Состав и структура Государственного бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 03:17, реферат

Описание работы

Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджета.

Доходы бюджета - это экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Состав и структура Государственного бюджета РФ……………………………4

Заключение……………………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Финансы и кредит 

НА ТЕМУ:

Состав  и структура Государственного бюджета РФ 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила:

                                                            ст. гр. 08ЭП1

                                                            Гудкова Д.Р. 

                                                            Проверил:

                                                            Зуев А.Н. 
 

Пенза 2011 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Состав и структура  Государственного бюджета РФ……………………………4

Заключение……………………………………………………………………….13

 

Введение

     Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджета.

     Доходы  бюджета - это экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

     Доходы  бюджетов перечисляются в безвозвратном  порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение властных структур, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций и задач.

     В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

     В российском федеративном государстве  в отличии от унитарного  различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают в результате перераспределения ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход - вновь созданная стоимость за год в стране.

 

Состав и структура доходов Госбюджета РФ

     Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

     Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

     Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

     В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

     Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

     Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

     Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

  1. распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
  2. формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  3. формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.
 

Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

     Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

     В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного  воспроизводства. На этой основе возникают  финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

     Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и  др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель –  формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

     Доходы  бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

     Доходная  часть бюджета формируется в  основном из налогов. Ведущее место  среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

     Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

     Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными  доходами.

     Нижестоящему  бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться  сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

     Регулирующие  доходы позволяют региональным и  местным органам власти иметь  необходимые для выполнения их функций  финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

     Существует  Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный  доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы  получают статус «нуждающихся в поддержке».

     Передаваемые  средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

     Инвестиции  и другие капитальные расходы  производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

     Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в  странах с высоким уровнем  жизни основой налоговых доходов  являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

     Агрегированную  схему доходов и полученных официальных  трансфертов можно представить  в следующем виде:

1.      Текущие доходы:

1.1. Налоговые  поступления

- подоходные  налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;

- отчисления  в государственные социальные  фонды;

- налоги, взимаемые в зависимости от  фонда оплаты труда;

- налоги  на собственность;

- внутренние  налоги на товары и услуги;

- налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие  налоги, сборы и пошлины;

1.2. Неналоговые  поступления

- доходы  от собственности и предпринимательской  деятельности;

- административные  сборы и платежи, доходы от  продаж;

- поступления  по штрафам и санкциям;

- прочие  неналоговые поступления.

2.      Доходы от операций с капиталом

- продажа  основного капитала;

- доходы  от реализации государственных  запасов;

- доходы  от продажи земли и НМА;

- поступления  капитальных трансфертов из негосударственных  источников;

3.      Полученные официальные трансферты

- от  нерезидентов;

- от  других органов государственного  управления (дотации, субвенции).

Понятие и виды государственных  доходов

     Государственные доходы — это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

     Виды государственных доходов:

     Согласно  ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Информация о работе Состав и структура Государственного бюджета РФ