Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики………….5
2. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и
прогнозировании………………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список использованных источников…………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.93 Кб (Скачать)

     ¾              Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;

     ¾              Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;

     ¾              Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;

     ¾              Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;

     ¾              Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

     Программно-целевой  метод – представляет собой системное  планирование, выделение бюджетных  средств на реализацию установленных  законом или иным правовым актом  целевых программ. Целевая программа  – это комплексный документ, целью  которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:

  • Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);
  • Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое развитие РТ");
  • Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").

     Программно-целевой  метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к  рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения  отдельных территорий.

     По  сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

     ПЦМ применяется при разработке целевых  комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и  мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

     Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

     Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации  экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой  обработке результатов. Наиболее часто  эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где  невозможно выработать формализованную  прогностическую модель.

     Минусом данных методов заключается в  том, что применение этих двух методов  только одновременно позволяет создать  более реальную картину при определении  того или иного прогнозируемого  показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в  методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов [2, с.356], 

     (1.2)

     где а — оценка (значение) эксперта, данная по определенному бюджетному показанию;

     i = 1...n — количество экспертов.

     Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

     Среди методов экстраполяции широкое  распространение получил метод  подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных  условиях все большее значение стали  придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания  с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

     Математические  методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени:

     х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn)  (1.3)

     В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции  других ее значений, находящихся вне  этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции  за пределами области ее определения  с использованием информации о поведении  данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения [2,с.358].

     Еще одним методом бюджетного планирования является метод моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию [3, с. 58].

     Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макроуровне, так и на мезоуровне и микроуровнях. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании. 

     Внедрение БОР в практику управления общественными  финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных  средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет  вперед, обычно на три года. Причины  перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:

     -                   для достижения некоторых запланированных результатов требуется финансирование не только из текущего бюджета, но и из бюджетов будущих периодов;

     -                   измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года (например, при оценке эффективности реализации программы по лечению наркомании потребуется время, чтобы выявить процент успешно вылеченных пациентов) [7, с. 3-12].

     Успех внедрения данного метода зависит  от эффективной взаимоувязки концепций  бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению  эффективности государственного сектора  и мероприятий по совершенствованию  качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных  документах по реформированию государственного сектора. [6, с. 3]

     Первые  годы внедрения БОР в практику бюджетного планирования на федеральном  уровне выявили определенные недостатки и пробелы как в действующей  нормативно-правовой базе, так и  в организации этого процесса в целом. Следовательно, перспективы  развития БОР преимущественно зависят  от скорейшего устранения этих узких  мест. При этом следует уделить  особое внимание осуществлению ниже перечисленных мероприятий.

     1) В первую очередь необходимо, на наш взгляд, перейти от существующей  структуры "стратегическая цель - тактическая задача - целевая программа"  к многоступенчатой, типа "миссия  субъекта бюджетного планирования (СБП) - достигаемая цель правительства  РФ - тактическая задача СБП - бюджетная  целевая программа - мероприятие". Логика выстраивания взаимосвязей  между элементами этой иерархии  вполне очевидна. Сначала каждый  СБП формулирует свою миссию, представляющую краткое определение  важнейшей цели государственной  политики, за достижение которой  отвечает СБП или ради достижения  которой он создан. Описание этой  миссии может также содержать сведения об услугах, предоставляемых СБП, заказчиках и потребителях этих услуг. Таким образом, миссия определяет функциональные особенности СБП.

     Далее для обеспечения прозрачности вклада деятельности отдельных СБП в  достижение целей правительства  РФ каждому СБП необходимо выбрать  из трехуровневой системы целей  правительства те, которые соответствуют  направлениям его деятельности в  течение планового периода времени. При этом выбранные цели должны отвечать миссии СБП.

     Затем определяются тактические задачи СБП, отражающие объем государственных  услуг, который СБП намеревается реализовать в течение планируемого периода. Задачи должны соотноситься с  целями (социально значимыми результатами) и миссией СБП.

     После формулирования своих тактических  задач каждый СБП должен разработать  план мероприятий, определив основные этапы достижения целей и, главное, организационные структуры (подведомственные агентства и службы, департаменты министерств), отвечающие за осуществление  каждой конкретной цели или задачи. Эти отдельные однородные услуги или схожие виды деятельности, ориентированные  на решение конкретных задач, объединяются в целевые программы. Программой, таким образом, может называться специфический вид деятельности, функция или несколько видов  деятельности, объединенных в одну функциональную группу. Выделение мероприятий  в отдельный элемент планирования способствует повышению как ответственности  сотрудников СБП за результат, так  и качества мониторинга промежуточных  результатов (ежемесячно, ежеквартально) выполнения задач и программ.

     2) В целях создания действенной  системы количественных показателей  деятельности СБП целесообразно  при проведении оценки эффективности  бюджетных расходов разделить  результаты функционирования СБП  на прямые (непосредственные) и конечные.

     Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых  государством товаров и услуг. К  примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как  количество учеников, которым предоставлены  образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных  в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.

     Показатели  же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного  уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение  безопасности дорожного движения и  т.п.).

Информация о работе Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования