Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА 1Сущность бюджета и бюджетного устройства ……………..

ГЛАВА 2 Анализ современной бюджетной системы Российской Федерации…

ГЛАВА 3 Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

МУ по курсовой по ГМФ.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

     Таблица 1 Структура налоговых доходов бюджетной системы % к итогу

                  2000       2001       2002       2003       2004       2005       2006       2007
          Налоговые доходы всего       100.0       100.0       100.0       100.0       100.0       100.0       100.0       100.0
          Налог на прибыль       15.1       16.1       12.0       11.5       14.4       16.8       17.1       17.9
          НДФЛ       6.6       8.0       9.3       10.0       9.5       8.9       9.5       10.5
          НДС       17.4       20.1       19.6       19.3       17.8       18.6       15.5       18.7
          Акцизы       6.4       7.6       6.9       7.5       4.1       3.3       2.8       2.6
          Таможенные пошлины       8.8       10.4       8.4       9.9       14.3       20.5       22.9       19.2
          НДПИ и налоги на природные ресурсы       3.0       4.1       8.6       8.6       9.6       11.5       11.9       9.9
          ЕСН       20.4       20.1       19.4       19.1       17.8       14.9       14.7       15.3
          Прочие налоги       22.4       13.6       15.9       14.2       12.5       5.6       5.6       5.9
 

     Налог на прибыль организаций в % от ВВП  в 2007 году по сравнению с 2000 годом  возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.

     Снижение  ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП  в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.

     При рассмотрении распределения налогов  по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая  нагрузка в нефтяном секторе, где  она превышает 60% от полной добавленной  стоимости. В других отраслях налоговая  нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости.

     Это оказывает влияние и на структуру  доходов бюджетной системы. В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.

     Расходы бюджетной системы в последние  годы находились в среднем на уровне от 31 до 34 процентов ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.  

     Таблица 2 Расходы консолидированного бюджета  в 2000-2007 годах (без учета трансфертов внебюджетным фондам)% ВВП

                      2000       2001       2002       2003       2004       2005       2006       2007
              РАСХОДЫ ВСЕГО        26.1%       26.6%       27.9%       26.7%       24.5%       24.0%       23.8%       26.8%
              Процентные       3.8%       2.7%       2.3%       1.8%       1.4%       1.1%       0.8%       0.5%
              Непроцентные       22.3%       23.9%       25.7%       24.8%       23.1%       22.9%       23.1%       26.3%
      01       Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов)       1.7%       2.0%       2.3%       2.3%       2.1%       2.4%       2.3%       3.0%
      02       Национальная  оборона       2.6%       2.8%       2.9%       2.8%       2.5%       2.7%       2.5%       2.5%
      03       Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность       1.9%       2.1%       2.3%       2.5%       2.4%       2.7%       2.7%       2.6%
      04       Национальная  экономика        5.6%       6.7%       6.5%       6.0%       5.2%       3.5%       3.5%       4.7%
      05       Жилищно-коммунальное хозяйство       3.0%       2.2%       2.2%       2.0%       1.8%       2.2%       2.4%       3.3%
      06       Охрана  окружающей среды       0.14%       0.06%       0.07%       0.07%       0.05%       0.10%       0.09%       0.08%
      07       Образование       3.2%       3.3%       4.0%       3.8%       3.7%       3.7%       3.8%       4.0%
      08       Культура, кинематография и СМИ        0.6%       0.6%       0.7%       0.7%       0.6%       0.7%       0.7%       0.7%
      09       Здравоохранение и спорт        2.2%       2.2%       2.5%       2.4%       2.3%       2.6%       2.8%       2.9%
      10       Социальная  политика       1.4%       2.0%       2.3%       2.4%       2.3%       2.4%       2.3%       2.4%
 

     Расходы консолидированного бюджета находились на уровне 23,8-27,9%ВВП. В 2007 году они увеличились  на 3 п.п. ВВП по сравнению с прошлым годом и составили 26,8%ВВП. Процентные расходы снизились более, чем в 7 раз и составили 0,5% ВВП в 2007 году. Значительные изменения произошли в социальной сфере: увеличились расходы на образование с 3,2%ВВП в 2000 году и 4,0%ВВП в 2007 году, на здравоохранение и спорт – с 2,2%ВВП до 2,9%ВВП, на социальную политику с 1,4%ВВП до 2,4%ВВП (табл. 2).

     Средний уровень расходов федерального бюджета  в 2001-2007 гг. составил 17,3% ВВП, в т.ч. 18,1% в 2007 году. Основными статьями расходов в этот период были «Межбюджетные трансферты» (5,4% ВВП), «Общегосударственные вопросы» (2,8% ВВП) и «Национальная оборона» (2,7% ВВП). В среднем на эти направления ежегодно расходовалось 29%, 18% и 16% средств федерального бюджета соответственно (прил.Д).

     Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2001-2007 гг. составил 22,9%, средний реальный прирост – 9,1%, в то время как реальный рост ВВП за этот период составил 7 процентов.

     Результатом проводимой в последние годы бюджетной  политики в стране стало значительное снижение величины государственного долга. Если в 2000 году его величина была близка к 100% ВВП, то к концу 2007 года размеры государственного долга упали до 7,3% ВВП, в т.ч. внешний долг – до 3,3% ВВП. По данному показателю наша страна имеет один из лучших показателей среди всех стран. Низкая величина государственного долга позволила значительно снизить процентные расходы: они сократились с 3,9% ВВП в 2000 г. до 0,5% ВВП в 2007 году. Это позволило направить сэкономленные ресурсы на развитие экономики, решение социальных задач, реализацию национальных проектов. Так, средства, освободившиеся благодаря досрочному погашению внешнего долга перед Парижским клубом официальных кредиторов, были направлены в Инвестиционный фонд для финансирования приоритетных проектов по развитию общественной инфраструктуры.

     Снижение  государственного долга снизило  макроэкономические риски и, таким  образом, стало важным фактором повышения  инвестиционной привлекательности российской экономики. Оно привело также к повышению странового предела кредитных рейтингов, что обеспечило низкие ставки по внешним заимствованиям банков и небанковских учреждений. В целом проводимая в последние годы макроэкономическая и бюджетная политика внесла существенный вклад в динамичный рост российской экономики. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2000-2007гг. составили 7%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Создание  нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях созданных за последние годы основ рыночной экономики требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики.

     Более 85 процентов расходов федерального бюджета в 2009-2011 годах так или  иначе пойдет на решение социальных вопросов.

     Главная ставка в законе о федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов сделана на улучшение качества жизни людей. Несмотря на то, что российская экономика уже ощущает на себе последствия глобального кризиса, в бюджете сохранены все планировавшиеся социальные обязательства.

     При этом одна из основных социальных статей бюджета - это расходы на пенсионное обеспечение. Только в 2009 году они составят более 2,5 миллиарда рублей. В 2009 году в общей сложности почти на 40 процентов будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, ее будут индексировать в марте и в декабре.

     Кроме того, будет увеличен с 4135 рублей до 4989 рублей среднегодовой прожиточный  минимум. А именно этот показатель, напомним, служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. Государство по-прежнему будет поддерживать семьи - размер материнского капитала в следующем году вырастет с 276 тысяч рублей до 299,7 тысячи. Особого упоминания заслуживает статья расходов, направленная на решение жилищной проблемы нуждающихся граждан. Объем Федеральной целевой программы "Жилище" на 2009 год составит 75,5 миллиарда рублей. Эти деньги пойдут на обеспечение жильем молодых семей, модернизацию коммунального хозяйства, переселение граждан из аварийного жилья.

     Впрочем, рост расходов заложен практически  по всем бюджетным разделам. При этом больше всего по сравнению с прошлым годом добавят на здравоохранение, финансирование которого будет увеличено на 59 процентов. Почти на 26 процентов больше будет направлено в образование. В рамках "профильного" нацпроекта по 3 миллиарда рублей ежегодно будет выделяться на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов.

     Не  забыта и национальная экономика. Впервые  на ее нужды выделяется 1 триллион рублей, что больше расходов 2008 года на 34,8 процента. Кстати, тоже впервые средств на экономику будет выделено больше, чем на такие традиционно затратные разделы, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность. При этом почти 40 процентов всех денег по этой статье получит инфраструктура - транспорт и дорожное хозяйство. К 2011 году финансирование национальной экономики по сравнению с нынешним годом вырастет уже на 80 процентов. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия в 2009 году получит 120 миллиардов рублей.

     Полностью будут профинансированы олимпийские стройки. Дополнительные деньги выделяются на развитие Владивостока в рамках подготовки саммита АТЭС. 1,7 миллиарда рублей, как и планировалось раньше, направят на субсидирование воздушных перевозок для жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера.

     Всего бюджетные расходы в 2009 году должны составить по плану более 9 триллионов рублей, доходы - 10,9 триллиона рублей. Впрочем, не исключено, что из-за падения  цен на нефть бюджет следующего года не только не окажется профицитным, но и получит дефицит примерно в 1 процент ВВП, признает вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. Бюджет верстали из цены на нефть в 95 долларов за баррель. Но Минфин не исключает, что в 2009 году баррель подешевеет до 50 долларов.

     В случае необходимости предполагается использовать средства Резервного фонда. Для этого приняты поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят использовать средства фонда не только на финансирование нефтегазового трансферта, но и на другие цели. Планируется использовать до 500 миллиардов рублей из накопленных на сегодня в резервном фонде 3,5 триллиона рублей. Предполагается, что в 2010 году завершится рецессия в ведущих странах мира и пойдет восстановление цен на международных сырьевых рынках. Согласно Международному энергетическому агентству, средняя цена за баррель за 2008-2015 годы составит 100 долларов. После трудного 2009 года может вновь начаться приток капитала на развивающиеся рынки, в том числе и в Россию. Так что состояние бюджета в 2010-2011 годы вызывает меньше беспокойства. Важно в борьбе с кризисом не разрушить построенные бюджетные механизмы, уже показавшие свою жизнеспособность. В частности, поддерживая экономику в трудное время, мы должны думать и о необходимости сохранить достаточно средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, о том, чтобы не нагрузить бюджет чрезмерными инвестиционными рисками, скрытыми и условными обязательствами. Сохранение макроэкономической стабильности крайне важно и в период кризиса, и после его завершения. В целом бюджет предусматривает постепенное снижение расходов в процентах ВВП. Больше всего будут сокращены расходы на государственное управление: с 2,5 процента ВВП в 2008-м до 1,8 процента ВВП в 2011 году. Перед нами стоит задача существенно повысить эффективность государственных расходов, обеспечить достижение поставленных целей при меньших затратах. Представляется необходимым разработать программу повышения эффективности государственных расходов, выявив слабые места и резервов. В частности, нужно обратить внимание на потенциал энергосбережения в государственном секторе. Если говорить о структуре расходов, то наибольший рост ассигнований предусмотрен на национальную экономику и в особенности в части трансфертов во внебюджетные фонды (прежде всего в Пенсионный фонд). Размеры таких трансфертов увеличиваются с 3,4 процента ВВП в 2008 году до 4,1 процента в 2011 году. Это говорит о том, что приоритетами бюджетной политики на предстоящую трехлетку будут национальная экономика и социальная политика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации