Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить природу финансов, разобраться в особенностях их функционирования, рассмотреть способы их использования в интересах направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Финансы……………………………………………………….……………4
Сущность и предпосылки возникновения финансов………………..4
Область возникновения и функционирования финансов………..…9
Финансы и общественное производство……………………….……16
2 Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу……………………………………………………………………….19
2.1 Государственные финансы и их влияние на экономику………..…19
2.2 Роль финансов в расширенном производстве и в развитии НТП………………………………………………………………………...27
2.3 Влияние финансов на социальную сферу…………………………...31
3 Анализ федерального бюджета Российской Федерации………..……...37
3.1 Анализ доходной части федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..………………………………….....……37
3.2 Анализ расходной части федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..………………………………….....……39
3.3 Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..…………………………..………...……40
Заключение………………………………………………………….……….43
Список используемых источников…………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Люба.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Налоговые методы регулирования социальных процессов  связаны также со стимулированием  благотворительной деятельности физических и юридических лиц, а также установления дополнительных к государственным гарантиям выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников.

Налоговая система  может оказывать, как положительное, так негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения  субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п.

Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры и искусства, мероприятия по социальному обслуживанию могут осуществляться за счет трех основных источников финансирования: бюджетные средства и/или средства социального страхования, средства населения, средства работодателей, спонсоров и благотворителей. Соотношение между этими источниками определяется национальными особенностями и моделью рыночной экономики.

Рыночная экономика  отличается цикличностью, сопровождаемой в периоды экономического спада  и стагнации ростом безработицы. Он может происходить и без проявления кризисных явлений, когда внедрение новых технологий, более совершенного оборудования содействует сокращению рабочих мест. Проблема занятости может носить локальный характер, особенно это актуально для Российской Федерации, так как со времен административно-командной системы управления во многих городах сохранились так называемые «градообразующие» предприятия, незначительное ухудшение финансово-хозяйственного положения которых создает большие социальные проблемы для населения города.

Государство может  проводить активную и пассивную  политику на рынке труда. Пассивная  политика предполагает меры, связанные  с компенсацией потери заработка: выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для малоимущих, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ.

В Российской Федерации в отдельных регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов, подростков), при котором работодатели, не соблюдающие соответствующей квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости в регионе.

Выплата пособий  по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, а  активные мероприятия - за счет средств  региональных и местных бюджетов.

Одной из мер  решения социальных вопросов, связанных  с политикой занятости, является создание условий для начала предпринимательской  деятельности безработным. С этой целью  во многих странах действует механизм льготного кредитования для начала предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации  государство гарантирует гражданам  право на жилье. Создание рынка жилья  в нашей стране является необходимым  условием функционирования рынка трудовых ресурсов, предполагающего достаточную  мобильность населения. Доступность приобретения жилья важна также для решения демографических проблем. Реализация конституционных гарантий достигается строительством за счет бюджетных средств муниципального жилья и его предоставления малообеспеченным гражданам, а также созданием механизма приобретения населением жилья через бюджетное субсидирование. Большое значение для обеспечения населения жильем в нашей стране имеет развитие ипотечного кредитования. Как правило, государственное участие в ипотечных программах осуществляется органами власти субъектов РФ.

Государственное финансовое регулирование рынка  жилья осуществляется также на основе налогового механизма путем предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц при осуществлении жилищных инвестиций.

Степень развития и устойчивость рынка финансовых услуг определяют возможность роста индивидуальных накоплений, которые являются не только источником дополнительных доходов, но и источником компенсации утраты заработной платы и других основных источников доходов (это можно рассматривать как самострахование).

Одной из важнейших  задач, финансового регулирования, является изменение отраслевой структуры  экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Вывод: Условием экономического развития выступает социальная стабильность, которая предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов должно быть направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп. Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ федерального бюджета Российской Федерации

 

    1. Анализ доходной части федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года

 

Для анализа  федерального бюджета РФ воспользуемся  данными официального сайта Министерства финансов Российской Федерации  [14].

Таблица 3.1 – Структура доходов федерального бюджета РФ фактическое выполнение по состоянию на 01.01.2012 г., млрд. руб.

Вид дохода

Сумма млрд. руб.

В % к общей сумме доходов

В % в разделе

Прямые налоги в % к общей сумме прямых налогов

Косвен. налоги в % к общей сумме косвен. налогов

 

Всего доходов, в том числе:

11 366,0

100

     

1.

Налоговые доходы, всего, в том числе:

3 528,8

31

100

   

1.1

Налог на прибыль  организаций

342,6

3

9,8

100

 

1.2

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые в РФ

1 642,4

14,5

46,5

 

51,5

1.3

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые в РФ

1 543,8

13,5

43,7

 

48,5

 

Итого прямых налогов

342,6

3

9,8

100

 
 

Итого косвенных  налогов

3 186,2

28

90,2

 

100

2.

Неналоговые доходы, всего, в том числе:

7 091,7

62,4

100

   

2.1

Платежи за пользование природными ресурсами

2 046,9

18

28,8

   

2.2

Доходы от имущества  находящегося в гос. и муниц. собственности

380,1

3,3

5,3

   

2.3

Доходы от внешнеэк. деятельности

4 664,7

41,1

65,9

   

3.

 прочие

745,5

6,6

100

   

Диаграмма 3.2 –  Функциональная структура доходов федерального бюджета РФ на 01.12. 2011 г.

Диаграмма 3.2 –  Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ на 01.12. 2011 г.

 

3.2 Анализ расходной части бюджета

 

Таблица 3.2 –  Функциональная структура расходов федерального бюджета РФ на 01.12. 2011 г.

Расходы

Сумма, млрд. руб.

В % к общей  сумме расходов

1.

Общегосударственные вопросы   

787,4

7,2

2.

Социальная  политика   

3 128,5

28,6

3.

Национальная  экономика  

1 790,2

16,4

4.

Национальная  оборона     

1 516,0

13,8

5.

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность  

1 259,8

11,6

6.

Прочие расходы    

2 453,4

22,4

7.

Всего расходов

10 935,22

100

 

Профицит бюджета 

430,78

 

 

Диаграмма 3.2 – Структура расходов федерального бюджета РФ на 01.12. 2011 г.

 

3.3 Анализ сбалансированности бюджета

 

Таблица 3.3 –  Фактическое исполнение федерального бюджета по источникам внутреннего  и внешнего финансирования федерального бюджета млрд. руб. на 01.01.2012 год

Показатели

Сумма, млрд. руб.

1.

Дефицит бюджета 

+430,78

2.

В % к ВВП (ВВП 2011 г – 54 369,1 млрд. руб.)

0,7

3.

Источники покрытия дефицита бюджета, в том числе:

 

 

3.1

Внутренние

1378,8

 

Государственные (муниципальные) ценные бумаги

1079,7

 

Размещение  государственных (муниципальных) ценных бумаг

1378,8

 

Погашение государственных  ценных бумаг 

-299,1

 

Акции

126,2

 

Государственные запасы драгоценных металлов и камней

4,3

 

Курсовая разница

142,5

 

Бюджетные кредиты  внутри страны в валюте российской

-83,7

 

Иные источники  внутреннего финансирования дефицита

-227

 

Прочие источники  внутреннего  финансирования дефицита

-424,9

3.2

Внешние

-1052

 

Возврат государственных  финансов и экспортных кредитов

21,8

 

Представление государственных финансов и экспортных кредитов

-29,3

 

Погашение РФ кредитов иностранных государств

-34,3

 

Получение РФ кредитов иностранных государств

3,4

 

Погашение государственных  ценных бумаг 

-66,7


 

Проводя анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики можно сделать следующие выводы:

  1. Фактическое финансирование и исполнение федерального бюджета  в 2011 году осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; ФЗ от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с учетом изменений объемов финансирования, одобренных федеральными законами от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ и от 6 ноября 2011 г. N 302-ФЗ)  
  2. Исполнение федерального бюджета по доходам в 2011 году составило11 366,0 млрд. руб. Большую часть доходов федерального бюджета (62,4%) составили неналоговые поступления. 31% общего объема поступлений доходов в федеральный бюджет сформировано за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.  Всего налоговые доходы федерального бюджета РФ по состоянию на 01.01.2012 г., составили 3 528,8 млрд. руб. Из них 9,8 % - прямые налоги и 90,2% - косвенные. По доходам в федеральный бюджет в 2011 году наблюдается перевыполнение плановых показателей на 1 062,6 млрд. руб. Динамика общих доходов федерального бюджета к объёму ВВП 2011 года составляет 20,1%

Федеральные налоги и  сборы установлены Налоговым  кодексом РФ. Налог на прибыль организаций  относится к прямому налогу, здесь необходимо учесть, что предприятие налогоплательщик платит 20% от прибыли из которых в федеральный бюджет идёт только 2%, а 18% остаётся бюджету региональному.

  1. Исполнение расходов федерального бюджета в 2011 году осуществлено в объёме 10 935,22 млрд. руб. Наибольшая часть государственных расходов в области социальной политики – почти 29%. На втором месте расходы национальная экономика – 16,4%.  Самая незначительная часть расходов в области общегосударственных вопросов – 7%. Прочие расходы составили 22%. 

Плановые показатели расходов федерального бюджета на 2011 год составляли 12 022,5 млрд. руб. Фактическое осуществление  расходов на 1 087,28 млрд. руб. ниже. Динамика общих расходов к ВВП 2011 года составляет 20,1%

  1. Федеральный бюджет за 2011 год исполнен с профицитом               430,78 млрд. рублей, который составил  0,7 % к объему ВВП (ВВП 2011года -  54 369,1 млрд. руб.)

Профицит бюджета  наука трактует как временный, полученный от случайных обстоятельств. Его  необходимо использовать для удовлетворения чрезвычайных потребностей, либо для формирования резервного фонда на непредвиденные случаи. Если же излишек носит постоянный характер, лучше снизить налоги, поскольку получение регулярных избытков противоречит сущности и целям финансового хозяйства.

Информация о работе Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу