Роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Суровые рыночные условия, в которых мы с вами живем, доказывают: без собственной заботы о будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой. Участие в системе НПО позволяет заранее позаботиться о достойном размере пенсии.
Поэтому очень важно изучить систему негосударственного пенсионного обеспечения, что и явилось целью этой работы. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
изучить сущность и значение негосударственных пенсионных фондов;
проанализировать состояние деятельности НПФ в РФ в современных условиях хозяйствования;
определить основные проблемы и перспективы развития НПО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение негосударственных пенсионных фондов……………….5
1.1 История возникновения НПФ……………………………………...…….5
1.2 Понятие НПФ и нормативно-правовая база регулирования их деятельности…………………………………………………………………………7
1.3 Опыт внедрения НПФ за рубежом……………………………………..13
2. Анализ и состояние деятельности НПФ в РФ в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………………..15
2.1 Состояние НПФ в РФ за 2009-2010 года.....…………………………...15
2.2 Проблемные аспекты деятельности НПФ……………………………...20
3. Роль НПФ в РФ в системе Пенсионного обеспечения на перспективу……...27
3.1 Роль НПФ в системе ПО на перспективу………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     1. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

     2. Структура имущества НПФ. Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

     Пенсионные  резервы фонда формируются исключительно  для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения  своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

     На  средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании, специализированного депозитария  и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).

     3. Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ. Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

     4. Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

     5. Страхование рисков. Для обеспечения  устойчивости исполнения НПФ  обязательств по выплате негосударственных  пенсий формируется страховой  резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

     НПФ выполняет следующие функции:

     • разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

     • заключает пенсионные договоры;

     • аккумулирует пенсионные взносы;

     • ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников об их состоянии;

     • заключает договоры с управляющим  фонда;

     • формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные  средства, включая пенсионные резервы;

     • ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

     • производит выплаты негосударственных  пенсий;

     • осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением средств в  фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

     • предоставляет информацию о своей  деятельности.

     Вкладчики НПФ имеют право:

     1) требовать от фонда исполнения  обязательств фонда по пенсионному  договору в полном объеме;

     2) представлять перед фондом свои  интересы и интересы своих  участников, обжаловать действия  фонда; 

     3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

     Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными  средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами  фонда и пенсионным договором.

     НПФ обязан:

     1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

     2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

     3) переводить по поручению вкладчика  или участника выкупную сумму  в другой фонд в соответствии  с условиями пенсионного договора;

     4) не принимать в одностороннем  порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

     НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в  соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.

     В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля. Система внутреннего контроля:

     1. Совет Фонда 

     Высший  орган управления НПФ. Устанавливает  принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные  документы, бюджет.

     2. Попечительский совет

     Осуществляет  контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.

     3. Ревизионная комиссия

     Осуществляет  ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.

     Система государственного контроля:

  1. Федеральная служба по финансовым рынкам
    • лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также уведомительная регистрация фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
    • регистрация пенсионных правил фонда и всех изменений к ним в соответствии с установленным уполномоченным федеральным органом порядком.
    • обязательная отчетность фонда перед уполномоченным федеральным органом в соответствии с установленным им порядком.
    • обязательное представление в уполномоченный федеральный орган аудиторского заключения и результатов актуарного оценивания.
    • проведение проверок фондов комиссиями уполномоченного федерального органа.
    • участие представителей уполномоченного федерального органа в работе ликвидационной комиссии фон.

      Система вневедомственного контроля:

• специализированный депозитарий. Осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов НПФ.

     • независимый аудитор

     Осуществляет  аудиторскую проверку финансово-хозяйственной  деятельности НПФ.

     • независимый актуарий

     Проводит  актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному  обеспечению.

1.3 Опыт внедрения  НПФ за рубежом 

     По  результатам проведенного анализа формирование систем пенсионного обеспечения в развитых странах началось достаточно давно, однако на современном этапе пенсионные системы регулярно пересматриваются, дополняются и модернизируются в соответствии с социально-экономическими условиями.

     Система пенсионного обеспечения в Великобритании считается одной из самых доскональных в мире. Фактически Великобритания – одна из стран, на которую почти не повлиял кризис пенсионных систем в Европе. Причиной этого можно считать введение британским правительством в числе первых системы личного пенсионного обеспечения и постепенное сокращение государственных пенсий.

     Модель  пенсионной системы, которая сложилась  в Германии, характерна и для Австрии, Италии, Франции и большинства  стран Западной Европы. В целом система защиты старости в Германии характеризуется сосуществованием ряда разных отдельных систем. Несмотря на существующие значительные расхождения, вся система предоставления защиты старости в Германии характеризуется как "система трех уровней".

     Модель  пенсионной системы в США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Рост пенсионных активов в США в 80-90-е годы происходил исключительно быстрыми темпами. Всего  за 16 лет (1980-1996) их объем увеличился в 6 раз даже с учетом инфляции. Темпы роста пенсионных активов в 4 раза превышают темпы роста ВНП США. Этот рост происходит, прежде всего, за счет расширения накопительных пенсионных систем. В пенсионном обеспечении американцев, начиная с 80-х годов, центр тяжести смещается от государственной распределительной системы к накопительным схемам, реализованным в основном в приватном секторе, поскольку они развиваются опережающими темпами.

     Наиболее  успешным, по мнению экспертов, является реформирование пенсионной системы в Мексике, где пенсионные резервы полностью (на 100%) аккумулируются и инвестируются в соответствии с накопительным принципом. Индивидуальные счета ведутся частными управляющими компаниями.

     Польская  пенсионная реформа тоже имеет свои особенности. Пенсионные выплаты из солидарной системы устанавливается на основе остатков средств на условном счете, который складывается из взносов в солидарную систему за каждого участника. Внедряется общеобязательная накопительная система. От участников требуется взносить 7,3% их заработка в частный пенсионный фонд, который они самостоятельно выбирают. Эти взносы потом инвестируются, а накопленный остаток средств на счете превращается при выходе на пенсию в пожизненную ренту (ежемесячные выплаты). В отличие от солидарной системы эти счета реальны. Для лиц, которые хотят сберечь дополнительные средства при выходе на пенсию, внедряется добровольная накопительная система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ и состояние  деятельности НПФ  в РФ в современных  условиях хозяйствования

2.1 Состояние НПФ в РФ за 2009-2010 года

     Итоги 2009 года на рынке негосударственных  пенсионных фондов свидетельствуют  о значительном успехе фондов в преодолении  последствий финансового кризиса. Системе НПФ удалось отыграть большую часть потерь и вернуться на докризисный уровень по размеру пенсионных резервов (на 01.01.10 они увеличились до 571 млрд рублей); 1,8 млн. застрахованных лиц приняли решение перевести накопительную часть пенсии в НПФ из ПФР в течение 2009 года. В течение года рынок в результате отзыва лицензии или слияния с более крупным НПФ покинуло порядка 60 фондов, при этом лишь в одном случае имелся факт неисполнения фондом своих обязательств. В отличие от банков, на санацию которых АСВ потратило свыше 300 млрд. рублей, на поддержку пенсионной системы не было истрачено ни копейки. Тем самым, можно утверждать, что система НПФ пережила кризис успешнее, чем банковский или страховой секторы. (Приложение 1)

     Вес негосударственных пенсионных фондов на российском финансовом рынке возрос. Доля пенсионных средств под управлением УК выросла в 2009 г. на 35% и достигла порядка в 550 млрд. рублей, при этом доля пенсионных средств в активах под управлением УК выросла с 33% до 40%; отношение собственного имущества НПФ и ВВП возросло с 1,34% до 1,89%. Государство приступило к реализации второго этапа пенсионной реформы и предложило новую концепцию развития рынка, сделав вопрос негосударственного пенсионного обеспечения ключевым.

Информация о работе Роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан