Эволюция финансовой политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Развитие финансовых отношений в России представляет собой очень долгий и тернистый путь от Киевской Руси и до наших дней.

Работа содержит 1 файл

эволюция фнансовой политки россии.docx

— 21.16 Кб (Скачать)

Эволюция  финансовой политики России

Финансовая политика дореволюционной  России

          Развитие финансовых отношений в России представляет собой очень долгий и тернистый путь от Киевской Руси и до наших дней. Начинать, как я полагаю, надо с правления Петра Великого. Он был великим правителем, который использовал опыт Западных стран для развития своей страны… Для проведения своих широкомасштабных реформ ему были необходимы большие финансовые средства. Петр решил учредить особую должность – прибыльщики, которые должны были придумывать новые источники доходов – «чинить государю прибыли». Эти своеобразные чиновники ввели гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, продажи арбузов и орехов, найма домов, налог на раскольников и многие другие. Именно в результате продуманного поиска новых источников доходов во второй половине царствования Петра 1 государственные доходы превышали государственные расходы. И наконец, при Петре 1 были созданы 12 коллегий, четыре из которых имели финансовую направленность: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия и Коммерц-коллегия.

При Екатерине 2 была создана экспедиция государственных  доходов для упорядочивания финансовой системы, которая впоследствии была разделена еще на четыре самостоятельные  экспедиции(по доходам, по расходам, по ревизии счетов и взиманию недоимок, недоборов). В 1775 году она ввела так называемую гильдейскую подать, которая собиралась с купцов первой, второй и третьей гильдии вместо подушной подати. Также была введена плата за каждое торговое заведение – «билеты на лавки»

При Александре 1 в 1802 году создали министерство финансов. С 1811 году функции управления финансами  были поделены между тремя ведомствами  – министерство финансов занимается доходами, государственное казначейство расходами, а государственный контролер  ревизией всех счетов.

В XIX в. Было много достаточно талантливых руководителей финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства. Они понимали, что состояние государственных финансов зависит прежде всего от уровня развития отечественной экономики и государственной политики в социально – экономической сфере. Для этого в относительно короткий срок произошли важные изменения: переход от мануфактуры к крупному машинному промышленному производству, развитие внутренней и внешней торговли, переход от крепостничества к вольнонаемному труду.

После Крымской войны, которая причинила колоссальный вред всей финансовой системе(позже огромный вред был в результате русско-турецкой войны ), правительство начало искать пути быстрого ускорения темпов роста экономики и ликвидации технической отсталости. Правительство хотело привлечь иностранные финансовые средства с заграничных рынков, и организовать строительство наиболее лучшим образом. Обществу правительство гарантировала получение чистого дохода в размере 5% годовых. В России начали утверждаться акционерные общества, в основном связанные с железнодорожным строительством. Правительство поощряло это движение. За 5 лет с 1856 по 1860г. число утвержденных акционерных обществ выросло до 108, или в 5 раз по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако бумаги Главного общества российских железных дорог, оставшегося самым крупным из акционерных обществ, на заграничных рынках размещались достаточно плохо. Тогда решили искать финансовые средства на собственном рынке. К июлю 1857 года была понижена процентная ставка по частным вкладам в банковых установлениях до 4%, а с октября того же года – до 3% (т.е. на четверть).

 Реформы Витте - это, во-первых, денежная реформа 1897 г., которая позволила накопить достаточный золотой запас для сбережения размена государственных кредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии для увеличения государственных доходов и сократить дефицит госбюджета; затем строительство крупной сети железных дорог, начатое с 1891 г.; а также разработка и внедрение покровительственного тарифа. Они помогли развитию крупной фабрично - заводской промышленности.

Вывод: Общая концепция финансовой политики начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность. Исходными принципами в концепции финансовой политики явились преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственности  базировался на уважении к традициям (что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике).

Принцип осторожности был направлен на то, чтобы не в коем случае не разрушить финансовую систему, созданную в России к  началу XX в. с величайшим трудом и напряжением (принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму). Сдерживание экономического принципа – отрицательная черта этого принципа.

Принцип бюджетного равновесия. При осуществлении минимально необходимых расходов поддерживали сложившуюся систему экономических  отношений.

Принцип устойчивости денежной системы характеризуется  обеспечением денег золотом.

Принцип централизации  денежных средств: в государственный  бюджет России поступало до 85 % всех денежных средств, тогда как в  Англии — 54 %, Пруссии — 68 %.

 

 Финансовая политика СССР

     Финансовая политика СССР, на мой взгляд, характеризуется прежде всего тоталитарной политической системой, построенной после крушения имперской власти. Она имеет жесткую централизованную власть, где финансовая политика определялась съездами КПСС… на них определялись все финансовые показатели, что мешало эффективному развитию в финансовой сфере.

         Советские экономисты определяли финансовую политику, прежде всего, как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, как концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.

Этапы и проблемы денежной реформы 1922—1924 годов. Новая  экономическая политика создавала  условия для свободы торговли. Сначала государством был организован  товарообмен без использования  денег, который, однако, был быстро вытеснен куплей-продажей, т.е. торговлей. Ее формирование позволило бы использовать деньги не только для восстановления хозяйства, создания основ плановой экономики, для развития хозяйственного расчета, но и для решения целей общегосударственной  системы ценообразования, а также  кредитной и финансовой систем. В  условиях многоукладной экономики  периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности:

— золото должно быть в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости  товаров;

— обеспечить защиту финансовой системы от иностранного влияния;

— обеспечить возможность регулирования денежного  обращения и его планирования для создания эффективной системы;

— провести единую государственную денежную политику на всей территории СССР.

В октябре 1921 года создали государственный банк, сделав важный шаг в регулировании  денежного оборота, главной задачей  которого стало укрепление денежного  обращения и развитие товарно-денежных отношений в стране. Итогом является: восстановление хозяйства, был получен  хороший урожай, объем промышленной продукции возрос на 30,7%. Вырос товарооборот, благодаря возродившейся внешней  торговле были накоплены валютные резервы: часть прибылей отчисляли государству  хозрасчетные предприятия; стал приносить  проценты государственный кредит: аккумулировались взносы населения в сберегательные и страховые кассы.

Денежная  реформа 1947. Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что  в годы войны (1941—1945 гг.) резко возросли военные расходы, уменьшился розничный  товарооборот. Ясно, что для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось  в обращение большое количество денег. Фашисты на оккупированной территории выпускали фальшивые деньги, что  тоже увеличило их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа  была необходима также для ликвидации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранявших их в кубышках. Решили изымать лишнюю денежную массу.

Реформа связывалась  с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших  страну в 1946 г. засухи и неурожая. В  сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к  денежной реформе, заключавшееся в  сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения  вторых соответственно. Повышение пайковых цен было компенсировано хлебной  надбавки.

В декабре 1947 г. издали постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары». Произвели обмен находившихся в  обращении денежных знаков на новые  в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов. После снятия карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла жесткий удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, и полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате проведения реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947 г. был использован накопленный страной опыт проведения прежних реформ. Вторая денежная реформа была проведена в очень короткий срок.

Осенью 1963-го на некоторых фабриках Москвы, Горького и большинстве угольных шахт Украины - впервые после нэпа - был введен хозрасчет и более чем вдвое  снижено число обязательных плановых показателей. Результаты оказались  настолько благоприятными, что с 1965-го та система стала распространяться едва ли не по всему СССР.

Суть реформ 1960-х, если вкратце, сводилась к следующему:

- ликвидировались  органы территориального хозяйственного  управления и планирования ("хрущевские" совнархозы), а предприятия снова  становились (как до совнархозов)  основной хозяйственной единицей;

- восстанавливалось  отраслевое управление промышленностью;

- сокращалось  количество директивных плановых  показателей 

- расширялась  самостоятельность предприятий:  они стали определять детальную  номенклатуру и ассортимент продукции,  осуществлять инвестиции в производство  за счет собственных средств,  устанавливать долговременные связи  с поставщиками и потребителями,  определять численность персонала и размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались жестким финансовым санкциям;

- за счет  прибыли предприятия могли формировать  фонды развития производства, материального  поощрения, социально-культурного  назначения, жилищного строительства  и т.п. Причем использовать  эти фонды предприятия могли  по собственному усмотрению (в  рамках существующего законодательства).

 Финансовая политика Российской  Федерации

        Институциональная финансовая система Российской Федерации разделяется на Министерство финансов РФ, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, органы государственного финансового контроля, внебюджетные социальные фонды и другие

Министерство  финансов РФ - федеральный орган  исполнительной власти, в состав которого входят такие подразделения как:

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Основными задачами Министерства финансов РФ в разработке единой государственной политики в  сфере:

финансовой  политики (бюджетно-налоговой, страховой, государственного долга);

денежно-кредитной  и валютной политики (совместно с  Центральным Банком России);

аудиторской деятельности;

бухгалтерского  учета и отчетности;

добычи, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;

таможенных  платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств (совместно с Министерством  торговли и экономического развития, в составе которого находится  Федеральная таможенная служба).

2 основных аспекта финансовой политики:

- макроэкономическую  стабилизацию, связанную с проблемой  бюджетного дефицита;

- распределение  финансовых ресурсов, зависящее  от политики в области налогообложения.

На макроуровне финансовое планирование является основным инструментом управления, которое выражается как бюджетный процесс. Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

3. исполнение бюджета;

4. составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Ответственность за составление проекта бюджета  возлагается на правительство (на Министерство финансов и Министерство экономического развития).

Правительство рассматривает и утверждает проект бюджета, а затем передает его  на рассмотрение законодательным органам  власти. После этого проект бюджета  должен быть ратифицирован Президентом. Только после этого бюджет становится законом. На эти две стадии (составление, рассмотрение и утверждение) отводится  около 20 месяцев.

Ответственность за исполнение бюджета возлагается  также на Министерство финансов. Бюджет исполняется в течение бюджетного периода, который включает финансовый календарный год и 1 льготный месяц (всего 13 месяцев).

Составление отчета об исполнении бюджета также  возлагается на Министерство финансов. Отчет должен быть утвержден как  исполнительными, так и законодательными органами власти.

Финансовую  политику РФ определяет в ежегодном  послании Федеральному Собранию. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 "Послание Президента РФ Федеральному Собранию"


Информация о работе Эволюция финансовой политики России