Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….4
1.2 Организация финансовой политики государства……………………………..9
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая………………………………………………………………..………17
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..…18
2.3 Планово-директивная…………………………………………………….……20
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………22
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года………………..26
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

финансы мое.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

Реализация целей и задач  финансовой политики осуществляется с  помощью применения различных приемов  организации финансовых отношений  на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.  
Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. [5, c.56]  
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. 

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок  их организации, т.е. установление механизма  аккумуляции, перераспределения и  использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных  отношений используются различные  формы расходов бюджетов [2], формы  поступления средств в процессе распределения и перераспределения  финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). 

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке  называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления  операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:  
·                   финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);  
·                   метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету [3], а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;  
·                   налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.  
·                   страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных  образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Понятие финансового механизма

Финансовый механизм является важной составной частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма  относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов, государства, организации  бюджетной системы, финансов предприятий  и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решениями  различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  текущей обстановки в экономике  и социальной сфере страны.2

Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.3

Структура финансового механизма:

1.Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);

2.Финансовые рычаги (прибыль, процентные  ставки, виды кредита, финансовые  санкции и др.);

3.Правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления,  приказы);

4.Нормативное обеспечение (инструкции, методические указания);

5.Информационное обеспечение (экономическая,  коммерческая, финансовая информация).

 

Финансовые рычаги и стимулы

Финансовые стимулы сводятся к  тому, что государство с помощью  целой системы финансовых рычагов  может оказывать воздействие  на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

Мы знаем, что финансы участвуют  в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как  распределение денежных доходов, и  умело управляя им, государство может  стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

Если говорить о конкретных рычагах  и способах воздействия на экономические  процессы, то надо назвать следующие:

- бюджет: средства из бюджета  на развитие той или иной  отрасли, комплекса отраслей или  отдельного предприятия можно  выделить, а можно и не выделять;

- цены, тарифы. И в условиях рыночной  экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы.

Это воздействие осуществляется посредством  прямого участия государства  в предпринимательскую деятельность - в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства  остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс  ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

- налоги. Это наиболее мощный  финансовый инструмент стимулирования  хозяйственной деятельности. Стимулирующее  влияние налогов реализуется  через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот,  предоставляемых участникам финансовых  отношений, в соответствии опять-таки  с выработанными социально-экономическими  приоритетами.

- экспортно-импортные пошлины,  тарифы. Государство, манипулируя  уровнем (делает их низкими,  льготными или высокими, невыгодными)  экспортно-импортных пошлин, тарифов  стимулирует или дестимулирует  экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех  рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

 

Формы финансового обеспечения

Финансовые отношения можно  сгруппировать, которая будет включать в себя системы: государственных  финансов; финансов организаций, предприятий  и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную  и финансовый рынок. Каждое из перечисленных  звеньев системы финансов достаточно обособленно и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет  функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и  контрольную.

В систему отношений государственных  финансов входят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных  предприятий и государственный  кредит. В систему финансов организаций  и корпораций включаются все предпринимательские структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также прочие субъекты хозяйствования. Кредитная и банковская системы включают в себя: Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, инвестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансовый рынок.

 

Организационные структуры финансового  механизма

Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят органы государственной  власти в соответствии с законодательством:

- Федеральное Собрание, которое  регламентирует деятельность финансовой  системы, устанавливает взаимоотношения  всех хозяйствующих субъектов,  утверждает федеральный бюджет  и финансовое законодательство;

- Правительство Российской Федерации  готовит проект государственного  бюджета, выступает как центр  оперативного и текущего управления  финансами и включает в свой  состав многие министерства и  ведомства, на которые возложены  обязанности и ответственности  по направлениям развития экономики;

- Счетная палата РФ контролирует  расходование и целевое назначение  федеральных денежных средств;

- Министерство финансов РФ осуществляет  общее руководство в финансовой  сфере и исполнение бюджета;  организует разработку бюджета  и его исполнение; участвует в  разработке плана финансовых  ресурсов страны; ведет контроль за финансово хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм собственности;

- Федеральное казначейство организует  кассовое исполнение бюджета  и является подразделением Министерством  финансов РФ;

- Министерство экономики РФ  является руководящим органом  в выработке стратегии экономического  развития и разрабатывает баланс  финансовых ресурсов страны;

- Министерство по налогам и  сборам РФ является контролирующим  органом во взаимоотношениях  хозяйствующих структур с государством;

- Министерство государственного  имущества РФ организует управление  государственным имуществом с  целью получения доходов неналогового  характера и налогов, уплачиваемых  государственными организациями  и предприятиями;

- Федеральная комиссия по ценным  бумагам контролирует деятельность  участников фондового рынка;

- Система учреждений Центрального  банка РФ формирует денежно-кредитную  политику и осуществляет кассовое  исполнение бюджета, а также  ведет контроль за деятельностью  кредитных учреждений.

- Предпринимательские структуры  - хозяйствующие субъекты являются  субъектами управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Типы финансовой политики государства

2.1 Классическая 

Развитие государства связано  с изменением финансовой политики. Использование того или иного  типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп  и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический  и политический курс государства. Все  это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве  системы общественных отношений.  
До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя их этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в  основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогообложения  должна была создать необходимое  поступление средств для обеспечения  сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась  в основном на косвенных и имущественных  налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма  их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе). 

Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики государства