Система управления бюджетного дефицитом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть систему управления бюджетным дефицитом.
При этом решаются следующие задачи:
Анализ причин возникновения бюджетного дефицита;
Рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета.
Определение способов регулирования.
Рассмотрение социально-экономических последствий бюджетного дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...................................3
I. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения………...…5
1.2. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита……….......10
1.3. Сущность понятия управления бюджетным дефицитом……………..…......13
II.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ...................................................................….....16
2.1. Бюджетный дефицит в России………………………………………………..16
2.2.Планы и прогнозы правительства в области бюджетной политики РФ……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….............................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...………………………....24

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

1. в  продолжении курса на его неинфляционное  покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

2. увеличении  доли бюджетных заимствований  в небанковском секторе за  счет привлечения средств населения,  предприятий, организаций, других  инвесторов. Следует расширить круг  государственных ценных бумаг для населения;

3. координации  выпуска федеральных, региональных  и муниципальных займов с целью  поддержания сбалансированности  внутреннего финансового рынка. [10]

     Согласно опубликованным Минфином в пятницу данным об исполнении федерального бюджета за январь—август 2010 года, объем поступивших доходов составил 5,3 трлн руб. (68,1% от годового плана), кассовое исполнение расходов — 5,9 трлн руб. (58,2% к утвержденным ассигнованиям и 58,1% к уточненной росписи). Дефицит федерального бюджета составил 646 млрд руб., или 2,3% ВВП. Объем ВВП за январь—август составил 28,6 трлн руб., в августе бюджет был исполнен с дефицитом 133 млрд руб. (3,4% ВВП за месяц).

     Традиционно большую часть доходов федерального бюджета среди ведомств собрала Федеральная таможенная служба (ФТС) — 2,67 трлн руб., или 65,8% к плану, ФНС обеспечила поступление в бюджет 2,05 трлн руб., или 68% к прогнозным показателям; вклад Росимущества составил 38,9 млрд руб., или 65,8% от годового плана. При этом активнее всего перевыполняли план "другие федеральные органы", перечислившие в сумме 539 млрд руб., или 83,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета 2010 года — впрочем, без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка и управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния эти доходы составили 233,8 млрд руб., или 70,5% к плану.

     Отметим, что традиционная проблема бюджетных расходов РФ, формирование бюджетного "навеса" — когда во второй половине года начинается массовый рост госрасходов (вместо равномерного их распределения), заканчивающийся пиком в декабре — в 2010 году никуда не уйдет и, вероятнее всего, будет даже заметнее, чем в 2009 году. Если в августе 2009 года расходы показывали заметную положительную динамику в сравнении с предыдущим месяцем (+9,4%), а дефицит составлял 8,2% ВВП, то в августе 2010 года расходы в сравнении с июлем, напротив, сократились на 1,1%, несмотря даже на некоторый летний рост доходов 2010 года в сравнении с годом ранее (см. график).

     Отчасти, вероятно, это объясняется повышенным вниманием Белого дома к бюджету кризисного 2009 года — тогда правительство поручало главным распорядителям средств федерального бюджета "принять необходимые меры по обеспечению равномерного и эффективного расходования бюджетных ассигнований", в том числе по реализации федеральных целевых программ. Отвечал за координацию этой работы Минфин, о результатах министерство докладывало правительству одновременно с отчетом об исполнении бюджета за первое полугодие 2009 года.

     Быстро снизить бюджетный дефицит, как того хотело правительство, не удастся — даже несмотря на то, что социальные обязательства будут сокращены .

     Подводя краткий итог по данной главе можно сделать вывод, что решение проблемы дефицита бюджета заключается в выборе подходящего метода его финансирования. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д. Наилучшим способом финансирования развивающихся стран является внутреннее долговое финансирование, но внешнее долговое финансирование также охотно используется многими странами. 

2.2. Планы и прогнозы  правительства в  области бюджетной  политики РФ.

     Правительство РФ планирует в 2011 году снизить дефицит федерального бюджета до 3,6% ВВП, сообщил премьер-министр Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

"В  будущем году дефицит должен  сократиться до 3,6%, тогда как по  итогам 2010 года мы ожидаем дефицит  на уровне пять с небольшим процентов", - сказал Путин. При этом премьер отметил, что, возможно, дефицит бюджета РФ в 2010 году будет даже меньше, чем 5%.

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

    Вместе с тем, по словам Путина, чтобы в полном объеме выполнить заявленные планы, в том числе обеспечить рост пенсий и качество работы медицинских учреждений, государство должно иметь соответствующие ресурсы. "Причем мы не вправе чрезмерно увлекаться заимствованиями. К чему ведет такая безответственная политика, это видно из нашей недавней истории и на примере некоторых зарубежных государств сегодня", - цитирует РИА Новости премьер-министра.

     Также нецелесообразно идти по пути повсеместного повышения налогов, продолжил премьер. Впрочем, совершенствование налоговой системы будет продолжено, в частности, дополнительные преференции получат инновационный бизнес и компании, внедряющие энергоэффективные технологии, отметил Путин.

     Более того, в тех секторах экономики, где длительное время сохранялись низкие ставки и наблюдается благоприятная конъюнктура мировых цен, есть возможность повысить фискальную нагрузку, указал глава правительства. "Пересмотр налоговых ставок будет увязан с ростом бюджетных расходов по приоритетным направлениям", - сказал он, добавив, что именно такими соображениями продиктовано решение правительства о повышении налога на добычу полезных ископаемых и ряда других платежей, взимаемых с нефтяных и газовых компаний. При этом для них сохраняются льготы, связанные с освоением новых месторождений, которые требуют больших капитальных затрат, отметил премьер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения, выявлена роль дефицита бюджета в современной экономике. В заключение хочется сказать, что нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

     Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтриллионный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В России долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов. Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС Консультант Плюс

2. Александров И.М. Бюджетная система РФ /учебник, Москва, 2006.

3.Архипова А.И. Финансы: учебник/ под ред. - М.: Проспект, 2009. - 640 с

3.Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ А.М. Бабич. - М.: Финансы, 2009. - 687 с.

4.Бликанов, А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов/ А.В. Бликанов// Финансы и кредит. - 2008. - №5. - С. 15-17.

5. Бюджетная политика - важный инструмент в борьбе с кризисом// Финансы. - 2009. - №4. - С. 3-7.

6. Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. - 2007. - №7. - С. 55-62.

7. Морозова, Е.А. Бюджетная задолженность в системе финансовых отношений Российской Федерации / Е.А. Морозова// Экономические науки. - 2007. - №10. - С. 45-48.

8.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gmcgks.ru

9.Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): www.roskazna.ru

10. Бюджет-2010: работы еще много, но дефицит зафиксирован // news.mail.ru

11.Дефицит бюджета-2009 может превысить ожидания// www.vesti.ru 

Информация о работе Система управления бюджетного дефицитом