Содержание и роль аудиторского контроля, принципы его организации в Республике Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих социальных вопросов.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 82.59 Кб (Скачать)

– достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– достоверности консолидированной  отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;

– правильности отражения  операций по счетам бухгалтерского учета;

– целевого использования  кредитов и инвестиций;

– финансового состояния  инвестора (инициатора инвестиционного  проекта);

– финансового состояния  эмитента ценных бумаг;

– формирования уставного  фонда, происхождения денежных средств  учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;

– достоверности налоговой  декларации (расчета);

– состава и стоимости  предприятия как имущественного комплекса;

– стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении аудируемого лица;

– иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:

– составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– оценке стоимости предприятия  как имущественного комплекса, а  также иного имущества;

– постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;

– составлению деклараций о доходах и имуществе;

– анализу финансовой и  хозяйственной деятельности;

– консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием  результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией  организаций;

– информационному обслуживанию;

– автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

– оценке предпринимательских  рисков;

– разработке и анализу  инвестиционных проектов, составлению  бизнес-планов;

– проведению маркетинговых  исследований;

– обучению специалистов в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью.

Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.

В силу статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  обязательной ежегодной аудиторской  проверке подлежит достоверность годовой  бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих субъектов:

● открытых акционерных  обществ;

● банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;

● бирж;

● коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

● страховых  организаций, страховых брокеров;

● резидентов Парка  высоких технологий;

● организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

● иных организаций  и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.

Обязательный аудит достоверности  годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Единые требования к действиям  аудиторских организаций по планированию аудита, а также документальному  оформлению общей стратегии и  плана аудита предусмотрены Правилами  аудиторской деятельности "Планирование аудита". Аудиторская организация  должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом. Планирование аудита позволяет уделить необходимое  внимание значимым для аудита областям, выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита, надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания, а  также осуществлять руководство  и контроль за ходом аудита. Аудиторская организация не должна раскрывать аудируемому лицу детального содержания плана аудита, так как в результате чрезмерной предсказуемости аудиторских процедур при обсуждении с аудируемым лицом их характера и сроков появляется вероятность снижения эффективности аудита. Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита [8].

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «Об Организации аудиторской деятельности» отношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.

По договору оказания аудиторских  услуг аудиторская организация  или аудитор – индивидуальный предприниматель обязуются оказать аудиторские услуги по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг, стоимость оказываемых аудиторских услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [9].

По результатам аудиторской  проверки составляется аудиторское  заключение, которое представляет собой  мнение аудитора о достоверности  бухгалтерской и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудиторское  заключение может быть безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, либо аудитор может отказаться от аудиторского заключения.

Итоги аудиторской деятельности за 2011 год


 

По состоянию  на 1 января 2012 года в Республике Беларусь 1493 аудитора (рис. 1).

За 2011 год 146 аудиторскими организациями оказано услуг  на сумму 86597 млн.рублей (за аналогичный период прошлого года 144 аудиторскими организациями было оказано услуг на сумму 63899 млн.рублей (рис. 2).

Аудит в 2011 году был  проведен в 5628 организациях (в 2010 году – в 5617).

В результате проведения в 2011 году аудита в 3065 организациях установлены  нарушения в ведении бухгалтерского учета, что составляет 54,4 процентов  от количества проаудированных организаций. У 2309 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 27 млрд. рублей.

Данные  об оказанных аудиторских услугах  и среднесписочной 
численности работников аудиторских организаций 
за январь-декабрь 2011 года

 

Оказано аудиторских  услуг

Среднесписочная численность  работников, чел.

 

количество

сумма, тыс.руб.

1

2

3

4

Республика Беларусь 
в том числе:

9656

86 596 685

1 226

Брестская обл.

46

352 000

7

Витебская обл.

160

784 444

33

Гомельская обл.

101

630 783

14

Гродненская обл.

128

765 873

13

Минская обл.

249

1 994 982

46

Минская обл.

97

818 805

15

г. Минск

8 875

81 249 798

1 098


 


Информация о работе Содержание и роль аудиторского контроля, принципы его организации в Республике Беларусь на современном этапе