Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов и направлений развития финансового контроля в современных условиях. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
• Раскрывается содержание финансового контроля, его задачи, связь с контрольной функцией финансов.
• Рассматривается организация финансового кон¬троля в Республике Беларусь, его виды, формы, методы
• Дается краткая характеристика основ¬ных направлений развития финансового контроля в современных условиях
Введение…………………………………………………………………..……….4
1. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля ……………………………………………………………………………………...6
2. Организация финансового контроля – виды, формы, методы....……….……….…………………………………………………………9
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития ……………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Необходимость, содержание и задачи
финансового контроля ………………………………………………………………………………
2. Организация финансового контроля –
виды, формы, методы....……….……….………………………………
3 Совершенствование финансового контроля
на современном этапе экономического
развития ……………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….……...…..
Приложение А.Классификация органов контроля……………..……………..26
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль является элементом
управления финансами и представляет
собой специфическую деятельность соответствующих
органов управления финансами, направленную
на проверку финансовой и связанных с
ней сторон работы предприятий, организаций
и учреждений, с применением соответствующих
форм и методов. Это одно из важнейших
средств реализации финансовой политики
государства, обеспечивающее процессы
формирования и рационального, эффективного
использования финансовых ресурсов во
всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль осуществляется на
стадии разработки финансовых планов,
проведения операций, практически на всех
этапах движения денежных средств. Финансовый
контроль производится финансовой службой
совместно с другими отделами, которые
участвуют в выполнении финансовых заданий,
ведут учет их выполнения и результативности.
Наличие финансового контроля объективно
обусловлено тем, что финансам, как экономической
категории присущи не только распределительная,
но и контрольная функции. Поэтому использование
государством финансов для решения своих
задач обязательно предполагает проведение
с их помощью контроля за ходом выполнения
этих задач. Финансовый контроль осуществляется
в установленном правовыми нормами порядке
всей системой органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
в том числе специальными контрольными
органами при участии общественных организаций,
трудовых коллективов и граждан.
Особенностями финансового контроля являются
его всеобъемлющий и универсальный характер
и то, что его объекты - это не только денежные
средства, но и материальные и трудовые
ресурсы, так как товарно-денежные отношения
выражаются в денежной форме.
Объективной основой финансового контроля
выступает контрольная функция финансов.
Она создает государству возможность
эффективно воздействовать на процессы
производства, обмена, распределения и
потребления материальных благ. Следует
подчеркнуть, что для реализации данной
функции необходимы общественные отношения,
обязательное участие людей и специальные
органы контроля. Таким образом, финансовый
контроль отражает единство объективного
начала и субъективного фактора. Он осуществляется
законодательными и исполнительными органами
власти всех уровней, а также специально
созданными учреждениями и включает:
а) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного
законодательства в процессе формирования
и использования фондов денежных средств
б) оценку экономической эффективности
финансово-хозяйственных операций и целесообразности
производимых расходов.
Целью данного курсового исследования
является рассмотрение понятия финансовый
контроль, его видов, основных методов
и направлений развития финансового контроля
в современных условиях. Для достижения
поставленной цели решаются задачи:
• Раскрывается содержание финансового
контроля, его задачи, связь с контрольной
функцией финансов.
• Рассматривается организация финансового
кон¬троля в Республике Беларусь, его
виды, формы, методы
• Дается краткая характеристика основ¬ных
направлений развития финансового контроля
в современных условиях
1 Необходимость, содержание и задачи финансового
контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием
социально экономических процессов в
обществе является важной сферой деятельности
по управлению народным хозяйством. Всеобъемлющий
характер финансовых отношений, вовлеченность
в них государственных органов общей и
специальной компетенции, а так же практически
всех юридических лиц и определенной части
населения предполагает постоянный анализ
информации, связанной с движением финансовых
потоков и выполнением участниками финансовых
отношений установленных в данном государстве
правил поведения. Одним из звеньев системы
контроля выступает финансовый контроль.
Финансовый контроль является практическим
воплощением контрольной функции, присущей
финансам как экономической категории.
Использование государством финансов
в процессе реализации возложенных на
него задач обязательно предполагает
осуществление контроля на всех стадиях
их реализации. Финансовый контроль осуществляется
в порядке, установленном правовыми нормами.
В соответствии с нормативными предписаниями
самоуправления, в том числе специальные
контролирующие органы, а также общественные
организации, трудовые коллективы и граждане.
Значение финансового контроля заключается
в том, что при его проведении проверяются:
во первых, соблюдение всеми субъектами
хозяйствования всех форм и методов реализации
финансовых отношений; во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых
действий, их соответствие задачам государства.
[20, с. 5]
Финансовый контроль - это целенаправленная
деятельность уполномоченных органов
по обеспечению выполнения субъектами
хозяйствования установленных форм и
методов реализации финансовых отношений,
анализа их эффективности и разработки
предложений по их совершенствованию.
[10, с. 127]
В отличие от других видов контроля (например,
административного, экологического) финансовый
контроль осуществляется в денежной форме.
В этом его важнейшая особенность. Он имеет
место во всех сферах общественного воспроизводства.
[10, с. 128]
Объектом финансового контроля являются,
прежде всего, распределительные процессы,
связанные с формированием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
Непосредственным предметом контроля
выступают различные стоимостные показатели:
прибыль, доход, рентабельность, себестоимость,
издержки обращения, налоговые и неналоговые
платежи, отчисления на формирование отдельных
фондов и т.д. Сферой финансового контроля
являются практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых
случаях (бартерные сделки) – без денег.
[10, с. 128]
Конкретные формы и методы финансового
контроля позволяют обеспечить интересы
и права как государства и его учреждений,
так и всех других экономических субъектов.
[20, с. 6]
Посредствам финансового контроля проверяются:
соблюдение экономических законов и пропорций
распределения и перераспределения стоимости
валового общественного продукта и национального
фонда; составление и исполнение бюджета
(бюджетный контроль); финансовое состояние
и эффективность использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования, бюджетных учреждений;
правильность исчисления и своевременность
внесения в бюджет налоговых и неналоговых
платежей ( налоговый контроль) и др. [10,
с. 128]
Цель и задачи финансового контроля определяют
его основные функции как части общегосударственного
контроля, которые проявляются в изучении
реальности процессов финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого объекта, установлении
причин и внесении соответствующих корректив
в деятельность объекта контроля, направленных
на повышение эффективности. А именно,
цель - сбор необходимых данных по установленным
объектам, вопросам и направлениям в соответствии
с целями; оценка данных с точки зрения
соответствия определенным параметрам
или критериям законности, эффективности,
экономичности, достижения целей и т.д.
[2, c.79].
Перед финансовым контролем стоят следующие
задачи:
• Содействовать сбалансированности
потребностей в финансовых ресурсах и
размеров денежных доходов и фондов народного
хозяйства
• Обеспечивать своевременное и полное
внесение налоговых и неналоговых платежей
в государственный бюджет и другие фонды
• выявлять внутрипроизводственные резервы
роста финансовых ресурсов, в том числе
по снижению себестоимости продукции
(услуг) и повышению рентабельности;
• способствовать рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях и бюджетных
учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности;
• обеспечивать соблюдение действующего
законодательства и нормативных актов
по всем финансовым вопросам , относящимся
к сферам налогообложения, бюджета, инвестиционной
деятельности, государственного кредита
и т.д.
• содействовать высокой отдаче внешнеэкономической
деятельности предприятий, в том числе
по валютным операциям
• помогать выявлению и устранению диспропорций
в распределении финансовых ресурсов
по отраслям и территориям с целью наиболее
эффективного их использования, максимально
возможного удовлетворения потребностей
населения в услугах социального характера.
[10, с. 128]
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью
предприятий, организаций, учреждений,
а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины.
Эта ответственность может быть выражена
как в административных, так и в экономических
(материальных) мерах воздействия на нарушителя
финансовой дисциплины. Экономические
меры воздействия конкретно проявляются
через финансовые санкции, являющиеся
теми рычагами финансового механизма,
которые содействуют повышению эффективности
производства, его интенсификации, экологическому
оздоровлению и т.д.
Таким образом, в условиях развития рыночных
отношений, роль и значение финансового
контроля значительно возрастает. Центральной
проблемой хозяйствования становится
всемирное повышение эффективности производства,
и решить ее можно при хорошо отлаженном
финансовом контроле.
2 Организация финансового контроля –
виды, формы, методы.
В зависимости от того, кто осуществляет
контроль, что контролируется и каковы
цели, различают основные направления
контроля. Контроль можно классифицировать
по различным признакам (см. Приложение
А). По организационным формам выделяют
следующие виды:
1.Государственный финансовый контроль.
В широком смысле государственный финансовый
контроль — это установленная законодательством
деятельность органов государственной
власти и управления всех уровней по выявлению,
предупреждению к пресечению:
1) ошибок и злоупотреблений в управлении
государственными де-нежными и иными материальными
ресурсами (капиталами), а также используемыми
в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми
немате¬риальными объектами государственной
собственности, влекущих прямой или косвенный
финансовый и/или материальный ущерб государству;
2) несоблюдения финансово-хозяйственного,
в том числе бюджетного, законодательства;
3) недостатков в организации систем управления
(в том числе внут-реннего контроля) финансово-хозяйственной
деятельностью государст¬венных органов,
организаций с полным или частичным государственным
участием или особо с ним связанных [2,c102.].
В общем и целом цель государственного
финансового контроля — обеспечение соблюдения
принципов законности, целесообразности
и эффективности распорядительных и ис¬полнительных
действий по управлению — включая стадии
планирования, формирования, распределения
и использования — государственными фи¬нансовыми
ресурсами, материальными ценностями
и нематериальными объектами, их сохранности
и приумножения для выполнения функций
государства.
1. Он реализуется через:
а) Президентский контроль - проявляется
при подписании законных и подзаконных
актов, регулирующих финансовые отношения,
а также при решении подкадровых вопросов
в процессе функционирования органов
управления финансами.
б) Контроль законодательных и исполнительных
органов власти – проявляется в процессе
рассмотрения Парламентом проектов, законов,
кодексов, в процессе утверждения актов
в сфере финансового законодательства.
Правительство РБ осуществляет контроль
в процессе рассмотрения проекта бюджета,
отчета о выполнении бюджета за предшествующий
период, осуществления мероприятий в области
экономической и финансовой политики.
Президент РБ и законодательные и исполнительные
органы власти делегируют свои контрольные
полномочия высшему органу государственного
контроля в РБ – Комитету государственного
контроля.
в) Контроль финансово-кредитных органов
– осуществляется Министерством финансов
и местными финансовыми органами, Министерство
по налогам и сборам и его инспекциям,
Государственным таможенным комитетом
и таможенными органами, Национальным
банком.
Государственный финансовый контроль
предназначен для реализации финансовой
политики государства, создания условий
для финансовой стабилизации. Финансовый
контроль со стороны государства за негосударственной
сферой экономики затрагивает лишь часть
выполнения денежных обязательств перед
государством, включая налоги и другие
платежи, соблюдение законности и целесообразности
при расходовании выделенных бюджетных
субсидий и кредитов, а также соблюдение
установленных правительством правил
организации денежных расчетов, ведения
учета и отчетности.[10, с. 129]
Высшим специализированным органом финансового
контроля являет¬ся Комитет государственного
контроля. Конституция Республики Беларусь
указывает на то, что этот орган осуществляет
государственный контроль за исполнением
республиканского бюджета, использованием
государствен-ной собственности, исполнением
актов Президента. Парламента, Правитель¬ства
и других государственных органов, регулирующих
отношения государ¬ственной собственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые
отноше¬ния. В функции комитета входит
осуществление контроля за: исполнением
законодательных актов, регулирующих
отношения государственной соб¬ственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые
отношения, сохран¬ностью и использованием
государственного имущества и денежных
средств: расходованием средств государственного
бюджета, выделяемых на выпол¬нение государственных
социально-экономических программ; инвестици¬онной
деятельностью органов государственного
управления и хозяйствую¬щих субъектов;
использованием исполнительными и распорядительными
органами кредитов и валютных ресурсов,
движением валютных средств на территории
Республики Беларусь, а также сроками
и полнотой их поступле¬ния от экспорта
товаров и услуг; состоянием контрольно-ревизионной
ра¬боты в органах исполнительной власти,
а также некоторые другие задачи, прямо
или косвенно связанные с финансовыми
отношениями.
2. Ведомственный финансовый контроль:
а) Внутриведомственный финансовый контроль.
Контроль, который осуществляют министерства,
государственный комитеты, ведомства,
другие органы управления по отношению
к подведомственным им организациям. Для
проведения контроля создаются контрольно
– ревизионные управления (отделы, группы
и т.д.).[19, с. 33]
б) Внутрихозяйственный контроль. Контроль
за деятельностью цехов, бригад, участков
и других внутрихозяйственных формирований
проводится на предприятиях (объединениях),
организациях и фирмах их руководителями
и специалистами, а также штатными ревизорами
(аудиторами). Ответственность за внутрихозяйственный
контроль возложена на работников учетной
службы и главного бухгалтера. В их обязанность
входит контроль за сохранностью и экономичным
использованием материальных и финансовых
ресурсов. Главный бухгалтер осуществляет
предварительный контроль путем визирования
договоров и соглашений на получение и
отпуск материальных ценностей, выполнение
работ и оказание услуг; приказов об установлении
работникам должностных окладов, надбавок
к заработной плате и о премировании работников
субъекта хозяйствования[20, с. 8]
3. Независимый финансовый контроль. Контроль,
который осуществляют аудиторы при наличии
лицензии. Аудиторские организации и частные
аудиторы при наличии лицензии оказывают
помощь в организации бухгалтерского
учета, исчислении налогов, проверке финансовых
операций до проверок, проводимых государственными
финансовыми органами. Этот контроль платный.
Взаимоотношения между аудиторскими организациями
(аудиторами) и заказчиками регулируются
договорами оказания аудиторских услуг,
составляемыми в простой письменной форме
и включающими следующие существенные
условия: предмет договора, сроки выполнения
аудиторских услуг и их стоимость, права,
обязанности сторон и их ответственность
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств, предусмотренных договором,
и др. Аудит может быть обязательным и
инициатив¬ным. Если инициативная проверка
проводится по решению экономиче¬ского
субъекта, то осуществление обязательного
аудита не зависит от его воли и желания
и проводится в обязательном порядке в
случаях, установленных законодательством.
Особое внимание при проведении аудиторской
проверки уделяется её правовым аспектам.
Проверяемый экономический субъект имеет
право получать от аудитора исчерпывающую
информацию о требованиях законодательства,
касающихся проведения аудиторской проверки,
о правах и обязанностях сторон, а после
ознакомления с заключением аудитора
- о нормативных актах, на которых основываются
замечания и выводы аудитора. Аудитор
обязан предоставлять экономическому
субъекту эту информацию. В аналитической
части аудиторского заключения указываются
нарушения законодательства при совершении
хозяйственно-финансовых операций, которые
нанесли или могли нанести ущерб интересам
собственников экономических субъектов,
государства или третьих лиц.
Если налоговый государственный или иной
орган, на который законом возложена проверка
отдельных сторон деятельности предприятия
и получение соответствующей отчётности,
не согласен с аудиторским заключением,
принятым экономическим субъектом, то
он вправе оспорить его в суде. Если суд
установит неточности и ошибки в представленной
аудитором отчетности, то он возмещает
экономическому субъекту все убытки, связанные
с неквалифицированным аудиторским заключением.
[22, с. 33]
4. Общественный финансовый контроль. Его
осуществляют профсоюзные органы, ревизионные
комиссии, создаваемые в трудовых коллективах.
К общественному контролю относятся также
письма и сигналы граждан в контролирующие
органы, редакции газет; в которых сообщаются
факты злоупотреблений в финансовой сфере.
[22, с. 33]
В зависимости от времени осуществления
выделяют следующие формы финансового
контроля:
1. Предварительный контроль. Он осуществляется
до принятия управленческих решений и
совершения хозяйственных операций. Его
объектами могут быть внутрихозяйственные
планы, проектно- сметная документация,
документы на отпуск товарно-материальных
ценностей и готовой продукции, на выдачу
денежных средств, договоры и т.д. Цель
предварительного контроля – предупредить
незаконные действия должностных лиц,
незаконные и экономически нецелесообразные
хозяйственные операции; обеспечить экономичное
и эффективное расходование хозяйственных
ресурсов; не допустить непроизводственные
расходы. Предварительный контроль необходим
на всех уровнях управления. Он предотвращает
непроизводственные расходы, незаконное
и нерациональное расходование средств,
неправильное оформление документации
хозяйственных операций.[20, с. 8]
2. Текущий контроль. Его цель – выявить
в процессе хозяйственных операций отрицательные
отклонения в хозяйственной деятельности,
которые в ходе предварительного и последующего
контроля могут быть не вскрыты, изыскать
внутрихозяйственные резервы дальнейшего
роста эффективности производства. В связи
с этим текущему контролю должно быть
уделено особое внимание со стороны работников
предприятий и фирм, непосредственно заинтересованных
в улучшении результатов их финансово-хозяйственной
деятельности. Основные инструменты текущего
контроля – это данные оперативного бухгалтерского
учета, инвентаризаций. Объектом является
документация непосредственно связная
с денежными средствами. Любой руководитель,
прежде чем подписать финансовые и платежные
документы, должен убедится в законности
производимых платежей и расчетов, их
экономической целесообразности.
Особенно эффективно сочетание текущего
контроля с предварительным, что имеет
важное значение для предупреждения непроизводственных
расходов, своевременного пресечения
возможных хищений и потерь материальных
ресурсов и денежных средств.
3. Последующий контроль. Он осуществляется
после совершения хозяйственных операций
на основе данных, зафиксированных в первичных
документах, регистрах бухгалтерского
учета и в бухгалтерской отчетности. Цель
такого контроля – проверка целесообразности
и законности хозяйственных операций
за определенный период, выявление недостатков
в работе, нарушения или злоупотребления,
если они были допущены. Он помогает вскрыть
и мобилизировать резервы для дальнейшего
улучшения всех производственных и экономических
показателей. Один из методов последующего
контроля – ревизия производственной
и финансово- хозяйственной деятельности
предприятий. Она дает всестороннюю оценку
производственной и финансово- хозяйственной
деятельности предприятия, эффективности
использования производственного потенциала,
обеспечение сохранности хозяйственных
ресурсов, использование внутренних резервов
повышения эффективности производства
и совершенствования хозяйствования.
Формой последующего контроля является
внешний аудит, объект которого- баланс
и финансовая отчетность, а цель – установление
достоверности финансовой отчетности
и показателей баланса, а также соответствия
организации бухгалтерского учета установленным
стандартам и нормативным положениям
по его ведению.
Наиболее высокая действенность и эффективность
контроля достигаются последовательным
сочетанием предварительного, текущего
и последующего контроля. [21, с. 34]
По методам проведения виды финансового
контроля подразделяются на наблюдение,
проверки, обследования, надзор, экономический
анализ, ревизии.
Наблюдение предполагает общее ознакомление
с состоянием финансовой деятельности
объекта контроля.
Проверка - производится по отдельным
вопросам финансово-хозяйственной деятельности
на основе отчетных, балансовых и расходных
документов. Она позволяет выявить нарушения
финансовой дисциплины.
Обследование охватывает более широкий
круг финансово-экономических показателей.
При обследовании объекта используются
такие приемы, как опрос, анкетирование
и др. Итоги обследования используются,
как правило, для оценки финансового положения
объекта контроля, реорганизации производства
и т.п.
Надзор производится за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот
или иной вид финансовой деятельности.
Например, Центральный банк России и Национальный
банк Республики Беларусь осуществляют
надзор за деятельностью коммерческих
банков. Несоблюдение последними правил
и нормативов, приводящее к риску банкротства,
ущемлению интересов клиентов, влечет
за собой отзыв лицензии.
Экономический анализ - как метод финансового
контроля основывается на детальном изучении
периодической и годовой финансово-бухгалтерской
отчетности. Он позволяет проконтролировать
выполнение плановых заданий, соблюдение
норм расходования средств и отчислений
в централизованные и децентрализованные
фонды денежных средств, соблюдение финансовой
дисциплины, состояние планирования и
других операций.
Ревизия – наиболее распространенная
и очень важная форма финансового контроля,
предусматривающая глубокое и полное
изучение финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений, организаций.
В ходе ревизии устанавливаются законность
и достоверность совершаемых хозяйственных
и финансовых операций, правильность ведения
бухгалтерского учета по отдельным или
всем направлениям деятельности юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.
[10, с. 133]
По полноте охвата хозяйственной деятельности
субъекта различаются ревизии:
1. полные – предусматривают проверку
всех сторон финансово-хозяйственной
деятельности объекта;
2. частичные - проводятся для проверки
отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной
деятельности хозяйствую¬щих субъектов;
3. комплексные - являются наиболее полными,
охватывающими все стороны деятельности
проверяемого предприятия, учрежде¬ния,
организации, охватывают хозяйственную
и финансовую дея¬тельность субъекта
контроля, вопросы сохранности и эффектив¬ного
использования материальных, трудовых
и финансовых ресур¬сов, качества и состояния
бухгалтерского учета и отчетности. Для
проверки узких технических и технологических
вопросов к реви¬зии привлекаются соответствующие
специалисты. Это позволяет при проведении
комплексной ревизии обеспечить эффектив¬ность
и полноту ее результатов;
4. тематические. Они проводятся по однотипным
предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется
один и тот же круг вопросов. Значение
тематической ревизии заключается в том,
что, охватывая большое число однородных
объектов, она дает возможность проверить
состояние определенного участка, вскрыть
типичные недостатки и принять меры к
их устранению.
В зависимости от степени «охвата» финансовых
и хозяй¬ственных операций различают
ревизии:
1. сплошные - предполагают проверку всех
операций на оп¬ределенном участке деятельности
за весь проверяемый период;
2. выборочные — это проверка определенной
части первич¬ных документов за тот или
иной промежуток времени. Как прави¬ло,
проверяют один месяц в квартале, при обнаружении
наруше¬ний переходят к сплошной ревизии;
3. комбинированные – предусматривают
проверку одних уча¬стков сплошным методом,
а других — выборочным, что позволяет
ревизовать большие объекты с высоким
документооборотом, осу¬ществляющие крупные
хозяйственные операции.
Весь процесс документальной ревизии
можно разбить на несколько этапов:
1. Предъявление полномочий. По прибытии
на проверяемый объект ревизор обязан
предъявить руководителю своё удостоверение
и предписание (приказ) на проведение ревизии.
2. Проведение инвентаризации материальных
ценностей и проверка сохранности денежных
средств.
3. Личное ознакомление с объектом.
4. Непосредственная документальная проверка
операций подконтрольного объекта.
5. Систематизация ревизионных материалов
и составление акта.
6. Реализация материалов ревизии на подконтрольном
объекте и информирование органа, назначившего
ревизию, о её результатах. При необходимости
материалы ревизии могут быть переданы
следственным органам.
7. Проверка выполнения приказа, изданного
на предприятии, об устранении причин
и условий, приведших к нарушениям, и наказании
виновных должностных лиц [6].
Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые ревизии проводятся в соответствии
с планами работы контролирующих органов.
Внеплановые ревизии, как правило, назначаются
в связи с возникшей необходимостью.
На основании проведенной ревизии оформляется
акт, по кото¬рому принимаются меры по
устранению нарушений, возмеще¬нию материального
ущерба и привлечению виновных лиц к ответ¬ственности.
Проверки и ревизии – самые эффективные
методы финансового контроля. Их отличает
друг от друга широта и глубина проверяемых
вопросов. Эффективность финансового
контроля во многом зависит не только
от знания методов проверки, но и от правильного
их сочетания в соответствии с поставленными
задачами.
Как правило, различают формальные, фактические,
встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные
проверки [18,с.12].
Формальная проверка заключается в контроле
за правильностью оформления самого документа.
При этой проверке выясняется: соблюдена
ли установленная форма документа, написан
ли на надлежащем бланке, имеются ли на
нем необходимые подписи, печати, штампы
и прилагаемые к нему другие документы.
Фактическая проверка имеет большое значение.
При ее проведении устанавливается достоверность
расходования и оприходования материальных
ценностей и денежных средств. В данном
случае проводится инвентаризация, на
основе которой производится сличение
действительного наличия материально-денежных
средств с учетными данными. При фактических
проверках могут производиться контрольные
замеры, химико-технологический анализ
и т.п.
Важным методом установления достоверности
финансово-хозяйственных операций является
встречная проверка. Она производится
в тех случаях, когда возникает сомнение
в подлинности и правильности документов
и операций. В связи с этим проверяется,
нет ли расхождения в документах подконтрольного
объекта с документами его партнеров.
Корреспондирующая проверка представляет
собой сопоставление одной и той же операции,
отраженной в различных документах. Аналитико-нормативная
проверка заключается в сопоставлении
учетных и отчетных данных с установленными
показателями и нормами. Это дает возможность
выявить неоправданные отклонения от
них. Отсутствие отклонений нередко связано
с завышенными нормами, что позволяет
фактические затраты показывать на уровне
таких норм. Завышенные нормы – фактор,
способствующий хищениям товарно-материальных
ценностей и денежных средств. Проверки
так же могут быть тематическими и комплексными.
Таким образом, существуют конкретные
формы и методы финансового контроля,
которые позволяют обеспечить интересы
и права как государства и его учреждений,
так и всех других экономических субъектов.
Текущий контроль проводится ежедневно,
систематически путем рассмотрения финансовой
информации, анализа для оперативного
устранения сбоев, нарушений, закрепления
положительного опыта работы. Он позволяет
полу¬чить необходимую оперативную информацию,
характеризующую состояние объекта контроля,
внести необходимые коррек¬тивы в случае
выявления отклонений.
3 Совершенствование финансового контроля
на современном этапе экономического
развития
Проводимая в настоящее время политика
централизации и укрепления исполнительной
власти, требует совершенствования и усиления
государственного и, прежде всего, финансового
контроля. Цель государственного финансового
контроля – обеспечение принципов законности,
целесообразности и эффективности распорядительных
и исполнительных действий по управлению
(включая стадии и планирования, формирования,
распределения и использования) государственными
финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными
средствами), материальными ценностями
и нематериальными объектами, их сохранности
и приумножения.
Очень важным является вопрос эффективности
финансового контроля. В научной литературе
говорится о прямой эффективности и косвенной.
Для практической работы прямая эффективность
определяется как отношение результатов
финансового контроля к величине затрат
на этот контроль, где затраты – это объем
финансовых, материальных, технических
и других видов ресурсов, используемых
в ходе проведения контрольных мероприятий
за определенный период времени. Из этого
следует, что необходимо ввести отраслевую
отчетность о контрольно-ревизионной
работе [5,с.12].
Косвенная эффективность контроля – это
выявление причин возникших нарушений
для выработки управленческих решений
по устранению этих нарушений, чего практически
ни один отраслевой орган не делает. Одним
и, пожалуй, главным элементом эффективности
финансового контроля является нормативная
база, кадровое и материально-техническое
обеспечение.
Финансовый контроль должен осуществляться
постоянно и целенаправленно всеми. При
этом недопустимо преувеличивать роль
одних органов в ущерб другим. Должны быть
мобилизованы и использованы возможности
всех существующих контрольных органов.
Без использования возможностей внутреннего
контроля трудно создать реальные преграды
расходованию государственных средств
не по назначению.
На данный момент контроль осуществляется
недостаточно эффективно. С одной стороны,
контроль не носит профилактического
характера, как правило, не предупреждает,
а только фиксирует нарушения, с другой
– при реализации результатов ревизий
и проверок, отсутствия у контрольных
органов права прямого обращения в суд
возмещается весьма незначительная часть
выявляемого ущерба [3,с. 39].
Вызывает серьезную озабочен¬ность вопрос
кадров, осуществляющих контроль. В последние
годы общий уровень квалификации финансовых
ревизоров понизился, численность их на
государственном уровне сократилась,
хотя потребность в них возросла. В то
же время нарушения становятся масштабными,
изощренными, с исполь¬зованием новейших
финансовых, бан¬ковских, информационных
техноло¬гий.
Если не повышать профессиона¬льный уровень
работников, то задачу усиления контроля
решать будет все труднее. Без притока
образованных специалистов в органы финансового
контроля невозможно решить задачи повышения
его эффективности. Необходимо расширять
возмож¬ности и улучшать процесс подготов¬ки
ревизоров-профессионалов. Учебную дисциплину
"Финансовый конт¬роль" желательно
ввести во всех экономических вузах. В
серьезном совершенствовании нуждается
и организация повыше¬ния квалификации
действующих ре¬визоров.
Есть еще одна важная составляю¬щая в
плане рассматриваемой кадро¬вой проблемы.
Напряженный и опасный труд ревизора оплачивается
неадекватно его сложности и общественной
зна¬чимости.
Одна из основных причин суще¬ствующих
негативных явлений со-стоит в том, что
правовая база госу¬дарственного финансового
контроля остается неадекватной экономиче¬ской
реальности и государственному устройству
страны. Наличие неурегу¬лированных правовых
проблем ме-шает обоснованно решать практиче¬ские
задачи органов контроля. Госу-дарственный
финансовый контроль станет реальным
средством защиты экономической безопасности
в кре¬дитно-финансовой сфере только тог¬да,
когда будет упорядочен и систематизирован.
Необходимо повысить ответст¬венность
правоохранительных орга¬нов за реализацию
материалов, кото¬рые передают им органы
финансово¬го контроля по результатам
ревизий и проверок. Что бы дела о многомил-лионных
хищениях, исчезновении государственных
средств не прекраща-лись за отсутствием
состава пре¬ступления.
Правильно организованный внутренний
контроль позволяет не только своевременно
обнаружить недостатки в деятельности
предприятия, но и принять меры к их устранению.
Система внутреннего контроля может быть
эффективной (или неэффективной) в зависимости
от ее способности решать поставленные
задачи и обеспечивать защиту от принимаемых
им рисков. Изучение, анализ и оценка системы
внутреннего контроля является необходимым
и обязательным при осуществлении аудита,
в том числе при разработке плана аудиторской
проверки, а также для определения вида,
времени проведения и объема аудиторских
процедур, которые находят свое отражение
в аудиторской программе.
В силу того, что многие аспекты аудита
во взаимосвязи с оценкой эффективности
системы внутреннего контроля в ходе аудита
еще недостаточно разработаны, возникает
потребность в разработке методологической
базы, раскрывающей важнейшие положения
аудиторских стандартов применительно
к практической деятельности банка в современных
условиях, изучению и оценки системы его
внутреннего контроля с точки зрения ее
адекватности принимаемым рискам.
Так, основополагающим элементом внутреннего
контроля является среда контроля, от
построения которой зависит эффективность
всего процесса, потому что основа всего
процесса это люди во всем их многообразии.
И надежность процесса управления, в частности,
будет обеспечиваться надлежащим распределением
обязанностей, полномочий и ответственности,
внедрением культуры контроля, оптимизацией
структуры. Оценка рисков проводится в
зависимости от целей деятельности и структурных
подразделений и предполагает постоянный
мониторинг рисков. Контрольные процедуры
предполагают все виды контрольных мероприятий
по каждому направлению деятельности,
отслеживание соответствия установленным
границам рисков, санкционирование операций
и т.д.
Эффективная система внутреннего контроля
требует наличия адекватной и всеобъемлющей
информации финансового, операционного
характера и сведений о соблюдении установленных
нормативных требований, а также поступающей
извне рыночной информации о событиях
и условиях, имеющих отношение к принятию
решений. Для обеспечения достаточности
и эффективности всех составляющих системы
внутреннего контроля необходимо проводить
мониторинг деятельности, который включает
постоянный контроль линейных руководителей
и периодическую оценку эффективности
внутренним аудитом банка.
Эффективность внутреннего контроля должна
отслеживаться на постоянной основе с
учетом меняющихся внутренних и внешних
обстоятельств и укреплять эти системы
по мере необходимости для обеспечения
их эффективной работы. Периодичность
мониторинга различных видов операций
должна определяться исходя из связанных
с ними рисков, периодичности и характера
изменений, происходящих в условиях деятельности.
Дискретные оценки, напротив, обычно выявляют
проблемы только постфактум, однако они
позволяют организации по-новому взглянуть
на эффективность системы внутреннего
контроля и особенно на эффективность
проводимого текущего мониторинга. Такие
оценки могут проводиться сотрудниками
различных подразделений, включая как
само подразделение, непосредственно
осуществляющее соответствующие операции,
так и подразделения финансового контроля
и внутреннего аудита [22].
При анализе факторов неэффективности
внутреннего аудита особо следует отметить
фактор бездействия менеджмента всех
уровней в отношении выявленных аудитом
проблем. Внутренний аудит не дает ожидаемых
результатов в случаях, когда руководство
своевременно не предпринимает мер по
исправлению выявленных недостатков.
Такие задержки могут происходить в силу
того, что руководство не признает роли
и значения внутреннего аудита. Помимо
этого, эффективность внутреннего аудита
страдает в случаях, когда высший менеджмент
не получает своевременных и регулярных
контрольных отчетов, в которых указываются
недостатки и меры по их исправлению, принятые
руководством линейного уровня [22].
Сегодня среди первоочередных задач для
повышения результативности государственного
финансового контроля стоит вопрос внедрения
в контрольный процесс новых технологий,
создание единой информационной системы
результатов контрольных мероприятий,
которые ускорят решение проблемы оперативного
получения информации в ходе осуществления
мониторинга за использованием ресурсов
бюджетной системы. При этом единая информационная
система государственного финансового
контроля в перспективе может быть дополнена
результатами аудита, осуществляемого
негосударственными аудиторскими фирмами
и независимыми аудиторами.
Надежная реализация результатов контрольной
деятельности может быть достигнута за
счет придания гласности не только результатов
контрольных мероприятий, но и итогов
их реализации посредствам введения соответствующей
статистической отчетности. Отчетность
должна включать необходимые критерии
и показатели, характеризующие различные
стороны деятельности органов государственного
финансового контроля, а также результаты
контрольных мероприятий во взаимосвязи
с мероприятиями исполнительных органов
власти по устранению финансовых и иных
нарушений, допущенных получателями бюджетных
средств.
Можно сформулировать ряд основных направлений,
позволяющих достичь высшей степени результативности,
а именно:
1. Требуется совершенствование действующего
финансового законодательства, т.к. многие
нарушения происходят в силу лазеек в
действующих законах;
2. Необходима и стабильность законодательства,
т.к. нередки изменения условий уплаты
налогов, вследствие чего совершаются
финансовые нарушения из-за несвоевременности
применения изменений.
3. Необходимо решить : ожесточать или ослаблять
санкции по отношению к нарушителям налоговой
дисциплины. Здесь речь идет о злостных
нарушителях, к которым может быть применима
и уголовная ответственность;
4. Формирование квалифицированного кадрового
потенциала на постоянной основе. Контроль
должен выполняться специалистами, чья
подготовка и опыт соответствуют сфере,
масштабу и сложности контрольных задач.
Сотрудники должны обладать необходимыми
знаниями: мастерством (умением, опытом)
и дисциплиной для надлежащего выполнения
поставленных задач. При проведении контрольных
мероприятий они должны предвосхищать
и точно оценивать потенциальные проблемы,
уметь грамотно действовать в критических
ситуациях и самостоятельно разрешать
все связанные с ними вопросы.
5. Внедрение в контрольный процесс новых
технологий, координация контрольной
деятельности в части планирования контрольных
мероприятий, укрепление двухстороннего
и многостороннего сотрудничества с органами
исполнительной власти, осуществляющих
функции управления государственными
(муниципальными) финансами, в том числе
по выработке государственной политики
в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения
бюджета, по контролю и надзору в финансово
– бюджетной сфере.
6. Для повышения эффективности аудиторского
контроля - привлечение иностранных фирм
с беспристрастным контролем.
7. Эффективность использования бюджетных
средств значительно повысится, если придать
гласности расходные статьи бюджета.
Таким образом, в функционировании контрольных
финансовых органов был выявлен ряд проблем,
которые являются тормозом в решении актуальных
и злободневных для страны задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного курсового
исследования, необходимо сделать следующие
выводы:
1. Финансовый контроль - это целенаправленная
деятельность уполномоченных органов
по обеспечению выполнения субъектами
хозяйствования установленных форм и
методов реализации финансовых отношений,
анализа их эффективности и разработки
предложений по их совершенствованию.
2. Объектом финансового контроля являются,
прежде всего, распределительные процессы,
связанные с формированием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
3. Посредствам финансового контроля проверяются:
соблюдение экономических законов и пропорций
распределения и перераспределения стоимости
валового общественного продукта и национального
фонда; составление и исполнение бюджета
(бюджетный контроль); финансовое состояние
и эффективность использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования, бюджетных учреждений;
правильность исчисления и своевременность
внесения в бюджет налоговых и неналоговых
платежей ( налоговый контроль) и др.
4. Финансовый контроль тесно связан с
ответственностью предприятий, организаций,
учреждений, а также государственных и
финансово-банковских структур за выполнение
финансовой дисциплины. Эта ответственность
может быть выражена как в административных,
так и в экономических (материальных) мерах
воздействия на нарушителя финансовой
дисциплины.
5. В условиях развития рыночных отношений,
роль и значение финансового контроля
значительно возрастает. Центральной
проблемой хозяйствования становится
всемирное повышение эффективности производства,
и решить ее можно при хорошо отлаженном
финансовом контроле.
6. Наиболее высокая действенность и эффективность
контроля достигаются последовательным
сочетанием предварительного, текущего
и последующего контроля.
7. Цель государственного финансового
контроля – обеспечение принципов законности,
целесообразности и эффективности распорядительных
и исполнительных действий по управлению
(включая стадии и планирования, формирования,
распределения и использования) государственными
финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными
средствами), материальными ценностями
и нематериальными объектами, их сохранности
и приумножения.
8. Результативность государственного
финансового контроля во многом зависит,
как от результатов контрольной деятельности
органов государственного контроля, так
и от затрат на осуществление самого государственного
финансового контроля. При этом снижение
затрат является важным элементом оценки
результативности.
9. Сегодня среди первоочередных задач
для повышения результативности государственного
финансового контроля стоит вопрос внедрения
в контрольный процесс новых технологий,
создание единой информационной системы
результатов контрольных мероприятий,
которые ускорят решение проблемы оперативного
получения информации в ходе осуществления
мониторинга за использованием ресурсов
бюджетной системы. При этом единая информационная
система государственного финансового
контроля в перспективе может быть дополнена
результатами аудита, осуществляемого
негосударственными аудиторскими фирмами
и независимыми аудиторами.
10. Надежная реализация результатов контрольной
деятельности может быть достигнута за
счет придания гласности не только результатов
контрольных мероприятий, но и итогов
их реализации посредствам введения соответствующей
статистической отчетности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бурковская Анна Юрьевна. Современные
аспекты внутреннего аудита - роль и методы//
Теория и практика финансового и управленческого
учета, №2, 2004.
2.В. Бурцев Система финансового контроля//Маркетинг,
№4, 2000, с.98-1002
3.Данилевский. Финансовый контроль: основные
направления развития.//Бухгалтерский
учет, 2004, №24
4.Майсигова Л. А. Формирование единой методологии
в финансовом контроле: проблемы и решения,
№2, 2004.
5.Матеюк В. Эффективность финансового
контроля за расходованием бюджетных
средств//Финансовый бизнес, №8, 2001.
6. Лемеш В.Н. Ревизия и аудит: пособ. Для
студентов экон. Специальностей. В 2 ч.
Ч.1./ Лемеш В.Н.- Минск 2007.-255с
7.Нешитой А.С. Финансы: Учебник. М.: Дашков
и К0, 2006. 512 с
8.Порядок организации и проведения проверок
(ревизий) финансово-хозяйственной деятельности
и применения экономических санкций. Указ
президента РБ от 6.12.2001г. № 722 //Рэспубліка
11 снежня 2001г. ст. 3-4
9.Суконников Е.С. Совершенствовать финансовый
контроль//Финансы, №12, 2002
10.Теория финансов: Учеб пособие / Под ред.
Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. Мн.: БГЭУ, 2005. 351 с.
11.Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и
кредит: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
399 с
12.Финансы: Учебник / Под ред. А.И. Архипова,
И.А. Погосова. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
632 с.
13.Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой,
Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика,
2006. 504 с.
14. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева.
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 640 с.
15. Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.
М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с.
16. Финансы и кредит: Учебник / Под ред.
М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М.:
Высшее образование, 2006. 575 с.
17. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под
ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Книжный Дом;
Мисанта, 2005. 336 с.
18.Финансы, денежное обращение и кредит:
Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова.
— М.: ИНФРА-М, 2001. — 448 с. — (Серия «Высшее
образование»).
19. Ханкевич Л.А. Финансы: Практическое
пособие. Мн.: Молодежное научное общество,
2003. 136 с.
20.Финансовый контроль Учеб. пособие /
А.А Вишневский, В.В Малахов, И.В. Сауткин:
Под общ. ред А.А Вишневского. – Мн. Акад.МВД,
2005 – 168 с.
21. Финансовое право: Учеб. пособие / А.А
Вишневский, В.В Малахов, И.В. Сауткин: Под
общ. ред А.А Вишневского. – Мн. Акад.МВД,
2005 – 168 с.
22. Финансовое право Учебник / Под ред.
М.В. круглово, Г.Н. Белоглазовой. М.: Высшее
образование, 2006. 575 с.
23. Шопская Татьяна Петровна. Роль и место
внутреннего аудита в системе управления
банком// Аналитические материалы со III-й
Конференции стран СНГ "Аудит и контроллинг
в банках" - 2005
Подробнее: http://dfk-dfr.com/load/