Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России» (гор. Нерчинск)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:28, отчет по практике

Описание работы

Становление рыночной экономики в нашей стране открыло новый этап и поставило новые задачи в развитии банковского дела. В настоящее время в России функционирует огромное количество банков, при этом важной особенностью современного банка является его универсальность, т.е. практически каждый банк стремится оказывать все виды банковских и небанковских операций, поскольку совершаемые им операции - это доходообразующие факторы в его деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Краткая информация об ОАО «Сбербанк России»………………………………..4
2. Организационная и управленческая структура коммерческого банка……..........5
2.1. Органы управления ОАО «Сбербанк России»………………………………..….5
2.2. Стратегия развития Сбербанка России…………………………………………...8
3. Ресурсы коммерческого банка……………………………………………………….9
3.1. Структура ресурсов………………………………………………………………...9
3.2. Порядок формирования собственных средств………………………………….10
3.3. Источники привлечения средств…………………………………………………12
3.4. Управление ресурсной базой коммерческого банка……………………………14
4. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов коммерческого банка………………15
4.1. Порядок открытия, ведения и закрытия расчетных, ссудных счетов…………15
4.2. Межхозяйственные расчеты: применяемые формы и способы безналичных четов

расчетов………………………………………………………………………………...19
4.3. Межбанковские расчеты: порядок открытия и особенности ведения расчетов в системе РКЦ и других кредитных организациях……………………………………24
4.4. Приходно-расходные кассовые операции коммерческого банка……………...25
4.5. Новые направления расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………..26
5. Организация кредитной деятельности коммерческого банка…………………….32
5.1. Организация процесса кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ОАО «Сбербанк России»……………………………………..32
5.2. Формы и порядок обеспечения кредитов……………………………………….33
5.3. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита, решение о кредитовании..35
5.4. Оформление кредитной документации………………………………………….38
5.5. Кредитование ОАО «Сбербанк России» субъектов малого бизнеса…………..39
6. Операции с ценными бумагами…………………………………………………….41
7. Банковские риски: методы оценки и управления ими…………………………….44
8. Информационные технологии……………………………………………………...46
Заключение……………………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………………………………………49
Приложение…………………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ ГОТОВЫЙ.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

3. Мобильность: 

  • для работы в системе можно использовать любой подключенный к сети Интернет компьютер, обеспечивающий достаточный уровень безопасности (на работе, дома, в отпуске);
  • используя SMS-банкинг, можно управлять счетом из любого места, находящегося в зоне покрытия мобильной связи;
  • возможность работы в системе 24 часа в сутки 365 дней в году.

4. Безопасность:

  • в системе реализован механизм аутентификации пользователей и подтверждения документов одноразовыми паролями, передаваемыми посредством SMS-сообщений, что обеспечивает достаточный уровень защиты при минимальных затратах;

5. Гибкость:

  • предусмотрена отдельная роль для представителей клиента, наделенных полномочиями по подготовке документов;
  • к системе можно подключиться даже без открытия расчетного счета;
  • функциональность системы постоянно расширяется.

5. Организация  кредитной деятельности УДО № 8600/0107 Читинского отделения № 8600 ОАО «Сбербанк России»

5.1 Кредитование малых коммерческих структур: особенности и условия предоставления кредитных продуктов.

 

Сектор обслуживания и продаж малому бизнесу УДО № 8600/0107 Читинского отделения № 8600 ОАО «Сбербанк России» осуществляет кредитование резидентов Российской Федерации – юридических лиц, любой организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, заключивших с банком договор банковского счета.

Кредиты предоставляются по следующим направлениям:

  • корпоративное кредитование, в том числе овердрафтное кредитование;
  • контрактное кредитование;
  • инвестиционное кредитование и проектное финансирование;
  • финансирование строительных проектов.

Предоставление кредитных средств осуществляется:

  • единовременным (разовым) зачислением кредитных средств, т.е. предоставление кредита на основании кредитного договора;
  • открытием кредитной линии, в рамках которой заемщик имеет право на получение и использование кредитных средств в течение определенного в договоре периода;
  • кредитованием банковского счета клиента-заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов клиента–заемщика – овердрафтное кредитование.

 Комитетом по ставкам  и лимитам устанавливаются минимальные размеры процентных ставок для проведения операций кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Процентные ставки дифференцированы в зависимости от сроков кредитования, видов операций кредитования и категорий заемщиков.

  По предоставляемым коммерческим банком кредитам могут взиматься комиссионные платежи:

– плата за открытие кредитной линии (предоставление кредита) – является платой за рассмотрение кредитной заявки и оформление кредитной документации;

– плата за пользование лимитом кредитной линии – является платой за фондирование ресурсов;

– плата за обслуживание кредита – является платой за сопровождение кредита, в т.ч. за изменение условий кредитования, за внесение изменений и дополнений в договор о предоставлении кредита и т.п.;

– плата за резервирование ресурсов – является платой за нарушение сроков выборки кредитных средств по договорам о предоставлении кредита с установленными графиками выборки кредитных средств;

– плата за досрочный возврат кредита – является платой за досрочное погашение кредита (или его части).

Обязательным условием предоставления кредита корпоративным  клиентам является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком по договору о предоставлении кредита.

 В качестве обеспечения филиалом  коммерческого банка принимается: 

    • драгоценные металлы и камни: драгоценные металлы в стандартных и/или мерных слитках, соответствующие государственным и отраслевым стандартам Российской Федерации и международным стандартам качества, драгоценные металлы как товары в обороте у субъектов добычи/производства драгоценных металлов, или использующих их в производстве, или производящих изделия из них;
    • ценные бумаги: государственные федеральные ценные бумаги Российской Федерации (т.ч. ценные бумаги Банка России) и ценные бумаги Сбербанка России, ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • доли участия в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью;
    • гарантии и поручительства: государственные гарантии Российской Федерации, гарантии субъектов Российской Федерации или муниципальных образований,  поручительства платежеспособных предприятий, поручительства физических лиц;
    • движимые имущественные активы: транспортные средства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, товарно-материальные ценности;
    • недвижимые имущественные активы: здания, сооружения, в т.ч. часть зданий / сооружений, нежилые помещения, объекты незавершенного строительства (если права собственности на объект незавершенного строительства оформлены), квартиры и жилые дома, земельные участки и др.;

Залогодателями, поручителями могут выступать: юридические лица – резиденты Российской Федерации; физические лица – граждане Российской Федерации.

Принимаемые дополнительным офисом в  обеспечение недвижимые имущественные активы должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации.

В качестве дополнительного обеспечения может использоваться залог ценных бумаг, долей участия в уставном капитале и другого имущества (находящегося на территории Российской Федерации), принадлежащих юридическим лицам – нерезидентам Российской Федерации, а также поручительства нерезидентов Российской Федерации.

Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита осуществляется на основании заявки потенциального заемщика на предоставление кредита, составленной в произвольной форме.

Кредитующее подразделение  запрашивает необходимые для  рассмотрения заявки документы, в т.ч. учредительные и правоустанавливающие документы, финансовые документы, документы по предлагаемому обеспечению, целевому использованию кредита, ТЭО, бизнес-план, прогноз движения денежных средств и другие. Указанные документы могут быть запрошены по заемщику, поручителю, залогодателю. Конкретный перечень документов, их содержание определяются в отдельных нормативных документах с учетом специфики проводимых операций кредитования.

Заявка на предоставление кредита рассматривается кредитующим  подразделением совместно с другими  подразделениями УДО: юридическим подразделением, подразделением безопасности и подразделением, ответственным за привлечение клиента на комплексное обслуживание.

Сотрудник кредитующего подразделения анализирует и  обобщает представленные потенциальным заемщиком, поручителем, залогодателем и подразделениями филиала материалы и готовит заключение о возможности предоставления кредита.

При подготовке заключения кредитующее подразделение анализирует  финансовое состояние и кредитоспособность заемщика/поручителя/гаранта, финансовое состояние залогодателя (на предмет отсутствия рисков банкротства залогодателя), а также кредитуемую сделку, в т.ч. бизнес-план или технико-экономическое обоснование кредитуемой сделки, предлагаемое обеспечение.

Финансовое  состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, эффективностью их использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Анализ финансового состояния осуществляется на основании рассмотрения бухгалтерской отчетности за период не менее, чем за четыре последние отчетные даты и два полных отчетных года, предшествующих указанным отчетным датам, а также расшифровок к ней: краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов и дебиторов и дат возникновения и выделением просроченной задолженности, долгосрочных и краткосрочных кредитов (займов, включая вексельные и облигационные) с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения и погашения кредита, процентной ставки (доходности купона), графика погашения и уплаты процентов, суммы просроченных процентов.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Годовая бухгалтерская отчетность также включает отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку, а также, при наличии, аудиторское заключение или его итоговую часть.

 

При подготовке заключения кредитный инспектор  дает предложения о возможности  предоставления заемщику кредита, с которыми выступает перед членами коллегиального органа, принимающими решение о предоставлении кредитных средств.

При принятии Кредитным  комитетом УДО № 8600/0107 Читинского отделения № 8600 положительного решения по кредитной сделке сотрудник кредитующего подразделения приступает к оформлению кредитной документации.

Одновременно с оформлением договора о предоставлении кредита сотрудник кредитующего подразделения оформляет с заемщиком дополнительное соглашение к договору банковского счета, о праве банка на списание средств с расчетного счета без дополнительного распоряжения клиента, а также в зависимости от вида обеспечения:

  • договоры залога,
  • договоры поручительства,
  • другие документы согласно нормативным документам ОАО «Сбербанк России».

При оформлении документов должны выполняться следующие требования:

  • в текстах договоров все денежные суммы должны быть обозначены хотя бы один раз прописью;
  • фамилии, имена, отчества, адреса, любые наименования в текстах договоров должны быть написаны полностью;
  • договор должен быть подписан уполномоченными на подписание таких договоров лицами, упомянутыми в преамбуле договора, и скреплен печатями сторон по договору.

Все договоры поручительства, заключаемые с физическими лицами, должны быть нотариально удостоверены (вступают в силу после указанного нотариального удостоверения) либо оформлены с соблюдением следующих условий:

  1. рукописной расшифровки поручителем его фамилии, имени, отчества;
  2. наличия подписей не менее двух свидетелей (сотрудников банка) с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных.

Договор залога имущества заключается с собственником имущества – залогодателем. Залогодателем может выступать заемщик или третье лицо.

В договоре залога указываются: предмет залога, его оценочная  стоимость, поправочный коэффициент и залоговая стоимость, существо, размер и сроки исполнения обязательств по договору о предоставлении кредита, у какой из сторон находится предмет залога, местонахождение предмета залога.

Важно отметить, что кредитование клиентов сегмента «Микро бизнес» (с годовой выручкой до 60 млн. руб.) и «Малый бизнес» в универсальном дополнительном офисе № 8600/0107 Читинского отделения №8600 осуществляется на основе следующих принципов:

  • кредиты предоставляются резидентам Российской Федерации – юридическим лицам любой организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, относящимся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ;
  • годовая выручка клиентов не должна превышать 400 млн. руб.;
  • субъекты малого бизнеса, могут не составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ или применять специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.1, 26.2 и 26.3 Раздела VIII.I «Специальные налоговые режимы» Налогового кодекса Российской Федерации.

До декабря 2010 г. к сегменту «Малый бизнес» относились только те индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие годовую выручку, не превышающую 150 млн. руб., что не соответствовало вышеуказанному федеральному закону. И клиенты, с годовой выручкой более 150 млн. руб., но менее 400 млн. руб. кредитовались под более «жесткие» кредитные условия, с максимальным сроком кредитования 18 месяцев.

 

С декабря 2010 г. ОАО «Сбербанк России» были пересмотрены основные кредитные программы, разработан спектр новых кредитных продуктов, отвечающий разнообразным потребностям сегмента малый бизнес:

«БИЗНЕС–ИНВЕСТ» – цель: вложение во внеоборотные активы, в т.ч. капитальное строительство и реконструкцию, а также рефинансирование кредитов других банков. Срок кредитования до пяти лет. Предоставляется отсрочка платежа не более шести месяцев.

«БИЗНЕС–АВТО» – цель: приобретение транспорта для использования в хозяйственной деятельности, сумма кредита до 80% цены приобретаемого транспортного средства. Срок кредитования до пяти лет.

«ГАЗ» – цель: приобретение транспортного средства марки «ГАЗ» для использования в хозяйственной деятельности заемщика. Сумма кредита до 80% цены приобретаемого транспортного средства.

«БИЗНЕС–АКТИВ» – цель: приобретение оборудования нового или бывшего в употреблении. Срок кредитования до пяти лет.

«БИЗНЕС–НЕДВИЖИМОСТЬ» – предоставляет возможность приобретения объекта коммерческой недвижимости под залог приобретаемой, имеющейся или строящейся недвижимости. Сумма кредита до 80% цены приобретаемого объекта недвижимости. Срок кредитования до десяти лет.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России» (гор. Нерчинск)