Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:27, реферат
Целостность финансовой системы и финансовое равновесие естественным образом опираются на сбалансированность финансов. Такую опору обеспечивают внутренняя организация и соблюдение паритета интересов во взаимных контактах участников экономических отношений. Сосуществующие в воспроизводственном процессе различные интересы, целеустановки, функциональное назначение и ролевое распределение действующих лиц определяют гамму, направленность и определенность финансовых потоков. Единство не отвергает разнообразия.
В целом с развитием рыночных
отношений для государственных
финансов России характерны: 1) переориентация
государственного бюджета с производства
и распределения на перераспределительные
отношения: от преимущественного обслуживания
производства на социальную сферу и общенациональные
потребности; 2) однозначное закрепление
за налогами роли ведущего источника поступлений
в госбюджет; отмена главных бюджетообразующих
статей в государственной экономике советского
периода: отчисления прибыли госпредприятий
и налога с оборота (разница между розничной
и оптовой ценой); в условиях стагнации
и приватизации низкая собираемость прямых
налогов и уклонение от уплаты бюджетных
взносов вызвали провалы государственного
финансирования и введение новых косвенных
налогов: налога на добавленную стоимость,
акцизов, налога с продаж; 3) открытое признание
наличия дефицита госбюджета и роста государственного
долга, обслуживание и покрытие которых
стало осуществляться не за счет централизованной
кредитно-денежной эмиссии, а за счет внутренних
и внешних займов и выпуска государственных
ценных бумаг.
Обострившаяся проблема нехватки финансовых
средств на государственном уровне вследствие
хронического бюджетного дефицита, несобираемости
налогов, нецелевого и нерационального
использования бюджетных средств вызвали
также некоторое усиление администрирования
в экономике, и вполне обоснованно, в частности,
распоряжение бюджетными средствами стало
осуществляться не через Центробанк, а
по счетам специально созданного финансового
учреждения — Казначейства.
4. На уровне международных финансов развились
тяжелое состояние платежного баланса
и неустойчивость и слабость национальной
валюты в качестве средства международных
расчетов и платежей.
Будучи крупной мировой державой, Россия
неизбежно присутствует в международных
финансах. Внешнеэкономические связи
на двух и многосторонней основе определяют
включение страны в мировые финансовые
потоки, участие в мировых финансовых
процессах. Взаимные связи в условиях
слабости рубля строятся на твердых валютах,
преимущественно долларах США.
В силу тяжелого экономического положения,
характеризующегося производственным,
финансовым, структурным кризисами, доминирующей
тенденцией на рубеже веков продолжало
оставаться ухудшение внешних финансов
России. Достигнутое за счет жесткого
и строгого контроля экспортно-импортных
связей и благоприятной конъюнктуры мирового
топливно-энергетического рынка положительное
сальдо внешнеторгового баланса не изменило
коренным образом состояния платежного
баланса. Дефицит создавали наступление
сроков возврата прежних займов, рост
процентных платежей, острая потребность
в новых кредитах. В результате сохранялся
и даже возрастал громадный внешний долг
страны. В подобных условиях российские
зарубежные активы не работали на благо
национальной экономики, так как были
представлены либо безнадежной задолженностью
бывших сателлитов Советского Союза, либо
«теневым» вывозом капитала в виде «застрявшей»
за границей экспортной выручки, частных
переводов.
Тем не менее Российская Федерация пыталась
проводить активную внешнеэкономическую
политику, уйти от роли статиста в мировых
финансах. В 90-е годы страна стала действительным
членом МВФ и МБРР, учредителем ЕБРР, провела
переговоры о вступлении в ВТО. По-прежнему
серьезная проблема — неконвертируемость
рубля и закрытость национальных рынков.
Для выхода из финансовых тупиков, порожденных
отсутствием платежных средств,
российское правительство переместило
акценты с фискальной на монетаристскую
политику. В оборот вошли новые финансовые
инструменты, абсолютный объем финансовых
потоков резко вырос.
Постоянный дефицит государственного
бюджета в конце XX в. приобрел в России
катастрофические масштабы. Почти 1/5 часть
ежегодных расходов страны оставалась
непокрытой. Не только затраты на содержание
властных структур и правительственные
программы, не столько даже экономические
(производственные, технико-технологические,
коммерческие), сколько социальные расходы
(гарантии жизненного уровня, стабилизация
и повышение благосостояния, защита и
поддержание наиболее уязвимых слоев
общества), а также обслуживание принятых
на себя прежних (в том числе унаследованных
от Советского Союза) и возникающих финансовых
обязательств определяли необходимость
изыскать и привлечь все возможные источники
расчетных и платежных средств. Обращение
к новым займам для оплаты и погашения
старых стало неотъемлемым компонентом
экономической политики Российской Федерации.
Долги государства нарастали снежным
комом. Объем текущего внутреннего долга
практически сравнялся с доходами консолидированного
госбюджета. Внешняя задолженность достигала
астрономических размеров и становилась
сопоставимой с величиной валового внутреннего
продукта. Только на обслуживание государствен-ного
долга расходовалось 5—15 % средств консолидированного
(дефицитного!) госбюджета. И даже благоприятная
конъюнктура мирового нефтяного рынка,
обеспечившая дополнительные доходы от
экспорта российской нефти в начале XXI
в., и использование образовавшегося бюджетного
профицита для облегчения долгового бремени
не снимали остроту финансово-экономической
ситуации.
Инфляционное финансирование государственного
долга осталось в прошлом как неприемлемое
в условиях рыночной экономики. Однако
экономический спад, низкая налоговая
дисциплина, собираемость налогов на уровне
75—80 % от плановой, провалы бюджета лишь
подчеркнули нерезультативность фискальной
политики. Очевидный дефицит финансовых
ресурсов вызвал к жизни новые монетаристские
подходы. И хотя вследствие неурегулированности
(вплоть до хаотичности) денежного обращения
эмиссия продолжала оставаться важным
фактором необеспеченного государственного
финансирования, акцент перенесли на новый
инструмент оплаты и покрытия текущего
государственного долга — правительственные
ценные бумаги. За счет этого источника
удалось профинансировать целый ряд социально
значимых программ, сфер и направлений,
устранить задержки выплат зар-платы,
пенсий и пособий.
Подобный механизм давно известен, апробирован
и эффективно работает во многих странах
мира. Но подобная отсрочка долга требует
детальной проработки, обоснованного
сочетания и . последовательной реализации
текущих и стратегических программ развития,
обеспечения преемственности и мягкого
перетекания обязательств. При финансировании
за счет средств, привлеченных от реализации
правительственных ценных бумаг, затраты
автоматически переносятся в будущий
период. Отсутствие доходных вложений
по сути равнозначно «проеданию» и сегодняшнего,
и завтрашнего потенциального национального
продукта вне зависимости от наличия его
на деле, досрочному расходованию действительных
и даже лишь ожидаемых результатов.
В 1992—1998 гг. в России создавалась
финансовая «пирамида» в общенациональных
масштабах. Каналы государственных расходов
наполнились растущим со временем объемом
отсроченных, но не исчезнувших долгов.
Ежегодный оборот федеральных и региональных
ценных бумаг в 1,5—2 раза превышал доходы
консолидированного госбюджета. Через
механизмы казначейских обязательств
(КО), государственных краткосрочных обяза-
. тельств (ГКО), облигаций федерального
займа (ОФЗ), облигаций государственного
сберегательного займа (ОГСЗ) государство
освобождало от налогов и «прощало» своих
заемщиков, перекладывая свой собственный
все возрастающий за счет процентов долг
на поздний срок. Растущая масса обращающихся
финансовых инструментов, причем государственно
гарантированных, но являющихся лишь отражением
несуществующей стоимости, резко контрастировала
с движением реальных товарных ценностей.
Операции с такими финансовыми активами
мультиплицировали иллюзорное общественное
богатство. В критический для национальной
экономики период 1993—1995 гг., когда спад
в производстве в реальном секторе составлял
40—60 %, гарантированная доходность только
пассивных операций «на погашение» с государственными
ценными бумагами превышала 100 % годовых.
Постоянные активные операции купли-продажи,
текущей капитализации и т. п. давали возможность
удвоения и утроения прибыли. Монетаризм,
не подкрепленный инвестиционными проектами,
оттягивал и переносил решение проблемы
экономической и финансовой устойчивости,
подменяя ее бюджетным дефицитом. Потенциальная
регенерация в любой момент оттягиваемого
во времени состояния стагфляции мультиплицировала
последствия грядущей катастрофы.
Еще более противоречиво развивался процесс
трансформации административной планово-распределительной
экономики в рыночную с неизбежным изменением
самих основ хозяйствования. Разгосударствление
собственности и приватизация породили
новых участников экономических отношений,
механизмы и формы взаимодействия. Глубина
и стремительность демонтажа и реконструкции
сверхцентрализованной директивной экономической
системы в децентрализованную саморегулирующуюся
повлекли естественные деформации финансовой
оболочки. Прежний характер денежных отношений,
по большей части лишь фиксирующих предписанные
реальные взаимосвязи и взаимодействие,
не выдерживал действительной хозяйственной
инициативы, самостоятельности, ответственности,
свободы предпринимательства. Сами финансы
изменили свое содержание. Попутно возникающие
новые формы и наполнение финансовых отношений
повлияли на текущее состояние экономики.
Перевод российской экономики из доминирующей
государственной собственности в частную
и корпоративную происходил в ходе приватизации
в период 1992—1994 гг. Унаследованные из
недавнего прошлого и укоренившиеся в
массовом сознании представления о социальной
стабильности, социальной справедливости
и социальном равенстве воззрения на источники
и процесс создания общественного богатства
определили концептуальные подходы к
реформированию собственности.
Весь стоимостной объем подлежащей приватизации
государственной собственности делился
равными долями между всем населением.
Передача прав собственности осуществлялась
через специально уполномоченные по работе
с финансовыми ресурсами населения правительственные
организации (Сбербанк Российской Федерации)
на безвозмездной основе. Техническая
сторона обеспечивалась выпуском и распределением
особых срочных государственных ценных
бумаг — приватизационных чеков (в обиходе
— «ваучеров») расчетного номинала. Назначение
этих ценных бумаг состояло в обмене на
акции приватизируемых предприятий по
курсу закрытых чековых аукционов. Срок
обращения приватизационных чеков определяли
программы и графики чековой приватизации.
Новый финансовый актив, изначально функционально
ограниченный, практически сразу
после появления в наличной форме
приобрел рыночную ценность и цену,
отклоняющуюся от номинала: от 4000 в начале
до 50 000 руб. в конце ваучерной приватизации
(при номинале 10 000 руб.). За обращением
ваучеров стояли не только реальная собственность,
стоимости, но и спекулятивные операции.
Объем финансов, порожденных приватизационными
чеками, уже с 1992 г. превысил реальные обороты
по номиналу ценных бумаг. Проведенные
в обязательном порядке две последовательные
переоценки основных средств предприятий
в 1992 и 1994 гг. , то есть когда в рыночный
оборот был выпущен весь объем эмитированных
ваучеров уже установленного ( фиксированного
номинала, стали объективной основой роста
стоимости приватизируемой госсобственности,
а следовательно, и рыночной цены обеспеченных
производственными фондами ценных бумаг.
В финансовые потоки добавился еще один
наполнитель, денежная форма, финансовый
инструмент. Инфляционный фактор роста
валового внутреннего продукта и общественного
богатства получил дополнительную подпитку.
В ходе приватизации при всех издержках,
недочетах, просчетах и даже злоупотреблениях,
вызвавших поток справедливых и несправедливых
нареканий и критики, была решена важнейшая
стратегическая проблема: изменены само
существо и содержание российской экономики,
заложены основы рыночных отношений, ставших
единственной реальной перспективой выживания.
Однако экономика при этом продолжала
находиться в состоянии глубочайшей депрессии
и стагфляции. Реальный сектор нуждался
для стабилизации и восстановления дееспособности
в притоке ресурсов, в капитале, в оборотных
средствах, а получил увеличение объема
необеспеченных денежных форм, отражавших
рост несуществующей стоимости.
Блокирование и прсрыв производственных
и коммерческих отношений, возникшие из-за
отсутствия оборотных средств, финансовых
ресурсов не на спекулятивном рынке, а
у действующих предприятий, затоваренных
собственной готовой продукцией из-за
того же отсутствия оборотных средств,
финансовых ресурсов у партнеров по бизнесу,
вынудили экономические субъекты к самостоятельному
поиску выхода из взаимных неплатежей.
На микроэкономическом уровне проблема
решалась встречными бартерными поставками
и взаимозачетами. Возврат к финансовому
обеспечению такого натурального товарного
обращения произошел в 1992 г. путем правового
оформления межхозяйственного коммерческого
кредита (коммерческих векселей) в народно-хозяйственном
обороте. Был предложен и отработан порядок
и механизм оплаты продавцу продукции,
работ, услуг простым и переводным векселем,
самостоятельно эмитированным покупателем.
Подобным образом стали оформляться отношения
между реальными партнерами по бизнесу
— производителями и потребителями. Вместе
с тем появился еще один финансовый инструмент,
а вслед за этим и относительно независимые,
оторванные от реальных производственных
контактов и коммерческих сделок финансовые
операции купли-продажи, переуступки залога
требований и обязательств. Самостоятельная
жизнь векселей, долговых обязательств,
платежных требований повлекла возрождение
вексельного кредита, первоначально как
товарного, коммерческого, а затем и чисто
финансового, банковского. Еще более расширились
сфера и спектр финансовых спекуляций,
вновь, но уже на микроуровне, появилась
дополнительная подпитка финансовых потоков.
Освоив новые методы и механизмы
привлечения и аккумулирования средств
через финансовые операции путем выпуска
ценных бумаг, не только подменяющих движение
реальных ценностей, но и полностью абстрагированных
от любой материальной первоосновы, российские
банки предложили в качестве накопительного
и платежного средства собственные векселя,
а затем — депозитные и сберегательные
сертификаты. Широкое распространение
и размах чисто финансовых операций в
России обусловили формирование рыночной
оценки фиктивного капитала на уровне
стоимости реального.
Финансовые спекуляции подменили инвестирование
и кредитование. Отражением данной тенденции
стало соотношение на национальном фондовом
рынке оборотов «производственных» и
«доходных» ценных бумаг. Удельный вес
акций реальных предприятий в середине
1990-х годов в торговой системе не превышал
10—15 %. Причем и здесь доминировали наиболее
привлекательные и ликвидные так называемые
«голубые фишки» — ценные бумаги нефте-
и газодобывающих и перерабатывающих
предприятий. Спекулятивный характер
российского фондового рынка сказался
и в широком распространении в 90-е годы
чисто спекулятивных по сути, необеспеченных
коммерческих ценных бумаг — по преимуществу
«дутых» финансовых компаний. Отсюда проявилась
и очевидная тяга к легализации в любой
форме не предусмотренных на тот период
национальным законодательством предъявительских
ценных бумаг , имеющих более упрощенную
процедуру обращения по сравнению с именными
(с жесткой фиксацией наличия и перехода
прав владения). Финансовые потоки безмерно
наполнялись денежными формами, в том
числе ничем не обеспеченными финансовыми
суррагатами, уже безотносительно к какому
бы то ни было реальному объему про-изводственных
и коммерческих отношений предприятий.
Подобные обстоятельства, различные по
форме, но сходные по сути, консервировали,
затягивали и нагнетали депрессивное
состояние финансов. Напряжение периодически
прорывалось на протяжении десятилетия
в кризисах в той или иной финансовой сфере,
не снимая остроты противоречий в целом.
Итоговый индекс стоимости основных фондов
в 1992—1994 гг. в зависимости от отраслевой
принадлежности и производственного назначения
предприятий составил от 200 до 600 %. Выросла
и балансовая стоимость уже оцененной
для приватизации государственной собственности.
Тяжелая финансовая ситуация и протекающие
в хозяйственной жизни страны процессы
не могли не сказаться на положении населения.
Рыночные преобразования и изменения
в системе собственности повлекли за собой
расширение сферы денежных отношений
и изменение характера участия в них граждан,
возникновение финансов домашних хозяйств
— личных и частных. Ломка традиций и стереотипов
восприятия в экономике, отход от государственного
патронажа и опеки, вхождение в «финансовые
дебри» как условие, обеспечивающее экономическую
свободу и самовоспроизводство рынка,
неоднозначно воспринимались в обществе.
Личные и частные финансы отразили растущую
организованность, активность и ответственность
россиян в формирующихся рыночных отношениях.
Либерализация цен 1991 — 1992 гг.