Эффективность расходования бюджетных средств в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции,

Содержание

Введение
Бюджетная Система Российской Федерации
Принципы Бюджетной Системы
Состав и Структура Расходов Государственного Бюджета России
Структура Расходов Федерального Бюджета За 2011г
Эффективность Использования Бюджетных Средств при Размещении Государственного и Муниципального Заказа
Анализ Плановых Мероприятий по Развитию Бюджетной Системы РФ.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 199.15 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство - организация  и принципы построения бюджетной  системы, функционирующей  в соответствии с бюджетным законодательством.

    Прежде всего, бюджет государства - это самый важный финансовый документ страны. В нем определяются потребности, которые удовлетворяются за счет государственной казны, и в то же время в нем указываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономический процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

    Таким образом, бюджет - не просто план доходов и расходов, он является экономической категорией. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.  При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

    Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой  для  деятельности соответствующих  государственных  или местных  органов. 

Таким образом, бюджетная  система Российской Федерации включает:

  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 4 бюджета 4 автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь  объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.

Схема построения бюджетной  системы Российской Федерации.

 

   Исходя из основных данных, представленных в законах о федеральном бюджете, можно отметить наличие запланированного дефицита бюджета вплоть до 2013 г. В табл. 1 представлено изменение основных показателей, характеризующих состояние федерального бюджета РФ за 2008-2013 г.

Таблица 11

Основные характеристики федерального бюджета в 2008-2013 гг., млрд руб.

Год

Доходы

Расходы

Государственный внутренний долг

Государственный внешний  долг, млрд руб*

Размер дефицита бюджета

2008

8 965,7

7 021,9

1 804,2

1 257,0

1 943,8

2009

6 713,8

9 845,2

2 515,3

1 284,0

3 131,4

2010

7 874,9

10 256,4

3 499,2

1 590,0

2 381,5

2011

8 844,5

10 658,5

5 148,4

1 668,0

1 814,0

2012

9 503,5

11 237,9

6 976,4

1 956,0

1 734,4

2013

10 379,9

12 175,6

8 826,3

2 268,0

1 795,7


Примечание: * величина государственного внешнего долга переведена в рубли  исходя из среднего курса доллара  США, равного 30 руб. / доллар США

Для большей наглядности  основные показатели представлены на рис.2

 Основные показатели  федерального бюджета в 2007-2013 гг.

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о  том, что за период с 2008 по 2013 гг. расходы  федерального бюджета увеличились  на 5153,7 млрд руб. Доходы также увеличились  за рассматриваемый период, но в  значительно меньшей степени  – на 1414,2 млрд руб., причем в 2009 г. наблюдается  значительное сокращение доходов по сравнению с 2008 г., что свидетельствует  о пике кризиса в стране. Рассматривая период 2010 – 2013 гг. можно отметить, что  доходы увеличивались примерно такими же темпами, как и расходы. Учитывая тенденцию доходов в 2009 г. можно  отметить, что за рассматриваемый период произошло значительное увеличение совокупного государственного долга (который включает внутренний и внешний долг) на 8033,1 млрд руб.

Значительное увеличение объема государственного долга приводит к увеличению расходов по его обслуживанию и росту долгового бремени, которое  перекладывается на будущие поколения. Именно поэтому изменения в законодательстве относительно финансирования дефицита федерального бюджета являются обоснованными  и необходимыми.

Внесенные изменения должны способствовать сокращению объемов  запланированного путем государственных  заимствований государственного долга  Российской Федерации. Если учитывать, что величина нефтегазовых доходов страны напрямую зависит от мирового уровня цены на нефть и углеводороды, то, можно отметить, что при увеличении цен будут увеличиваться и нефтегазовые доходы, при снижении цен доходы будут сокращаться.

В связи с достаточно высокими ценами на нефть в 2011 году и с принятыми  изменениями законодательства появилась  возможность сокращения дефицита федерального бюджета и, соответственно, уменьшение величины предполагаемых заимствований. Тем не менее данные мероприятия  полностью контролируются Правительством РФ, и, несмотря на приостановление  действия некоторых статей Бюджетного кодекса, есть вероятность альтернативного  использования полученных доходов. На данный момент рассматриваются варианты как финансирование дефицита федерального бюджета, возобновление формирования Резервного фонда РФ и необходимость  увеличения социальных расходов федерального бюджета. Правительством РФ и Министерством  финансов анализируются возможные  последствия всех рассматриваемых  мероприятий для того, чтобы можно  было наиболее эффективно использовать полученные средства федерального бюджета.

СОСТАВ И СТРУКТУРА  РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  РОССИИ.

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникает между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фонда.

Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

Расходы федерального бюджета  РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе  воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

    2) по функциональному  назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджета в зависимости  от их экономического содержания также  подразделяются на текущие расходы  и затраты капитального характера  – капитальные расходы.

 Основная часть средств  приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы –  это расходы, обеспечивающие инновационную  и инвестиционную деятельность, в  соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают капитальные  вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт и т.д.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2011Г.

Рассмотрим расходы Федерального бюджета Российской Федерации на 2011 г.3

Государственные программы

2011 год

I. Всего по государственным  программам

9 040 785,10

Развитие здравоохранения

382 725,90

Развитие образования

340 479,70

Социальная поддержка  граждан и доступная среда  для лиц с ограниченными возможностями

841 570,50

Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России

207 441,50

Развитие пенсионной системы

2 027 389,60

Содействие занятости  населения

146 072,30

Обеспечение общественного  порядка и противодействие преступности

422 098,70

Защита населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

157 824,30

Культура России

82 948,20

Охрана окружающей среды

16 073,30

Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности  реализации молодежной политики

47 811,30

Развитие науки и технологий

177 362,60

Экономическое развитие и  инновационная экономика

107 828,90

Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности

90 244,30

Развитие авиационной  промышленности

48 244,80

Развитие судостроительной промышленности

13 552,40

Развитие электронной  и радиоэлектронной промышленности

13 000,00

Развитие фармацевтической и медицинской промышленности

3 225,00

Космическая деятельность России

114 582,60

Развитие атомного энергопромышленного  комплекса

114 736,80

Информационное общество

90 009,80

Развитие транспортной системы

501 017,60

Государственная программа  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

153 179,80

Развитие рыбохозяйственного комплекса

12 160,60

Развитие внешнеэкономической  деятельности

69 714,90

Воспроизводство и использование  природных ресурсов

43 178,40

Развитие лесного хозяйства

33 029,80

Энергоэффективность и развитие энергетики

23 571,00

Обеспечение обороноспособности страны

821 412,60

Обеспечение государственной  безопасности

16 365,70

Региональная политика и  федеративные отношения

110 755,00

Развитие Северо-Кавказского  федерального округа

19 724,90

Развитие Дальнего Востока

89 551,00

Организация и проведение Олимпийских игр 2014 года и развитие горноклиматического курорта в  г. Сочи

127 423,80

Управление государственной  собственностью

7 386,50

Управление государственными финансами и государственным  долгом

1 133 369,80

Развитие финансовых и  страховых рынков, создание международного финансового центра

1 892 716,00

Внешнеполитическая деятельность

58 824,90

Юстиция

226 638,30

II. Всего по непрограммной  части

311 710,90

Реализация функций государственной  судебной власти

114 698,60

Обеспечение деятельности Прокуратуры  Российской Федерации

63 993,80

Обеспечение деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации

189,40

Обеспечение деятельности Счетной  палаты Российской Федерации

1 891,70

Обеспечение деятельности Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации

23 771,30

Обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

3 171,90

Обеспечение деятельности Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации

5 450,20

Обеспечение доставки государственной  корреспонденции

2 637,30

Управление делами Президента Российской Федерации

82 300,10

Внепрограммные расходы федеральных органов исполнительной власти

13 606,50

Информация о работе Эффективность расходования бюджетных средств в современной России