Современная финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:53, реферат

Описание работы

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации.

Содержание

1. Сущность и цели финансовой политики ……………………………...4
2. Элементы финансовой политики……………………………….……..6
3. Современная финансовая политика РФ. Проблемы и перспективы развития………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………....18

Работа содержит 1 файл

СФП РФ.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

       Таким образом, под финансовой политикой  понимаем управление финансами, т.е. выработку  целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также  зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких  этапов как разработка системы целей  и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию  управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль. 

       Кроме того, мы различаем внутри нее такие  достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и  таможенную политику. При   этом все  они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому  должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи  между собой. 

       О необходимости проведения согласованной  по всем направлениям политики может  говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит  из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных  бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и  т.д.), но одновременно не принимается  кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые  могли бы и должны бы снять полностью  или по крайней мере существенно  смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную  политику. 

       Несогласованность же антимонопольной и бюджетной  политики ежегодно влечет за собой  принятие решений о повышении  цен и тарифов на продукцию  и услуги естественных монополий, которое  приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней  появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки  существенно снижают прибыль  большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов. 

       Уточним понятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для  всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для  всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие  интересы всего населения - повышение  благосостояния каждого человека. 

       При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда  цель финансовой политики временно будет  состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно  приведет к излишнему притоку  мигрантов в столицу с одновременным  обострением всех социально-экономических  проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения. 

       Целью финансовой политики государства (и  субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого  региона. 

       При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны  во многих субъектах РФ. В то же время  только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности,  нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих  показателей. 

       Формирование  целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время  реальный рост доходов населения  пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению,  почти  отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного  строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в  этом деле, направленные на такую корректировку  интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики – в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики. 

       Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в  казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия  запасов разведанных природных  ресурсов, развитого промышленного  производства и других благоприятных  факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных  средств.

       Ресурсами финансовой политики являются:

       во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся  в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными  знаниями и пригодных по состоянию  здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий  всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных  ресурсов; во-вторых, величина собственного финансового капитала; в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры. 

       Взаимодействие  в процессе производства этих  трех составляющих и образует все основные финансовые потоки. 

       В настоящее время плановое регулирование  всех  составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие  у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают  прибыль отечественных предприятий  и тем самым делают их товары менее  конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать  объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики. 

       Российская  Федерация, как и ее большинство  субъектов, обладает одними из крупнейших в мире  производительными силами, включая людской потенциал, находящий  далеко не полное полезное  применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными  запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт  в необработанном виде, не комплексное  освоение месторождений и т.д.,).  Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых  денежных средств, необходимых для   переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой  продукции, создания новых мощностей  по более комплексному освоению и  более полному использованию  сырья. 

       В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и  оседают в зарубежных банках.  В целом банковская, налоговая  и таможенная политики должны достичь  такого уровня совершенства, чтобы   честно работающему и соблюдающему российское  законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж. 

       Развитие  финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее  денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в  Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс  будет неизбежно приводить к  притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению  развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства. 

       Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование  всех средств, в т.ч. тех, которые  в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение  этого значительного резерва  в основном зависит от повышения  эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской  деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности  в работе. 

       Все эти вышеперечисленные ресурсы  и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

       После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся  для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому  предусматриваются лишь частичные  изменения валютной, налоговой и  таможенной политик. Никогда не приходилось  встречать в этой связи серьезных  проработок совершенствования политики в области антимонопольной,  банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

       Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться  строго в намеченные сроки.

       При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов  достижения поставленных задач, составление  примерного графика поступления  средств на их решение, принятия мер  по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также  проведения комплекса мероприятий  по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

       Проблема  выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и  будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе  на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и  фондовой. Например, снижение налогов  может привести не к росту прибыли  и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

       Существует  и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она  была выработана. Так, в настоящее  время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов  управления финансами функционируют  Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная  служба налоговой полиции РФ, Государственный  таможенный комитет РФ, Федеральная  комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое  количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно  приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

       Рассмотрев  основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном  этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит  от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать  на изменение условий экономического развития с целью корректировки  тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах  финансового механизма.

Информация о работе Современная финансовая политика РФ