Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию.

Содержание

Введение.
1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры.
1.1. Теоретические основы инфраструктуры.
1.2. Роль инфраструктуры в рыночной экономике.
1.3. Элементы инфраструктуры.
2. Анализ рыночной инфраструктуры Республики Мордовия на продовольственном рынке.
2.1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
2.2. Основные цели и задачи.
2.3. Возможные риски и угрозы.
3. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия на продовольственном рынке.
3.1. Программные мероприятия.
3.2. Механизмы реализации.
3.3. Оценка эффективности.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая экономическая сущьность согласование.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

 ФИЛИАЛ  ГОУВПО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО

 ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 В г. САРАНСКЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ 
 

Кафедра экономики, управления и финансов 
 
 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по  курсу

«Управление развитием отраслей региона»

на тему «Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона» 
 
 

                                              Выполнил: студент

                                              Группы 401-08-Г-2

                                              Белов С.В.

                                              Научный руководитель:

                                              к.э.н., доц.

                                              Щербакова Е.Г. 
 
 
 
 
 

САРАНСК 2011

 

Задание

На  курсовой проект студента группы 401-08-Г-2

Белов Сергей Вячеславович 

по специальности: Государственное и муниципальное управление 

ТЕМА  КУРСОВОГО ПРОЕКТА:

«Экономическая  сущность и роль рыночной инфраструктуры в  экономике региона» 

ПЛАН  КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение.

  1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры.
    1. Теоретические основы инфраструктуры.
    2. Роль инфраструктуры в рыночной экономике.
    3. Элементы инфраструктуры.
  2. Анализ рыночной инфраструктуры Республики Мордовия на продовольственном рынке.
    1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
    2. Основные цели и задачи.
    3. Возможные риски и угрозы.
  3. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия на продовольственном рынке.
    1. Программные мероприятия.
    2. Механизмы реализации.
    3. Оценка эффективности.

Заключение.

Используемая  литература.

                              Дата выдачи задания:_____________________

                Руководитель  курсовой работы: ____________

                             Задание получил:_________________________ 

     Содержание: 

Введение 4 стр.
  1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры.
6 стр.
    1. Теоретические основы инфраструктуры.
6 стр.
    1. Роль инфраструктуры в рыночной экономике.
8 стр.
    1. Элементы инфраструктуры рыночной экономики.
12 стр.
  1. Анализ рыночной инфраструктуры Республики Мордовия на продовольственном рынке.
19 стр.
    1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
19 стр.
    1. Основные цели и задачи.
25 стр.
    1. Возможные риски и угрозы.
27 стр.
  1. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия на продовольственном рынке.
30 стр.
    1. Программные мероприятия.
30 стр.
    1. Механизмы реализации.
34 стр.
    1. Оценка эффективности.
36 стр.
Заключение. 38 стр.
Используемая  литература. 41 стр.

 

      Введение 

     В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется  такой важнейший их элемент, как  рынок. Поэтому причины возникновения  товарно-денежных отношений в известной мере объясняют возникновение товарного обращения и рынка. В то же время рынок как самостоятельный элемент представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

     Сущность  современного рынка можно определить как совокупность экономических  отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

     Структура рынка — это совокупность отдельных  рынков в пределах национальной экономики, или внутреннего рынка, а также  в пределах мирового хозяйства и  его отдельных регионов, их взаимосвязь  и взаимодействие между ними.

     Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовый и др. Большинство из них может быть разделено на локальные рынки. Так, рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный рынки; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, «ноу-хау», программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынок инвестиций (долгосрочных кредитов), рынок денег (краткосрочных кредитов), рынок валюты, рынок ценных бумаг, рынок золота (в современных условиях он одновременно является и рынком товаров).

     Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; "structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.

     Впервые термин "инфраструктура" был использован  в экономическом анализе для  обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.).

     В 40-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

     Одна  группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в “обслуживании производства и населения”. Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”. Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности”.

     В экономической литературе бывшего  СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.

 

  1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры
    1. Теоретические основы инфраструктуры
 

     Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической  системы и подсистемы.

     Одной из особенностей современного этапа  развития страны является повышение  роли и совершенствование инфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен. В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь. Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

     При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые  условия для его производства. Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства. Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является: Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

     В отраслях инфраструктуры создается  продукт в новой материально-вещественной форме.

     Невозможно  резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

     Функционирование  инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

     Так же уместно упомянуть о социальной инфраструктуре (т.к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).

     Социальная  инфраструктура это - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

     Социальная  инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным  и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального  обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

     Однако  необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды) 

Информация о работе Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона