Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

 

Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и  одновременно сокращать их объемы.

В 1998 году прямое кредитование правительства было полностью прекращено, а весь правительственный долг перед  Национальным банком был переоформлен в специальные десятилетние облигации  МЕАКАМ. Со своей стороны с 1994 года министерство финансов начало переходить к не инфляционным методам финансирования дефицита бюджета заимствованию на внутреннем рынке путем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские обязательства. В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко и нерегулярно, примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали проводиться еженедельно.

Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБ министерства финансов увеличилась до 2-3 раз в  неделю. Значительно выросли и  объемы размещения. Если не учитывать  специальные ценные бумаги МЕАКАМ и  АВМЕАКАМ, то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6 раз, с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в  связи с апрельской девальвацией тенге интерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство финансов с целью поддержания рынка начало выпускать краткосрочные валютные ЦБ, а также осуществило выпуск специальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее время краткосрочные валютные ценные бумаги полностью погашены, а пятилетние были конвертированы в мае 2000 года в еврооблигации.

Валютные ГЦБ не принесли их владельцам каких - либо сверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по 3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем  сменился периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.

ГЦБ министерства финансов являются не только инструментом заимствования  правительства на внутреннем рынке, но и инструментом регулирования  денежной базы Национального банка  на вторичном рынке. В связи с  тем, что Национальный банк не может  приобретать ГЦБ на первичном  рынке,  а объем их на вторичном  рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанка недостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальный банк с 1995 года был вынужден выпускать свои ценные бумаги - ноты.

Ноты Национального банка  имеют короткие сроки обращения - от 7 до 91 дня, достаточные для оперативного регулирования денежной базы и поэтому  они не конкурируют с ценными  бумагами правительства. В апреле 1999 года, в период введения режима свободно плавающего обменного курса, Национальным банком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовом  порядке специальные ноты для  защиты пенсионных активов.

Увеличение объемов поступлений  в республиканский бюджет в 2000 году определило относительно невысокую  потребность бюджета в заемных  средствах, и в этом году впервые  за годы существования рынка ГЦБ  объем погашения ценных бумаг  превысил объем их размещения. Кроме  того, министерство финансов снизило  объемы заимствования и увеличило  сроки размещения государственных  казначейских обязательств. Наблюдалась  устойчивая тенденция снижения уровня доходности на внутреннем рынке: только за 2000 год доходность по краткосрочным  бумагам снизилась более чем  в 2 раза.

Высокий уровень ликвидности  на финансовом рынке при значительном снижении чистой эмиссии ценных бумаг  правительства привел к тому, что  Национальный банк для регулирования  избыточной ликвидности банков был  вынужден в прошлом году увеличить  выпуск тенговых краткосрочных нот более чем в два раза по сравнению с 1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5 млрд., что привело к значительному увеличению доли нот НБК в структуре всех государственных тенговых бумаг в обращении.

Рынок ГЦБ развивался не только в направлении количественного  роста, за эти годы на нем произошли  глубокие качественные изменения. Постоянно  расширяется спектр государственных  ценных бумаг, увеличиваются сроки  их обращения. Если в 1994 - 1996 годах эмитировались  только краткосрочные бумаги (3-х, 6-ти и 12-и месячные бумаги), то с 1997 года эмитируются и среднесрочные  дисконтированные и   индексированные   бумаги   министерства финансов.

Начиная с 2000 года объем выпуска  среднесрочных ценных бумаг становится значительным и их выпуск достигает  Т11,2 млрд., или 23,4 % от всего выпуска  тенговых ГЦБ министерства финансов. С 2000 года регулярно выпускаются двух и трехлетние дисконтированные и индексированные по инфляции ценные бумаги, по которым отмечается достаточно устойчивый спрос. Так, в 2001 году, несмотря на   снижение   доходности,   по   отдельным   видам   этих   бумаг спрос превышал предложение более чем в 5-6раз.

В первом квартале текущего года рынок ГЦБ развивался достаточно динамично и характеризовался положительными тенденциями: прекращен выпуск валютных ценных бумаг, удлиняются сроки выпуска  тенговых инструментов и значительно снизилась доходной к ним. Стабильность обменного курса тенге способствовала существенному снижению инфляционных и девальвационных ожиданий инвесторов и повышению спроса на ГЦБ. В этих условиях возможны постепенное удлинение сроков заимствования и снижение доходности при первичном размещении и казначейских обязательств.

Дальнейшее развитие рынка  ГЦБ по мнению Национального банка, должно идти в направлении еще  большего расширения спектра государственных  ценных бумаг (в частности, увеличения сроков обращения среднесрочных  ценных бумаг до 5 лет). Это поможет  рынку приобрести надежные среднесрочные  индикаторы, что будет способствовать становлению в Казахстане развитого  капитала и развитию вторичного рынка. Сложившаяся макроэкономическая ситуация весьма благоприятна для решения  этой задачи: в среднесрочном плане  прогнозируется дальнейшее снижение темпов инфляции.

Всего в заключение сделок на KASE в 2002 г. принимали участие 55 организаций, являющихся членами биржи по различным категориям, 10 из которых наиболее активные члены KASE, в 2002 г. контролировавших 65,9% всего вторичного биржевого рынка РК, а на рис. 2 -рейтинг 10 наиболее активных брокерских дилерских компаний, специализирующихся в основном на работе с НЦБ и контролировавших в 2002 г. только 3,3%) биржевого оборота.

Таким образом, очевидно, что  основными операторами казахстанского фондового рынка в настоящий  момент являются крупнейшие банки и  компании по управлению пенсионными  активами (КУПА).

В структуре биржевого  оборота в 2002 г. преобладали сделки репо - 75% .

Следует отметить, что на KASE по сравнению с 2001 г. не произошло существенных структурных изменений (за исключением развития сектора автоматического репо). В настоящее время общие объемы операций растут, но относительная доля сделок с НЦБ падает (наибольший прирост в структуре биржевого рынка НЦБ по сравнению с 2001 г. получил сектор государственных пакетов акций (ГПА), рост которого составил 307%). Кроме того, следует отметить, что рост объемов сделок по сектору автоматического репо свидетельствует об увеличении потребности в краткосрочных заимствованиях. С другой стороны, это может свидетельствовать о недостатке ликвидных инструментов, что приводит к тактике их удерживания в инвестиционных портфелях и совершения с ними краткосрочных залоговых операций (репо и автоматическое репо). Именно туда были направлены высвободившиеся деньги инвесторов, так как эти инструменты ряд аналитиков называют инструментами ожидания более благоприятной конъюнктуры.

Рынок иностранных валют  остается на 2-м месте (после репо) по величине годового оборота на KASE. Его объем несколько вырос за счет увеличения объемов реализации на бирже валютной выручки экспортеров и активизации импортеров, которые завозили в страну в основном инвестиционные товары. Последнее является следствием быстрого роста производства при относительно неразвитом импортозамещающем машиностроении. Вторая половина 2008 года была сложной для всей финансовой системы Республики Казахстан, в том числе и для отечественного рынка ценных бумаг. Ситуация показала, что в отличие от кризиса 1998 года, события на мировом фондовом рынке в значительной степени отразились и на внутреннем фондовом рынке Казахстана. Финансовые и добывающие компании, составляющие основу отечественного рынка акций, наиболее пострадали в ходе кризиса. Следует отметить, что более заметными стали основные проблемы отечественного рынка: небольшое количество эмитентов, отличающееся узкой отраслевой направленностью; недостаток ликвидности, и, как следствие, дефолты отдельных компаний и неисполнение обязательств на рынке «РЕПО»; зависимость индекса KASE от цен, формирующихся на акции на внешнем рынке. В 2008 году Агентством по регулированию финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), помимо намеченных мероприятий по дальнейшему развитию и реформированию инфраструктуры и системы регулирования рынка ценных бумаг, в том числе принятия Законов «О коллективном инвестировании» и «Об исламских ценных бумагах», был принят также ряд мер по поддержке финансовой системы страны, смягчению последствий глобального кризиса, среди которых особо необходимо выделить Закон о финансовой стабильности и План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства.

Как это ни парадоксально  на первый взгляд, но именно в годы мирового кризиса перед фондовым рынком Казахстана открываются новые перспективы  развития. Так, компании, потенциальные  эмитенты, могут основательно подготовиться  к листингу, ввести корпоративное  управление, повысить прозрачность своего бизнеса. Региональный финансовый центр  города Алматы при этом еще активнее займется развитием инфраструктуры фондового рынка, товарной биржи, привлечением эмитентов и инвесторов, продолжит  работу в сфере законодательства, а также по позиционированию Казахстана и Алматы как привлекательного региона  для инвестиций во всем мире. В ближайшие  два года будет проведена работа по повышению финансовой и инвестиционной грамотности населения страны. Следует  отметить, что фондовый рынок получит  развитие в условиях кризиса, и положительные  тенденции в этой сфере наблюдаются  уже сейчас. Согласно статистическим данным в 2007 году, увеличился поток  средних компаний, которые хотели бы выйти на фондовый рынок. Их количество выросло в два раза, вместе с тем, происходит и диверсификация компаний на фондовом рынке. К завершению идет процесс объединения торговых площадок KASE и РФЦА, приняты новые листинговые правила, большие послабления для компаний предоставил новый Налоговый кодекс. 2009 и 2010 годы будут удачными именно для фондового рынка Казахстана, так как создастся критическая масса эмитентов, и появятся новые инвесторы, в основном с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Также кризис дает мощный толчок для развития таких финансовых инструментов, как секьюритизированные активы, больше появится специальных предприятий, которые будут проводить рефинансирование или секьюритизацию имеющихся активов.

Фондовый рынок в условиях нехватки финансирования во время кризиса  может помочь казахстанскому бизнесу  привлечь акционерный капитал различными способами. В частности, большие  перспективы открываются перед  предприятиями из агропромышленного  сектора (к примеру, мясомолочное и  зерновое производство), транспортной, логистической и других отраслей экономики Казахстана, спрос на продукцию  и услуги которых в мире все  больше возрастает. Таким образом, фондовый рынок также будет способствовать развитию и диверсификации экспортных составляющих страны и росту экономики  республики. Казахстан - это 15 млн. человек  и огромная территория, богатая минеральными ресурсами. В долгосрочном будущем  у нашей страны хорошие перспективы  и по производству продукции, и по экспорту, поэтому нам еще необходимы логистические центры, хорошие дороги, соглашения по таможенным тарифам и  глубокие маркетинговые исследования. В 2008 году была создана товарная биржа  в рамках реализации Стратегического  плана Агентства РК по регулированию  деятельности регионального финансового  центра города Алматы (АРД РФЦА) на 2009—2011  годы на базе РФЦА. И, как известно, в конце ноября 2008 года на бирже прошли биржевые торги фьючерсами на аффинированное золото в слитках. Планируется также, что среди других товаров (к примеру, ГСМ, мясо) биржа будет развивать в Казахстане систему биржевой торговли зерном, так как рынок зерна является одним из наиболее перспективных для современной казахстанской экономики. Это позволит анализировать ситуацию на региональных зерновых рынках и обеспечивать гарантированный сбыт внутри страны по фиксированным ценам, а также проводить информационно-разъяснительную работу среди участников зернового рынка с целью повышения грамотности по биржевой торговле. В рамках выполнения задачи по созданию товарной биржи в 2009-2010 годах продолжится работа по созданию ее инфраструктуры. К примеру, запланированы такие мероприятия, как: формирование системы складов и элеваторов, организация деятельности лаборатории; создание транспортно -логистического, программно-технического комплексов; создание информационно - аналитического центра; создание торговых площадок и филиалов брокерских компаний в регионах; создание расчетно-клиринговой палаты. В среднесрочной перспективе ожидается, что эффект от развития товарных бирж будет позитивным. Это позволит найти необходимый баланс

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане