Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие теоретических основ государственного управления сферы труда и занятости на современном этапе;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
оценка уровня занятости и безработицы в г. Оренбурге;
изучение Российского и Оренбургского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5
Понятие и классификация рынка труда ……………………………………….. 5
Основные институты рынка труда …………………………………………….. 9
Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15
2.1 Факторы и особенности формирования российского рынка труда …………..15
2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22
2.3 Проблема регулирования российского рынка труда …………………………. 26
Заключение ………………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

Рынок труда ОГАУ.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

     Государство не должно навязывать безработному форму  не только его занятости, но и незанятости.

       Принципиально важно одно - имеет  ли человек право на пособие  по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

       Если да, то размер его пособия,  продолжительность и регулярность  выплат не должны зависеть  от власти чиновников. Они могут  определяться продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру  заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.

     Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна  зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах  занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру  расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких «полицейских» обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.

     Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом  сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования,  обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности.

     Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики  РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной  службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.

     Подобное  взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости.

       Аналогичные межведомственные комиссии  целесообразно создать и на  региональном уровне при органах исполнительной власти.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

Заключение

 

     В результате проведённых исследований, можно сделать следующие основные выводы:

     Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и работники адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес, то есть ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад.

     Со  стороны работодателей снова  появился спрос на квалифицированный  персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении  с докризисными временами изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные бухгалтеры, финансовые аналитики и т.п. По состоянию на конец января 2006 года заметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний, занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.

     Отношения в области занятости – это  наиболее важные отношения в нашей  жизни, и не случайно именно это сфера  привлекает к себе столь пристальное  внимание со стороны законодателей. Появление новых законодательных актов: Закона «О занятости населения в Российской Федерации», Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а также Положения, утвержденного СМ РФ «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» говорит о том, что государство уделяет большое внимание вопросам занятости населения. Данными нормативными актами установлены основные требования к руководству предприятия предъявляемые со стороны государственных органов. Согласно им работодатели должны своевременно, не менее чем за три месяца, представлять в органы государственной службы занятости населения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях.

     Не  позднее чем за два месяца работодатели обязаны сообщать по определенной форме в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении конкретного работника. Работодателям вменяется в обязанность при заключении коллективных договоров предусмотреть: мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников; предоставляемые им льготы и компенсации высвобожденным работникам сверх установленных законодательством; порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора; гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников; обязательство по заключению с органами государственного страхования или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы; другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.

     При кратковременном снижении объемов  производства целесообразно предусмотреть меры, позволяющие избежать сокращения численности работников. Например, временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места; перевод работников предприятия на режим неполного рабочего времени; предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы.

     Таким образом, положение дел в сфере занятости оказывает чрезвычайно сильное воздействие на состояние общества. В сфере занятости формируется основная часть доходов населения, а, следовательно, и происходящих здесь процессов зависят уровень его благосостояния, масштабы бедности и имущественного неравенства. В сфере занятости реализуется одно из основополагающих конституционных нрав человека – право на труд. Но не только право, а и объективная потребность в труде, в созидательной работе также реализуется в сфере занятости. При этом показатель удовлетворенности человека работой, то есть степень реализации его прав, интересов, потребностей в сфере занятости служит одним из важнейших индикаторов качества жизни.

 

Список  использованной литературы

 
      
  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Ось 89, 2002.
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004.
  3. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. -  М.: ЮНИТИ, 2008. – 412с.
  4. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения: Учебное пособие. Серия «Учебные пособия». – Ростов-на Дону: «Феникс», 2009. – 519с.
  5. Власов В.А. Практика требует обновления закона о занятости // Человек и труд. – 2011. - № 2. – C. 20
  6. Власов В.А Профсоюзы и проблемы занятости // Человек и труд, - 2011. - № 5. – C.14
  7. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. – 472с.
  8. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М.: 2010. – 329с.
  9. Голландцева Т., Гривина И. Временная занятость как форма активного содействия занятости безработных граждан // Человек и труд. – 2009. - № 11. – С. 31
  10. Горбачева Т.Л., Рыжикова З.А. Методологические подходы измерения занятости в неформальном секторе экономики // Вопросы статистики, - 2010. - № 4. – С. 26
  11. Занятость, безработица, служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий. – М., 2009. – 165с.
  12. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития // Экономист, №7, 2007. – 328с.
  13. Колесникова О. О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд, - 2008. - № 2. – С. 27
  14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/Под ред. Заслуженного юриста РФ действительного государственного советника Российской Федерации 3-го класса С.А. Панина. – М.: МЦФЭР, 2005.
  15. Костин Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. – М.: 2008. – 284с.
  16. Курс переходной экономики: Учебник для вузов/ под ред. Акад. Л.И. Абалкина – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009. -   165с.
  17. Плакся В. И. Безработица. – М.,  2010. – 277c.
  18. Прокоп Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современные подходы // Человек и труд, - 2007. - № 8. – С. 17
  19. Пучков А.И. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2008. – 289с.
  20. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4- е изд. Перераб. И доп. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. – 403с.
  21. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2007. – 382с.
  22. Рофе А.И. Рынок труда: учебник для вузов. М., 2010. – 261с.
  23. Рофе А.И. Труд: теория, экономика, организация: учебник для вузов. М., 2009. – 318с.
  24. Рынок труда: Учебник / Под. Ред. В.С., Бунянова, Н.А. Войчина– М., 2009. – 266с.

 

       Приложение 1

                                           

Численность и состав экономически активного  населения России

Наименование  показателей Тыс. чел. % от экономически  активного населения
2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009
Экономически  активное население: всего  
75665
 
75012
 
73962
 
73140
 
100
 
100
 
100
 
100
-мужчины 38880 38714 39077 38974 100 100 100 100
-женщины 36785 36298 34885 34166 100 100 100 100
Занятые: всего 72071 70852 68484 67100 95,3 94,5 92,6 91,7
-мужчины 37063 36560 36132 35700 95,3 94,4 92,5 91,6
-женщины 35008 34292 32352 31400 95,2 94,5 92,7 91,9
Безработные: 3594 4160 5498 6040 4,7 5,5 7,4 8,3
-мужчины 1817 2154 2945 3274 4,7 5,6 7,5 8,4
-женщины 1777 2006 2533 2766 4,8 5,5 7,3 8,1
 
 

     

               2006          2007      2008           2009 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Структура занятого населения России по отраслям, в %

Население 2006 2007 2008 2009
Всего занято в экономике 100 00 100 100
В том  числе в:

-промышленности

 
29,6
 
29,4
 
27,1
 
25,7
-сельском  и лесном хозяйстве 14,3 14,6 15,4 15,7
-строительстве 11,0 10,1 9,9 9,7
-транспорте  и связи 7,8 7,6 7,8 7,9
-торговле  и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках 7,9 9,0 9,5 9,7
-жилищно-коммунальном  хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения 4,1 4,2 4,4 4,9
-здравоохранении,  физической культуре и искусстве 5,9 6,0 6,4 6,7
-образовании,  культуре и искусстве 10,4 10,2 10,8 11,3
-науке  и научном обслуживании 3,2 3,2 2,7 2,5
-кредитовании, финансах и страховании 0,7 0,8 1,1 1,3
-аппарате  органов управления 2,1 2,3 2,4 2,5
-других  отраслях 3,0 2,6 2,5 2,1

Информация о работе Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития