Экономическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Переход российских предприятий от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной ставит вопрос о необходимости нового подхода к финансовому планированию и прогнозированию хозяйствующих субъектов. Российские предприятия имеют большой опыт плановой прогнозной работы, разработки различных технико-экономических обоснований, оценок экономической эффективности проектов,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. Сущность экономического прогнозирования и планирования на предприятии…………………………………………………………………..4
2. Понятие, цели и организация планирования на предприятии…...7
3. Процесс финансового планирования на предприятии…………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...18

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
t-align:justify">В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.


3. ПРОЦЕСС ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

          Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы: оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости; выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины; определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).

          Главным объектом анализа финансового состояния предприятия является баланс его активов и пассивов. Однако, поскольку баланс отражает сложившееся на некоторую дату состояние активов и пассивов предприятия, т.е. является как бы "моментальным снимком" размеров и структуры его активов и источников их финансирования, то для корректной и обоснованной оценки финансового состояния на отчетную дату необходимо проанализировать динамику изменения размеров и структуры активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов.

          Для выявления причин этих изменений и в целом изменений финансовой устойчивости предприятия за рассматриваемый период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия за этот период, а также основные фондовые потоки связанные с текущей производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и капитало-изъятиями (т.е. операциями с вне оборотными активами, их приобретением и реализацией) и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением).

         Вторым шагом процесса финансового планирования деятельности предприятия является проектирование его желаемого ("нормального") финансового состояния на конец планового периода, а именно, построение реалистичного, с учетом фактического финансового состояния предприятия. проекта баланса активов и пассивов на последнюю отчетную дату. Данный проект должен отражать будущее финансовое состояние предприятия, соответствующее основным предполагаемым интересам и ожиданиям акционеров и кредиторов предприятия, т.е. владельцев предоставляемых предприятию ресурсов.

          Назначением проектирования баланса активов и пассивов является определение основных параметров финансового состояния предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В процессе финансового планирования с этой нормой будут сравниваться варианты балансов активов и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния предприятия.

          Одновременно с проектированием желаемого финансового состояния предприятия на конец планового периода осуществляется прогнозирование этого состояния путем проведения необходимых финансово-экономических расчетов. Основой для этих расчетов являются соответствующие исходные данные, позволяющие составить прогнозы доходов и расходов, поступлений и платежей за плановый период, и на этой основе прогнозный баланс активов и пассивов на конец этого периода.

          Следующим шагом процесса финансового планирования является сравнение прогнозируемого (расчетного) финансового состояния предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, включая анализ возможных отклонений.

          Прогнозируемый баланс активов и пассивов сопоставляется с проектом баланса активов и пассивов, построенным ранее, исходя из представлений управляющих предприятием о желаемом (нормальном) финансовом состоянии предприятия на конец планового периода. Если отклонения основных параметров прогнозного баланса от соответствующих параметров проектного баланса признаются незначительными, то полученные в результате прогнозных расчетов балансы активов и пассивов, доходов и расходов и поступлений и платежей утверждаются в составе финансового плана предприятия. Если отклонения расчетных параметров от проектных являются существенными, то принимается решение о корректировке исходных данных, на основе которых рассчитывался прогнозный баланс и/или параметров желаемого состояния.

          После достижения (методом последовательных приближений) приемлемого соответствия расчетных параметров баланса активов и пассивов предприятия желаемым (нормальным) параметрам, определяемым в процессе проектирования баланса и возможных корректировок проекта, утверждается финансовый план предприятия. В состав основных документов финансового плана должны быть включены, как минимум, план доходов и расходов, баланс активов и пассивов и план поступлений и платежей. В указанных трех основных документах определяется совокупность взаимосвязанных количественных заданий по доходам и расходам, активам и пассивам и поступлениям и платежам, которые должны быть выполнены в плановом периоде для достижения запланированного финансового состояния. Эта совокупность заданий является основой для планирования и осуществления согласованных и целенаправленных действий по управлению предприятием.

          Уместно заметить, что результатом рассмотренного выше процесса является формирование финансового плана предприятия на общефирменном (корпоративном) уровне. Этот план предусматривает должную сбалансированность доходов и расходов, активов и пассивов предприятия и. следовательно, поступлений и платежей. Поскольку реальный процесс получения и расходования ресурсов обычно (особенно в средних и крупных компаниях) так или иначе децентрализован, постольку за корпоративным финансовым планированием следует т.н. внутрифирменное планирование. в рамках которого осуществляется планирование доходов и расходов и поступлений и платежей по соответствующим центрам ответственности. Если предприятие имеет в своей структуре подразделения на обособленном балансе, то по этим подразделениям осуществляется также планирование активов и пассивов. Если предприятие представляет собой группу имущественно связанны юридически самостоятельных компаний (имеющих уже не обособленные, а самостоятельные балансы), то полный цикл финансового планирования реализуется как на уровне каждой такой компании, так и на уровне головной (холдинговой) фирмы. В этих случаях на уровне предприятия в целом формируются т.н. сводные (консолидированные) планы доходов и расходов, балансы активов и пассивов и планы поступлений и платежей.

          Само собой разумеется, что утвержденный финансовый план предприятия является "не догмой, а руководством к действию"; обоснованный, корректно составленный план позволяет организовать целенаправленную деятельность предприятия; при этом предполагается что в процессе этой деятельности осуществляется необходимый контроль за выполнением плана (достижением плановых заданий, в том числе промежуточных) и текущим финансовым состоянием предприятия, а также мониторинг внешней среды (условий функционирования предприятия). В процессе контроля осуществляются разумные и обоснованные корректировки плановых заданий (параметров) на основе соответствующих финансово-экономических расчетов, позволяющих оценить последствия тех или иных управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы хозяйствующих субъектов - это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов хозяйствующих субъектов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансовые отношения - это прежде всего, распределительные отношения, и они во многом сложились у нас в стране в 1929-1931гг. Введение нового гражданского законодательства существенно расширило их круг. В самом общем виде финансовые отношения можно разделить на четыре группы:

- с другими предприятиями и организациями;

- внутри предприятий; внутри объединений предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;

- с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Прогнозирование – разработка планов по достижению стратегических целей ПОП.

Планирование – процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

В зависимости от результатов планирование делится на: нормативное, стратегическое и оперативное. Стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объемов производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

Важным аспектом деятельности предприятия является выбор методов прогнозирования и планирования.

Общими методами как для прогнозирования, так и для планирования являются расчетно-аналитический, экономико-статистический методы и экономико-математическое моделирование. Специфическими методами для планирования являются балансовый, нормативный и индексный методы, а для прогнозирования – метод прямого расчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

          1.Быкадоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие/Быкадоров В.Л.,Алексеев П.Д..-М.:Приор,2006.-95 с.

          2.Володин А. А. Управление финансами предприятий: учебное пособие/ А. А. Володин. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2007. - 128 с.

          3.Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник для ВУЗов/А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – Изд. 3-е, перераб. и доп.. –М.: КноРус, 2007. – 598 с.

          4.Журавлев, В.В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий: конспект лекций/ Журавлев, В.В., Савруков, Н.Т.. - СПб.: Политехника, 2001. - 127 с.

5.Ковалев В.В. Финансы предприятии: Учебник/ Ковалев В.В., Ковалев Вит.В..- М.: Проспект 2003 г. – 352 с.

          6.Лаврухина Н.В. Финансы предприятий.–М.:МЭСИ,2004-267с.

          7.Павлова, Л.Н. Финансы предприятия: учебник / Л.Н. Павлова. – М. : Финансы : ЮНИТИ, 2006. – 639 с.

          8.Снитко, Л.Т. Управление оборотным капиталом организации/ Снитко, Л.Т., Красная, Е.Н.. - М.: РДЛ, 2002. - 215 с.

          9.Стратегическое планирование/Под ред.Э.А. Уткина. – М.:Тандем, 2006. – 69 с.

          10.Финансы предприятий: Учебник/Н.В. Колчина,Г.Б.Поляк, И.П. Павлова;Под ред.Проф. Н.В. Колчиной – М.:Финансы,ЮНИТИ,2003,13 с.

          11.Финансы предприятий: учебник/ под ред. М.В. Романовского. - СПб.: Бизнес-пресса, 2007. - 527 с.

          12.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА – М, 2003

 



Информация о работе Экономическое планирование на предприятии