Экономическая сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

Экономическая сущность финансов
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

Содержание

1.Экономическая сущность и функции финансов 2-7
2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы
ее построения 8-12
3. Пенсионный фонд Российской Федерации 13-16
4. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов 17-19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 37.83 Кб (Скачать)

- контроль с  участием налоговых органов за  своевременным и полным поступлением  в ПФ РФ страховых взносов,  а также за правильным и  рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы  государства, при этом обладая рядом особенностей:

-    фонд  запланирован органами власти  и управления, и имеет  строгую  целевую направленность;

- денежные средства  фонда используются для финансирования  государственных расходов, не включенных в бюджет;

-   формируется  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических лиц;

-  страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и являются обязательными;

-   на отношения,  связанные с исчислением, уплатой   и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм  и положений Налогового Кодекса РФ;

-  денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные законом;

-    расходование  средств из фонда осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием  средств /58/.

Кроме ПФ РФ вопросами  пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального  развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными  деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также  отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным  органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая  сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее  время в России используется так  называемая распределительная система  пенсионного обеспечения /56/. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего  населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как  те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность  распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной  демографической ситуации в нашей  стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной  численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в  начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов  человек. Численность населения  из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст лиц  военных лет рождения эта группа в 1999 – 2005 годах будет  уменьшаться.  С 2000 года в неё начнут входить  более многочисленные поколения  родившихся после Великой Отечественной  войны, что обусловит её рост с 2006 года. Показатель демографической нагрузки уменьшится к 2006 году до 586 лиц нетрудоспособного  возраста на 1000 человек трудоспособного  возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом  будет отмечаться увеличение этого  показателя, который в 2015 году составит 696 человек.

Основные принципы, по которым все большее число  стран переходит с распределительной  системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной  пенсионной системе существует прямая связь между тем,  сколько человек  зарабатывал, и тем, какой будет  размер его пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной  системе повышается; 

б) демографическая  ситуация в мире сегодня такая, что  на одного человека  преклонного  возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная  система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для  ускорения экономического роста, тем  более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые  статистические данные необходимые  для дальнейшего развития пенсионного  дела, и обязательные при прогнозировании  необходимых средств, для обеспечения  людей нуждающихся в социальной защите. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  организации финансов хозяйствующих субъектов

Организация финансов хозяйствующих субъектов строится на принципах хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной ответственности, заинтересованности в результатах  деятельности, формирования финансовых резервов.

Принцип хозяйственной  самостоятельности предполагает, что  организация независимо от организационно-правовой формы самостоятельно определят  свою хозяйственную деятельность, направления  вложений денежных средств в целях  получения прибыли.

В условиях рыночных отношений государство не вмешивается  в хозяйственно-финансовую деятельность организаций. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений - собственник организации.

Однако хозяйственная  самостоятельность не означает вседозволенность. Государство осуществляет жесткую  регламентацию финансовой деятельности.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на текущую хозяйственную деятельность и инвестиции за счет собственных  средств и при необходимости  банковских и коммерческих кредитов. Обеспечение самофинансирования - непременное  условие жизнеспособности организации. В условиях рыночных отношений убыточность  недопустима, самоокупаемость недостаточна, требуется прибыльная работа. Отдельные  организации, которые по объективным  причинам не могут обеспечить рентабельную деятельность, но выпускают общественно  необходимую продукцию, получают ассигнования из бюджетов разных уровней и на разных условиях. Однако это редкое исключение из общего правила работы на принципе самофинансирования. Финансы  организаций имеют четкую целевую  ориентацию на прибыльную предпринимательскую деятельность.

Принцип материальной ответственности означает четкую систему  ответственности за ведение и  результаты хозяйственной деятельности. Для занятия определенными видами деятельности требуется государственная  лицензия, отсутствие которой наказывается штрафом. За нарушения договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства организации уплачивают штрафы, пени, неустойки. В случае неэффективной  деятельности организация может  быть признана в судебном порядке  несостоятельной (банкротом). К руководителям  и отдельным работникам организаций могут быть применены различные виды наказаний (штрафы, лишения премий, административные взыскания вплоть до увольнений с работы) за нарушения установленных законодательством правил работы организаций, трудовой и производственной дисциплины.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности определяется основной целью хозяйственной деятельности - получением предпринимательского дохода. В результатах деятельности организации  должны быть заинтересованы как собственники организации, ее работники и государство. Для собственников важен размер, дохода, соизмеримый с вложенным  капиталом и предпринимательскими запросами. Для работников должна быть обеспечена достойная оплата труда  за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат процентов по облигациям и дивидендов по акциям организации, приобретенным ее работниками. Интересы государства обеспечиваются рентабельной работой организации, уплатой всех налогов и обязательных взносов.

Принцип формирования финансовых резервов связан с рисковым характером предпринимательской деятельности вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия  многочисленных рисков ложатся непосредственно  на хозяйствующие субъекты. Финансовые резервы создаются из чистой прибыли  организации.

Указанные выше принципы наиболее часто встречаются  в отечественной литературе. Зарубежные авторы приводят другой состав принципов организации финансов:

· плановость - объем продаж должен соответствовать объему издержек, объем инвестиций - потребностям рынка, конъюнктуре, платежеспособному спросу;

· соотнесение сроков поступления средств и сроков платежей - разрыв во времени между получением и использованием средств должен быть минимальным, особенно в условиях инфляции и изменения курсов валют;

· взаимозависимости финансовых показателей и изменений действующего законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность, налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность;  

· маневрирования и оптимизации объемов и затрат - следует предусматривать возможности корректировки курса в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат;

· минимизации финансовых издержек - инвестиции и текущие затраты должны финансироваться самым дешевым способом;

· рациональности вложения капитала - с позиции обеспечения высокой эффективности и минимальных рисков;

· финансовой устойчивости - в любых ситуациях организация должна обеспечивать финансовую независимость и способность погашать краткосрочные обязательства.

Возможно, различия в принципах связаны с разными  взглядами на организацию финансов - у нас государством, за рубежом - самой организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.”Финансы”, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995г.

2.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др. – М.: Проспект, 2006г.

3.Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. / М., 2002г.

4. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. / М., ИВЭСЭП,2003г.

Информация о работе Экономическая сущность и функции финансов