Составление и исполнение федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: углубить и систематизировать знания по заявленной теме Задачи:
Ознакомиться с основными понятиями по рассматриваемой теме
Рассмотреть данные об исполнении Федерального бюджета за 2009 год.
Изучить основные положения Федерального закона №308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов.
Составить прогноз об исполнении Федерального бюджета РФ за 2010 год.
Сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ.docx

— 55.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

 

Превышение расходов бюджета над  доходами образует бюджетный дефицит.

 Выделим основные возможные причины бюджетного дефицита:

  • спад общественного производства;
  • рост предельных издержек общественного производства;
  • массовый выпуск «пустых» денег;
  • значительные социальные программы;
  • возросшие затраты на финансирование ВПК;
  • крупномасштабный оборот «теневого» капитала;
  • огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету.

Как правило, бюджетный дефицит - нежелательное  для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции. А покрытие с помощью не эмиссионных средств  к росту государственного долга (вспомнить хотя бы ГКО, выпущенные с целью покрыть дефицит бюджета, но создавшие между тем и огромный гос. долг, как внутренний так и внешний, по которому Россия расплачивалась почти десятилетие).

Тем не менее бюджетный дефицит  нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Сегодня бюджетный дефицит типичен  для большинства стран рыночной экономики.

Многие современные экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный  дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

 

4.ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

 

Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица—плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов  и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании  показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета – документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2009 ГОДУ

 

Исполнение федерального бюджета  в 2009 г. осуществлялось в соответствии с Федеральным законом № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов", а также Федеральными законами о внесении изменений в вышеуказанный ФЗ. По оперативным данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета на 1 декабря 2009 года составили 6 445 910,1 млн. рублей, или 96% от годового бюджета утвержденного на 2009 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год". При этом расходы федерального бюджета составили 8 178 826,6 млн. рублей, или 82,4% от годового бюджета.

Анализ основных характеристик федерального бюджета  свидетельствует о значительном снижении доходов федерального бюджета: по сравнению с 2008 годом приблизительно на 25,6%. При одновременном увеличении расходов на 32,9% (по сравнению с 2008 годом).

Структура доходов федерального бюджета. Наибольшее количество доходов в федеральный бюджет 2009 принесли налоговые поступления: около 3 472 757,5 млн.руб. или 53,8%. Доходы от внешнеэкономической деятельности – 2 309 813,7 млн. руб. ,что составило 35,8% в общем объеме поступлений. Доходы от использования государственного имущества – 391 347,1 млн.руб. или 6,07%

Стуктура  расходов федерального бюджета. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета 2009 являлись:

    • Межбюджетные трансферты, в сумме 3 381 756,4 млн.руб. (41,3% от общей суммы расходов)
    • Раздел «Национальная экономика», в сумме 1 282 167,6 млн.руб. (15,6% от общей суммы расходов)
    • Раздел «Национальная оборона», в сумме 920 649,8 млн.руб. (11,2% от общей суммы расходов)
    • Раздел «Национальная безопасность», в сумме 850 709,4 млн.руб. (10,4% от общей суммы расходов)
    • Общегосударственные вопросы, в сумме 687 445,1 млн.руб. (8,4% от общей суммы расходов)

По сравнению с показателями 2008 года, расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» возросли на 3,7% (с 37,6% в 2008 до 41,3% в 2009 году) от общей суммы расходов; расходы по разделу «Национальная экономика» возросли на 2,3% (с 13,3% в 2008 до 15,6% в 2009 году) от общей суммы расходов. Расходы на «Национальную оборону» сократились на 1,4% (с 12,6% в 2008 до 11,2% в 2009 году), на «Национальную безопасность» также сократились на 0,9% (с 11,3% в 2008 до 10,4% в 2009 году). Значительно сократились расходы бюджета на «Общегосударственные вопросы» -2,7% (с 11,1% в 2008 до 8,4% в 2009 году).

Дефицит федерального бюджета РФ на 1 декабря 2009 года составил 1 732 900 млн.руб, для сравнения, в аналогичном периоде 2008 года наблюдался профицит бюджета в размере 1 705 100 млн.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ БЮДЖЕТА РФ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011-2012 ГОДОВ

 

Федеральным законом № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены следующие основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

2010 год:

    • прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей
    • прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194 681 720,0 тыс. рублей;
    • общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей;
    • объем нефтегазового трансферта в сумме 1 943 415 000,0 тыс. рублей;
    • нормативную величину Резервного фонда в сумме 4 318 700 000,0 тыс. рублей;
    • верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей;
    • верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро;
    • дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.

2011 год и на 2012 год:

    • прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере соответственно 48 072,0 млрд. рублей и 53 712,0 млрд. рублей
    • прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2011 год в сумме 7 455 722 139,7 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 311 838 963,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 8 069 646 923,2 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 503 056 576,0 тыс. рублей;
    • общий объем расходов федерального бюджета на 2011 год в сумме 9 389 835 706,5 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 234 745 892,7 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 9 681 000 321,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 484 050 016,1 тыс. рублей;
    • объем нефтегазового трансферта на 2011 год в сумме 1 778 664 000,0 тыс. рублей и на 2012 год в сумме 1 987 344 000,0 тыс. рублей;
    • нормативную величину Резервного фонда на 2011 год в сумме 4 807 200 000,0 тыс. рублей и на 2012 год в сумме 5 371 200 000,0 тыс. рублей;
    • верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 4 109 716 387,0 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 4 344 326 657,7 тыс. рублей;
    • верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, и на 1 января 2013 года в сумме 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро;
    • дефицит федерального бюджета на 2011 год в сумме 1 934 113 566,8 тыс. рублей и на 2012 год в сумме 1 611 353 397,8 тыс. рублей.

 

ГИСТОГРАММА 1. Динамика ВВП РФ в 2009 – 2012 годах

 

 

 

ГИСТОГРАММА 2. Динамика дефицита бюджета  в 2009 – 2912 годах

 

 

 

 

 

 

Исходя из вышеприведенных данных можно заключить что на период 2009-2012 планируется рост ВВП. Федеральные бюджеты этих лет будут дефицитными. Дефицит бюджета возрастет в 2010 году (по срвнению с 2009) и сократится с 6,8% в 2010 до 3% в 2012 году.

 

ТАБЛИЦА 1. Внутренний долг, (тыс. рублей)

 

Государственные внутренние заимствования

2010 год

2011 год

2012 год

 

568 382 355,7

748 597 978,0

236 514 368,3


Данные приведены на основе приложения 19 к закону № 308-ФЗ

 

Как видно из таблицы 1 в период 2010-2012 планируется увеличение внутреннего  гос. долга (2010-2011), а затем значительное его сокращение (2011-2012)

 

ТАБЛИЦА 2. Внешний долг, (млн. долл. США)

 

Государственные внешние заимствования

2010 год

2011 год

2012 год

 

14 686,7

16 247,5

17 447,3


Данные приведены на основе приложения 21 к закону № 308-ФЗ

 

В период 2010-2012 годов внешний государственный долг РФ будет расти

 

 

ТАБЛИЦА 3. Показатели инфляции

Показатели

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

Целевое значение

2009

2010

2011

2012

 

Инфляция, декабрь к декабрю

%

11,6-12,0

9,0-10,0

7,0-8,0

5,0-7,0

≤3,0




 

 

 

 

 

Данные приведены на основе приложения 1 «Система целей, задач и показателей  результатов деятельности Министерства финансов Российской Федерации» к закону № 308-ФЗ

 

Согласно данным таблицы 3 на период 2010-2012 планируется снижение инфляции на 3-4 процента.

Приоритетными направлениями расходов бюджета 2010 года (согласно Федеральному закону №308-ФЗ и приложениям к  данному закону) являются:

  • Межбюджетные трансферты, в сумме 3 725 402 млн.руб. или 42,1% от общих расходов
  • Национальная экономика, в сумме 1 366 079,8 млн.руб. или 15,4% от общих расходов
  • Общегосударственные вопросы, в сумме 1 087 435,9 млн.руб. или 12,2% от общих расходов
  • Национальная безопасность, в сумме 726 844,7 млн.руб. или 8,2% от общих расходов
  • Национальная оборона, в сумме 678 351,4 млн.руб. или 7,6% от общих расходов

 

Проведем сравнение основных статей расходов бюджета в 2009 (факт.) и 2010 (план.) годах.

Информация о работе Составление и исполнение федерального бюджета РФ