
российской экономики. Вывоз капитала
по-прежнему во много раз превышает его
ввоз. Это объясняется неблагоприятным
инвестиционным климатом в стране в целом
и по отношению к иностранным инвестициям
в особенности.
(В России наметились
новые закономерности в создании предприятий
с иностранными инвестициями. Во-первых,
стало расти число предприятий, создаваемых
капиталом из стран Восточной Европы.
Во-вторых, ускорилось создание предприятий
с инвесторами из бывших республик СССР.
В-третьих, активизировался процесс создания
предприятий с капиталом из Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР).
В настоящее время в России происходит
увеличение притока иностранных инвестиций.
Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное
инвестирование остается очень не большим
и явно не удовлетворяющим потребности
российской экономики.
Рассмотрев основные аспекты, связанные
с иностранными инвестициями в России,
я пришла к выводу, что привлечение иностранных
инвестиций должно идти рука об руку с
реформированием всей экономической системы.
Очевидно, что для стимулирования притока
иностранных инвестиций в нашу страну
необходимо предпринимать действенные
меры по улучшению инвестиционного климата.
Основными направлениями государственной
политики в качестве первоочередных представляются
следующие: достижение национального
согласия между различными властными
структурами, социальными группами, политическими
партиями и прочими общественными организациями
по поводу приоритетности решения общенациональной
проблемы выхода России из экономического
кризиса; ускорение работы Государственной
думы над общехозяйственным и уголовным
законодательством, нацеленном на создание
в стране цивилизованного рынка, снижение
уровня инфляции, доработка налогового
законодательства; мобилизация свободных
средств предприятия и населения на инвестиционные
нужды путем повышения процентных ставок
по депозитам и вкладам; предоставление
налоговых льгот банкам, отечественным
и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные
инвестиции. Все это должно способствовать
созданию в России благоприятного инвестиционного
климата и притоку иностранного капитала.
Сегодня становится очевидным, что иностранные
инвестиции могут способствовать осуществлению
долговременных стратегических целей
формирования в России сильной цивилизованной
экономики.)
Информация о работе Иностранные инвестиции в РФ и их структура