Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие теоретических основ государственного управления сферы труда и занятости на современном этапе;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
оценка уровня занятости и безработицы в г. Оренбурге;
изучение Российского и Оренбургского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5
Понятие и классификация рынка труда ……………………………………….. 5
Основные институты рынка труда …………………………………………….. 9
Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15
2.1 Факторы и особенности формирования российского рынка труда …………..15
2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22
2.3 Проблема регулирования российского рынка труда …………………………. 26
Заключение ………………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы …………………………
Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.
Принципиально важно одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.
Если да, то размер его пособия,
продолжительность и
Сумма
пособия для каждого
Важнейшим
элементом формирующейся
Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.
Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости.
Аналогичные межведомственные
Особую
актуальность приобретают в настоящее
время вопросы
В
результате проведённых исследований,
можно сделать следующие
Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и работники адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес, то есть ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад.
Со стороны работодателей снова появился спрос на квалифицированный персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении с докризисными временами изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные бухгалтеры, финансовые аналитики и т.п. По состоянию на конец января 2006 года заметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний, занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.
Отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Появление новых законодательных актов: Закона «О занятости населения в Российской Федерации», Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а также Положения, утвержденного СМ РФ «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» говорит о том, что государство уделяет большое внимание вопросам занятости населения. Данными нормативными актами установлены основные требования к руководству предприятия предъявляемые со стороны государственных органов. Согласно им работодатели должны своевременно, не менее чем за три месяца, представлять в органы государственной службы занятости населения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях.
Не позднее чем за два месяца работодатели обязаны сообщать по определенной форме в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении конкретного работника. Работодателям вменяется в обязанность при заключении коллективных договоров предусмотреть: мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников; предоставляемые им льготы и компенсации высвобожденным работникам сверх установленных законодательством; порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора; гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников; обязательство по заключению с органами государственного страхования или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы; другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.
При кратковременном снижении объемов производства целесообразно предусмотреть меры, позволяющие избежать сокращения численности работников. Например, временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места; перевод работников предприятия на режим неполного рабочего времени; предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы.
Таким образом, положение дел в сфере занятости оказывает чрезвычайно сильное воздействие на состояние общества. В сфере занятости формируется основная часть доходов населения, а, следовательно, и происходящих здесь процессов зависят уровень его благосостояния, масштабы бедности и имущественного неравенства. В сфере занятости реализуется одно из основополагающих конституционных нрав человека – право на труд. Но не только право, а и объективная потребность в труде, в созидательной работе также реализуется в сфере занятости. При этом показатель удовлетворенности человека работой, то есть степень реализации его прав, интересов, потребностей в сфере занятости служит одним из важнейших индикаторов качества жизни.
Численность и состав экономически активного населения России
Наименование показателей | Тыс. чел. | % от экономически активного населения | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Экономически активное население: всего | 75665 |
75012 |
73962 |
73140 |
100 |
100 |
100 |
100 |
-мужчины | 38880 | 38714 | 39077 | 38974 | 100 | 100 | 100 | 100 |
-женщины | 36785 | 36298 | 34885 | 34166 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Занятые: всего | 72071 | 70852 | 68484 | 67100 | 95,3 | 94,5 | 92,6 | 91,7 |
-мужчины | 37063 | 36560 | 36132 | 35700 | 95,3 | 94,4 | 92,5 | 91,6 |
-женщины | 35008 | 34292 | 32352 | 31400 | 95,2 | 94,5 | 92,7 | 91,9 |
Безработные: | 3594 | 4160 | 5498 | 6040 | 4,7 | 5,5 | 7,4 | 8,3 |
-мужчины | 1817 | 2154 | 2945 | 3274 | 4,7 | 5,6 | 7,5 | 8,4 |
-женщины | 1777 | 2006 | 2533 | 2766 | 4,8 | 5,5 | 7,3 | 8,1 |
2006
2007
2008 2009
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура занятого населения России по отраслям, в %
Население | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего занято в экономике | 100 | 00 | 100 | 100 |
В том
числе в:
-промышленности |
29,6 |
29,4 |
27,1 |
25,7 |
-сельском и лесном хозяйстве | 14,3 | 14,6 | 15,4 | 15,7 |
-строительстве | 11,0 | 10,1 | 9,9 | 9,7 |
-транспорте и связи | 7,8 | 7,6 | 7,8 | 7,9 |
-торговле
и общественном питании, |
7,9 | 9,0 | 9,5 | 9,7 |
-жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения | 4,1 | 4,2 | 4,4 | 4,9 |
-здравоохранении,
физической культуре и |
5,9 | 6,0 | 6,4 | 6,7 |
-образовании, культуре и искусстве | 10,4 | 10,2 | 10,8 | 11,3 |
-науке и научном обслуживании | 3,2 | 3,2 | 2,7 | 2,5 |
-кредитовании, финансах и страховании | 0,7 | 0,8 | 1,1 | 1,3 |
-аппарате органов управления | 2,1 | 2,3 | 2,4 | 2,5 |
-других отраслях | 3,0 | 2,6 | 2,5 | 2,1 |
Информация о работе Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития