Экономическая сущность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:00, реферат

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание

1. Экономическая сущность федерального бюджета 3
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов и доходов федерального бюджета 4
3. Примеры использования бюджета в качестве инструмента регулирования социально-экономического развития 14
4. Диаграмма « Сбалансированность федерального бюджета» 16
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность бюджета.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; органы исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; обеспечение противопожарной безопасности и др.). В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2005-2009 гг. прослеживается тенденция к увеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2005 г. она составляла 450 099 857,7тыс.руб., в 2006 г. 556 337 119,1 тыс руб.,  в 2007 г. – 666 975 048,81 тыс .руб. , в 2008 г. –835 564 371,9 тыс.руб.,а в 2009 году-1 004 504 210,9тыс.руб..

4. Национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливо и энергетика; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики). Наблюдается значительный рост расходов на эту статью, так в 2005 году расходы составили- 248 693 500,4 тыс.руб ,а в 2009- 1 650 729 867,0 тыс.руб.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2005 г. они составили 6 905 456,2 тыс.руб. ,а в 2009 - 151 630 435,0 тыс.руб.

6. Охрана окружающей среды (охрана растительных и животных видов и среды; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой  в 2005 году -4 746 579,9 тыс.руб,а в 2009 - 13 040 558,8 тыс.руб.

7. Образование (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования). В 2005 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 162 121 665,1 тыс. руб, а в2009 уже 18 005 770,2 тыс. руб. Это говорит о том, что все больше денежных средств направленно на повышение квалификации работников, а так же усовершенствуется система образования в РФ.

8. Культура, кинематография и средства массовой информации (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации). Расходы на эту статью так же имеет тенденцию к росту .Об этом свидетельствуют следующие данные,удельный вес расходов на 2005 год -47 565 791,4 тыс. руб. ,а на 2009 уже 111 684 557,3 тыс. руб.

9. Здравоохранение и спорт (здравоохранение; спорт и физическая культура; прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта; другие вопросы в области здравоохранения и спорта). В динамике расходов Федерального бюджета РФ 2005-2009 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы затрат с 88 232 500,2 тыс. руб. в 2005 г. до 352 312 524,7 тыс. руб. в 2009 г.

10. Социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; борьба с беспризорностью, опека, попечительство; прикладные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики). Как видно из Таблицы , расходы на ее проведение с 2005 по 2009 г. выросли на 145200878,9 тыс.руб.

11. Межбюджетные трансферты (финансовая помощь бюджетам других уровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансферты внебюджетным фондам). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета РФ - 30,8% или 3 593 443 465,1 тыс. руб. (2009 г.). Динамика 2005-2009 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается с 30,4% в 2005 г. до 30,8% в 2009 г.

    Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры расходов Федерального бюджета РФ 2005-2009 гг. показала, что наибольший объем непроцентных расходов за этот период пришелся на межбюджетные трансферты (5-5,5% ВВП, из которых 1,4-2% ВВП составила финансовая помощь бюджетам других уровней и 3,1-3,3% ВВП – трансферты внебюджетным фондам), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,8-5% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (2,6-3,7% ВВП) и национальную экономику (1,2-1,5% ВВП). Расходы по остальным направлениям не превысили 2,3-2,4% ВВП.

3. Примеры использования  бюджета в качестве  инструмента регулирования  социально-экономического  развития

    Бюджет играет важную экономическую и социальную роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

   Наиболее ярким примером является  государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры вовремя кризисного этапа переходного периода.

     Так например в 2002 году начала свое функционирование "Программа «Жилище» на 2002-2010 годы". Которая обеспечила существенное развитие законодательной базы ,в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

   Новые правовые условия создают  основу для реализации на практике  поставленных целей и требуют  широкомасштабных скоординированных  действий на всех уровнях государственной  власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

   Эта программа проходит в рамках  проекта "Доступное и комфортное  жилье - гражданам России".

    Еще одна из программ направленная на социально-экономическое развитие - "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" .

  Необходимость  подготовки и реализации Программы  вызвана тем, что в Российской  Федерации наблюдается рост численности инвалидов (2005 год - 6,3 млн. человек, 2008 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.

   Во многом это обусловлено  высоким уровнем заболеваемости  и травматизма населения, недостаточным  качеством медицинской помощи  и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими  учреждениями и учреждениями  медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.

    Основную долю в общей численности  инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет  около 80 процентов.

     Так же можно выделить такие  программы как программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" ,а так же программа "Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы".

    Все эти программы свидетельствуют  о том, что денежные средства  из федерального бюджета активно  используются для обеспечения  социально-экономической поддержки  населению.

4. Диаграмма « Сбалансированность федерального бюджета»

 
     Из данной диаграммы можно сделать вывод, что в 2005 и 2009 году наблюдался бюджетный дефицит.

     Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

     Для покрытия дефицита бюджета используются государственные  заимствования  - займы,  привлекаемые  от   физических   и   юридических   лиц,   иностранных государств,  международных  финансовых  организаций,  по  которым  возникают долговые обязательства  как заемщика или гаранта  погашения  займов  другими заемщиками,  выраженные  в  иностранной  (внешние)  или  российской   валюте (внутренние заимствования).

     В 2006,2007 и 2008 годах – бюджетный профицит.

      Бюджетный профицит — положительное бюджетное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 41-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2005 год"
  2. Федеральный закон от 3 апреля 2008 г. N 36-ФЗ. "Об исполнении федерального бюджета на 2006 год"
  3. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год"
  4. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год"
  5. Федеральный закон от 03 ноября 2010 г. N 255-ФЗ. "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"
  6. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров; Изд. - торговая корпорация "Дашков и К". - М.: Дашков и К, 2006.
  7. Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. – 2003.
  8. Закревская Г.С. Развитие понятий "бюджет" и "бюджетная система" в теории финансов // Финансы и кредит. - 2007.

Информация о работе Экономическая сущность бюджета