Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:13, контрольная работа
В последние годы наблюдается постоянный интерес к экономии за счет широты сферы деятельности и к возможности переноса ресурсов и способностей из одной отрасли в другую. Тесной связи между фирмами уже недостаточно, так как ключом к созданию стоимости становится способность диверсифицированной фирмы делиться ресурсами и передавать производственные звенья более эффективно, чем это позволяют альтернативные варианты соглашений.
В
Удмуртии условия для развития малого
предпринимательства менее
Возможности диверсификации
Возможность диверсификации определяется наличием свободных рыночных ниш, которые фирма способна занять. Основная доля товаров, услуг малых предприятий реализуется непосредственно в регионе - такова специфика малого бизнеса. (Однако некоторые предприятия из группы "Д" в Тульской области начинают ориентироваться на потребителей из других регионов.) Данные опроса показывают, что пока региональный рынок оставляет достаточный простор для смены видов деятельности, имеет свободные ниши.
Обе группы предприятий действуют на одних и тех же рынках сбыта, но тем не менее их активность в области сбытовой политики существенно различается. В группе "Д" уделяют больше внимания, во-первых, маркетинговым исследованиям, во-вторых, рекламной деятельности. В целом доля предприятий, не проводивших маркетинговые исследования, в 2,5 раза выше среди фирм группы "Н". В группе "Д" на 25% фирм налажена постоянная работа маркетинговой службы, и, напротив, предприятия группы "Н" в большинстве случаев (82%) проводят исследования рынка эпизодически и не имеют в штате специалистов соответствующего профиля.
Объем вложенных в рекламу средств также различается по выделенным группам "Д" и "Н". В группе "Д" рекламная деятельность характеризуется более высоким рейтингом среди направлений вложения финансовых средств. Такое превышение наблюдается в обоих регионах.
Возможность диверсификации определяется и уровнем конкуренции в регионе. И в Тульской области, и в Удмуртии оценка степени конкуренции выше по группе "Д" (44 и 33% против 29 и 22% соответственно). Таким образом, выход на новые рынки заставляет работать в условиях более жесткой конкуренции. Но данные опроса показывают, что окончательный раздел рынков пока не завершен, свободного рыночного пространства еще достаточно, а работа в условиях более жесткой конкуренции не обусловливает ухудшение результатов деятельности предприятия.
Финансовые аспекты диверсификации
Освоение нового вида деятельности требует от фирмы дополнительных производственных затрат на продвижение новой продукции на рынок. По данным опроса, в целом рейтинг инвестиций в оборудование и рекламную деятельность выше по группе "Д" (они следуют за приоритетным направлением вложений - пополнением оборотных средств). Предприятия группы "Н", кроме того, осуществляют вложения в ремонт занимаемых помещений.
Каковы источники финансирования предприятий? Здесь наблюдаются существенные различия: предприятия группы "Д" чаще обходятся собственными средствами, не нуждаются в привлеченных (более 33% по сравнению с 17% в группе "Н"). Если рассматривать только те малые предприятия, которые планируют привлечение средств, то и здесь политика предпринимателей двух групп также неодинакова. Предприятия группы "Д" больший упор делают на краткосрочный банковский кредит (47% против 36%), займы у предприятий-партнеров (32% против 18%) и инструменты фондового рынка (26% против 11%). Руководители фирм группы "Н" в основном ориентируются на государственное финансирование. 50% предприятий этой группы хотят получить краткосрочные и долгосрочные государственные кредиты (в 1,7 раза больше, чем в группе "Д"). Иными словами, предприниматели, стремящиеся осваивать новые рынки, проводят более самостоятельную финансовую политику, активно привлекая заемные.
Тульские малые предприятия группы "Д" находятся в более благоприятном финансовом положении, в то время как в Удмуртии финансовое положение фирм из группы "Д" по крайней мере не лучше, чем у остальных.
Цели и задачи фирмы и их связь с диверсификацией
Главная
целевая установка фирмы может
быть диаметрально противоположной: от
решения задач тактического плана,
то есть обеспечения условий для
выживания, до стратегического - создания
условий для динамичного
В Тульской области пытаются выжить 15% фирм группы "Д" - в 2,4 раза меньше, чем в группе "Н". В 1,4 раза больше предприятий группы "Д" стремятся создать условия для динамичного развития. То есть подтверждается вывод о том, что диверсификация в этом регионе служит средством решения перспективных задач, а не используется для "латания дыр" в "пожарном" порядке.
В Удмуртии целевые установки предприятий группы "Д" скромнее, даже чем у предприятий группы "Н". Среди первых на решение задач по выживанию нацелены 13% респондентов, на динамичное развитие — 40%, среди вторых соответственно — 0 и 50%. Мы видим, что здесь диверсификация использовалась лишь в критическом случае, для выправления кризисной ситуации. Зачастую опоздание было непоправимым.
Достижение
целей фирмы обеспечивается решением
комплекса текущих задач, обусловливающих
рост соответствующих финансово-
В Тульской области предприниматели группы "Д" стремятся прежде всего максимизировать объем продаж (72% респондентов, практически столько же в группе "Н"), повысить свою долю продаж на рынке (64°% респондентов, в 1,9 раза больше, чем по группе "Н"). Увеличить объем получаемой прибыли хотят лишь 33% респондентов первой группы — в 1,4 раза меньше, чем второй. Кроме того, среди руководителей МП группы "Д" в 1,6 раза больше тех, кто ставит задачу повышения технологического уровня производства и, что примечательно, нет таких, кто озабочен стабилизацией занятости, поддержанием стабильного дохода работников. В группе "Н" занятостью и доходом работников обеспокоены соответственно 29 и 42% руководителей малых предприятий. В целом тактика тульских предприятий группы "Д" характеризуется большей ориентацией на перспективу и поэтому в большей степени соответствует рыночным условиям.
В Удмуртии предприниматели группы "Д" на первое место ставят иные показатели и прежде всего максимизацию прибыли (43% респондентов, столько же в группе "Н"). Число представителей группы "Д", желающих увеличить свою долю продаж на рынке, в 2,2 раза меньше, чем представителей группы "Н". 14% респондентов группы "Д" считают, что надо стабилизировать занятость и 25% — поддержать доход работников. К необходимости развивать технологию склоняются лишь 20% предпринимателей первой группы (в 1,8 раза меньше, чем второй).
Задачи, которые ставят перед собой руководители удмуртских МП группы "Д", если не взаимоисключающи, то достаточно противоречивы. Поэтому неудивительно, что результаты, достигнутые путем диверсификации, в Удмуртии значительно хуже, чем в Тульской области. 20% респондентов группы "Д" в этом регионе и сегодня нацелены на изменение сферы деятельности. Но для успеха им потребуется основательно пересмотреть свои стратегию и тактику, выбирать цели, более адекватные рыночным реалиям.
Подведем
итоги. Как свидетельствуют результаты
обследования, объективные возможности
изменения направлений
Обследование
показало, что существуют два варианта
диверсификации, различающиеся как
по целям, так и по механизму реализации.
В первом случае диверсификация - путь
развития бизнеса. Она планируется
на перспективу для упрочения
положения предприятия и осуществляется
в комплексе с мерами по анализу рынка,
продвижению продукции на рынок и другими
тактическими задачами. Во втором случае
к диверсификации прибегают, когда фирма
уже столкнулась с необходимостью искать
способы выживания. Диверсификация как
путь развития улучшает финансово-экономиччское
положение МП, а как способ выживания не
дает ощутимых положительных результатов,
по крайней мере в краткосрочной перспективе.