Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи, подлежащие раскрытию в самостоятельной работе:
- определение понятия доходов бюджета;
- рассмотрение классификации доходов бюджета;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 184.69 Кб (Скачать)

Расходы государственного бюджета по предварительным  данным на 1 января 2010 года (без учета  погашения займов) составили - 4 003,0 млрд.тенге или 97,7% к плану финансирования на год в сумме - 4 096,9 млрд.тенге, в том числе расходы республиканского бюджета - 3 311,3 млрд.тенге, или 98,2 % к плану финансирования по платежам на год в сумме - 3 371,3 млрд.тенге, местные бюджеты -2 100,9 млрд.тенге к плану финансирования - 2159,6 млрд.тенге и исполнены на 97,3%.

Сумма неосвоения по республиканскому бюджету составила 60,1 млрд.тенге, или по сравнению с  прошлым годом увеличилась на 46,0 млрд.тенге. Факторы повлиявшие на неисполнение бюджетных средств  это объективные причины –  26,3 млрд.тенге (экономия по государственным закупкам – 1,5 млрд.тенге, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, не представление местными исполнительными органами, подтверждающих документов по целевым трансфертам – 24,8 млрд.тенге), субъективные причины – 33,8 млрд.тенге (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур) – 21,2 млрд.тенге; невостребованность бюджетных средств, завышенные стоимостные показатели, неправильное помесячное распределение годовых планов – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины - 11,4 млрд.тенге.

Администраторы  республиканских бюджетных программ, допустившие наибольшие суммы неисполнения.(оказаны на таблице 6)

 

 

 

 

Таблица 6 - Информация о наибольших суммах неисполнения республиканского бюджета по итогам 2009 года администраторами бюджетных  программ и суммы, предлагаемые к  продлению за счет остатков бюджетных  средств в 2010 году(по предварительным данным), млрд. тенге)

 

Наименование

План

Факт

% исполнения

Сумма неисполнения

из них предлагается к продлению  в 2010 году

1

2

3

4

5

6

Итого

3 371,3

3 311,2

98,2

-60,1

31,9

из них:

         

Агентство по делам строительства  и жилищно-коммунального хозяйства

222,3

210,5

94,7

-11,8

11,6

Министерство образования и науки

236,7

225,6

95,3

-11,0

10,6

Министерство транспорта и коммуникаций

262,0

252,4

96,4

-9,5

-

Министерство финансов

672,0

663,2

98,7

-8,8

0,6

Управление делами Президента

41,7

38,1

91,4

-3,6

2,9

Министерство энергетики и минеральных  ресурсов

64,2

61,6

95,9

-2,6

2,1

Министерство по чрезвычайным ситуациям

58,4

56,2

96,1

-2,3

-


 

Следует отметить, что из общей суммы неосвоения 60,1 млрд.тенге 24,9 млрд.тенге, или 41,1% приходятся на целевые трансферты, которые администраторами республиканских бюджетных программ не перечислены местным исполнительным органам в соответствии с требованиями бюджетного законодательства из-за отсутствия подтверждающих документов о выполненных работах, услугах (поставке товаров), то есть деньги не ушли за невыполненные объемы работ по причине лишь бы освоить как в предыдущие финансовые годы.

Согласно  норм бюджетного законодательства направлена информация в Министерство экономики  и бюджетного планирования для внесения на рассмотрения Республиканской бюджетной  комиссии и подготовки решения Правительства  на продление договоров по бюджетным  программам 2009 года в размере неоплаченной части зарегистрированных обязательств за счет остатков бюджетных средств  на общую сумму – 44,4 млрд.тенге, в  том числе по республиканским  бюджетным программам – 31,9 млрд.тенге, из них - 22,1 млрд.тенге приходятся на целевые трансферты, которые не перечислены  из республиканского бюджета в связи  с непредставлением подтверждающих документов, и по целевым трансфертам, выделенным местным исполнительным органам из республиканского бюджета - 12,5 млрд.тенге.

2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета

В  каждом  бюджете  желательно  уравновесить,  то  есть   сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс  -  это  равновесие,  и  при  составлении бюджета основным вопросом  является  достижение  такого  состояния  денежных поступлении  и  расходов  государства.  Превышение  доходов  над   расходами образует  бюджетный  излишек  -  профицит.  Он  направляется  на   погашение государственного долга  или  может  составить  свободные  остатки  бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки  бюджетных средств,  образовавшиеся  на  конец  бюджетного  периода   по   завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета  правительства  и  местных исполнительных  органов  и  используются  на  прирост   оборотной   кассовой наличности и на  покрытие  государственного  долга  соответствующего  органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об  использовании  данных средств принимаются соответствующими  администрациями.  Превышение  расходов над   доходами   вызывает   дефицит   государственного   бюджета.   

Наличие значительного  и  постоянного  дефицита  характеризует  кризисное  состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3%  от  величины  валового внутреннего  продукта  страны.  В   таких   случаях   дефицит   может   быть сравнительно легко покрыт  с  помощью  выпуска  государственных  займов  или эмиссии бумажных денег. При  значительном  и  хроническом  дефиците  бюджета займы  не  покрывают  потребностей   государства,   которые   обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей  товарооборота)  эмиссией  денег, что ведет  к  развитию  инфляции,  нарушению  законов  денежного  обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов  и  падению  жизненного  уровня населения.

   Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

  1) общим  спадом производства в экономике  страны;

  2) ростом  издержек общественного производства;

  3) чрезмерным  выпуском  в  обращение  денег,  не  покрываемых  товарными массами;

  4) преобладанием  в расходах бюджета значительных  социальных расходов,  не соответствующих уровню развития экономики;

  5) большими  объемами финансирования военных  расходов на содержание военно-промышленного  комплекса, на управление;

  6) крупномасштабным  оборотом «теневой» экономики;

  7) непроизводительными  расходами и потерями в национальном  хозяйстве.

  Существуют  следующие способы покрытия бюджетного  дефицита:

  а) государственные  займы;

  б) увеличение  налогообложения;

    в)  эмиссия денег.

   В свою очередь эмиссия  денег  может  выражаться  как  в  прямом  выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно – путем выпуска  государственных ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые  увеличивают  свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.

   Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита основывается  на  трех концепциях.

     1. Ежегодно балансируемый бюджет.

   Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной  политики.

Однако  такое состояние бюджета  уменьшает  стабилизирующую,  антициклическую направленность  фискальной  политики.  Сбалансирование  бюджета  может  даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и  падении доходов населения налоговые поступления автоматически  сокращаются.  В  этом случае для сбалансирования  бюджета  государству  необходимо  либо  повысить ставки налогов, либо сократить  государственные  расходы,  либо  осуществить оба чти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и  еще  большее падение производства.

   Политика сбалансирования бюджета может также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение  денежных  доходов  автоматически  увеличивает  налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка  государство  должно  принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих  случаев усилится инфляция.

      2.  Бюджет,  балансируемый  на  циклической  основе.   Согласно   этой

концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а  не  ежегодно.

Для  предотвращения  спада  производства  государство   снижает   налоги   и увеличивает расходы, намеренно создавая  дефицит.  При  последующем  подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а  возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в  годы  спада.  Таким образом, проводится антициклическая  фискальная  политика  и  балансирование бюджета  в  течение  экономического  цикла.  Слабым  звеном  этой  концепции является то, что спады  и  подъемы  могут  быть  неодинаковы  по  глубине  и

длительности, что может нарушить циклическую  сбалансированность бюджета.

       3. Концепция фискальных финансов состоит в том,  что их  целью является балансирование  экономики  в   целом   для   достижения   макроэкономической стабильности, обеспечения не инфляционной  полной  занятости.  Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается  как наличие  дефицитов  бюджета  и  государственного  долга,  так  и   бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что  налоговая  система  обеспечит поступления  в  бюджет  автоматически  по  мере  экономического   роста,   а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в  результате чего  дефицит   будет   самофинансироваться.   Помимо   этого,   государство практически  неограниченно  может  манипулировать   налогами   и   покрывать дефициты бюджета. В  данной  концепции  предполагается  также,  что  наличие дефицитов и крупного государственного  долга  для  нормальной  экономики  неопасны.

   Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и  функциональных  финансов,  предполагает  разработку обоснованной  программы  финансовых   мероприятий,   учитывающей   состояние денежного обращения,  обеспечивающей  контроль за  формированием  бюджетных дефицитов,   финансирование   эффективных   мероприятии   по    направлениям государственных расходов.

В качестве индикатора, отражающего достижение стратегической цели по росту ВВП  на предстоящие пять лет, Правительство  ставит перед собой достижение утроения ВВП в 2015 году по сравнению с 2000 годом, в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития до 2015 года, обеспечивая среднегодовой  рост ВВП в 2009-2013 годах 5,5% (рисунок  7).


Рисунок 7 - Прогнозируемая динамика роста ВВП  до 2015 года

В условиях открытой экономики Казахстана противодействие  внешнему инфляционному давлению не может происходить по классическому  сценарию международных финансовых институтов, требующих ужесточения  монетарной политики и усиления бюджетных  ограничений. В условиях Казахстана обеспечение качественного экономического роста может стать единственным действенным средством борьбы с  инфляционными процессами[17].

Цель  экономической политики - обеспечение  сбалансированного и качественного  экономического роста через эффективное  использование инструментов монетарной, фискальной, а также структурной  политик.

Для реализации поставленной цели будут решаться следующие  основные задачи:

         - обеспечение макроэкономической стабильности (сдерживание инфляции, оптимизация валового внешнего долга, повышение качества платежного баланса, поддержание необходимого уровня международных резервов);

         - управление экономическим ростом через регулирование инвестиционной, деловой и потребительской активности (в периоды циклических подъемов - ограничение экономического роста с целью обеспечения его качества и избежание «перегрева», а в периоды циклического спада - активизация инвестиционных процессов и поддержание оптимальных пропорций воспроизводства).

Для выполнения поставленных задач необходимо формирование целостной системы реализации макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, а также структурной политик.

Фискальная  политика будет направлена на стимулирование развития экономики не в ущерб  макроэкономической стабильности. Будет  сохранен оптимальный баланс между  приоритетами государственной инвестиционной политики, обеспечивающей рост занятости, производства и доходов, и заданий  по ограничению государственных  расходов, порождающих значительный рост потребительского спроса и усиление инфляционного давления.

В этих целях  будет проводиться умеренная  политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета на уровне темпов роста номинального ВВП, что  позволит поддерживать совокупный спрос  на уровне, не препятствующем росту  деловой активности

Поддержание планируемого уровня расходов, сглаживание  снижения (увеличения) доходов бюджета  будет обеспечиваться через регулирование  размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета.

В рамках разрабатываемого нового Налогового Кодекса  предусматривается снижение налоговой  нагрузки не сырьевого сектора экономики в целях повышения конкурентоспособности бизнеса, ускорения процесса модернизации экономики.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета