Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:36, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики………….5
2. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и
прогнозировании………………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список использованных источников…………………………………………………………20
¾ Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
¾ Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
¾ Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
¾ Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
¾ Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.
Программно-целевой метод – представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:
Программно-целевой
метод расходов, во-первых, способствует
соблюдению единого подхода к
рациональному использованию
По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.
Различают
индивидуальные и коллективные экспертные
оценки. Особенностями метода экспертных
оценок являются, во-первых, научно обоснованная
организация проведения всех этапов
экспертизы, обеспечивающая наибольшую
эффективность работы на каждом из
этапов; во-вторых, применение количественных
методов, как при организации
экспертизы, так и при оценке суждений
экспертов и формальной групповой
обработке результатов. Наиболее часто
эти методы используются при рассмотрении
социально-экономических
Минусом данных методов заключается в том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов [2, с.356],
(1.2)
где а — оценка (значение) эксперта, данная по определенному бюджетному показанию;
i = 1...n — количество экспертов.
Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
Математические методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени:
х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn) (1.3)
В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции других ее значений, находящихся вне этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения [2,с.358].
Еще одним методом бюджетного планирования является метод моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию [3, с. 58].
Метод
экономического анализа является неотъемлемой
частью и одним из основных элементов
логики прогнозирования и планирования.
Он должен осуществляться как на макроуровне,
так и на мезоуровне и микроуровнях. При
проведении экономического анализа следует
использовать системный подход. В качестве
системы рассматривается народное хозяйство
(экономика) в целом и его структурные
части: сферы, регионы, отрасли, объединения,
предприятия. Анализ должен быть комплексным,
т.е. всесторонним. Сущность метода экономического
анализа заключается в том, что экономический
процесс или явление расчленяется на составные
части, и выявляются взаимосвязь и влияние
этих частей друг на друга и на ход развития
всего процесса. Анализ позволяет раскрыть
сущность такого процесса, определить
закономерности его изменения в прогнозируемом
(плановом) периоде, всесторонне оценить
возможности и пути достижения поставленных
целей. Процесс экономического анализа
подразделяется на ряд стадий: постановку
проблемы, определение целей и критериев
оценки; подготовку информации для анализа;
изучение и аналитическую обработку информации;
разработку рекомендаций о возможных
вариантах решения проблемы и достижения
целей; оформление результатов анализа.
2.
Совершенствование
методов, используемых
в бюджетном планировании
и прогнозировании.
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:
- для достижения некоторых запланированных результатов требуется финансирование не только из текущего бюджета, но и из бюджетов будущих периодов;
- измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года (например, при оценке эффективности реализации программы по лечению наркомании потребуется время, чтобы выявить процент успешно вылеченных пациентов) [7, с. 3-12].
Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора. [6, с. 3]
Первые годы внедрения БОР в практику бюджетного планирования на федеральном уровне выявили определенные недостатки и пробелы как в действующей нормативно-правовой базе, так и в организации этого процесса в целом. Следовательно, перспективы развития БОР преимущественно зависят от скорейшего устранения этих узких мест. При этом следует уделить особое внимание осуществлению ниже перечисленных мероприятий.
1)
В первую очередь необходимо,
на наш взгляд, перейти от существующей
структуры "стратегическая цель
- тактическая задача - целевая программа"
к многоступенчатой, типа "миссия
субъекта бюджетного
Далее
для обеспечения прозрачности вклада
деятельности отдельных СБП в
достижение целей правительства
РФ каждому СБП необходимо выбрать
из трехуровневой системы целей
правительства те, которые соответствуют
направлениям его деятельности в
течение планового периода
Затем
определяются тактические задачи СБП,
отражающие объем государственных
услуг, который СБП намеревается
реализовать в течение
После
формулирования своих тактических
задач каждый СБП должен разработать
план мероприятий, определив основные
этапы достижения целей и, главное,
организационные структуры (подведомственные
агентства и службы, департаменты
министерств), отвечающие за осуществление
каждой конкретной цели или задачи.
Эти отдельные однородные услуги
или схожие виды деятельности, ориентированные
на решение конкретных задач, объединяются
в целевые программы. Программой,
таким образом, может называться
специфический вид
2)
В целях создания действенной
системы количественных
Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых государством товаров и услуг. К примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как количество учеников, которым предоставлены образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.
Показатели же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение безопасности дорожного движения и т.п.).
Информация о работе Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования