Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, реферат
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономических и социальных стратегий государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………4
1.1 Содержание финансовой политики, ее виды…………………………………..4
1.2 Цели и задачи финансовой политики…………………………………………10
1.3 Элементы финансовой политики……………………………………………...12
2. Практическая часть……………………………………………………………...14
2.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...22
Следовательно, мы можем определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня граждан.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
1.3 Элементы финансовой политики
В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.
Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.
Кроме того, мировой практикой доказано, что:
- налоговая система должна
быть открытой; увеличение числа
налогов, объектов обложения
- основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества);
- превалирование косвенной
системы налогообложения
- косвенные налоги
- высокие налоги приводят к утечке капитала;
- в кризисные для экономики
периоды необходимо уменьшать
бремя налоговой нагрузки, что
способствует мобилизации
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.;
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
2. Практическая часть
2.1 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах".
Задачи, поставленные в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2011-2013 годах,
направлены на решение проблем повышения
эффективности и
Бюджетная политика на 2011-2013
годы будет направлена, с одной
стороны, на восстановление экономики
после кризиса и решение
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета
в качестве одного из
2) разработка и внедрение
инструментов поддержки
3) обеспечение долгосрочной
устойчивости и
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) реализация Программы
повышения эффективности
Динамика основных параметров
бюджетной системы Российской Федерации
на 2011 год и плановый период 2012 и
2013 годов характеризуется
Таблица 1. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы, всего |
13 552,5 |
14 994,1 |
17 392,8 |
18 756,9 |
20 271,6 |
%% к ВВП |
34,7 |
33,4 |
35,0 |
34,0 |
32,8 |
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 789,2 |
5 251,1 |
5 884,7 |
6 440,3 |
7 049,3 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
1 656,4 |
2 409,3 |
3 416,1 |
3 740,2 |
4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 923,6 |
5 832,0 |
6 157,7 |
6 428,6 |
6 963,0 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
4 437,5 |
4 665,1 |
4 965,2 |
5 438,9 |
6 024,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
120,8 |
135,9 |
393,7 |
446,1 |
149,0 |
Расходы, всего |
16 330,6 |
17 575,7 |
19 217,9 |
20 441,2 |
21 762,3 |
%% к ВВП |
41,8 |
39,1 |
38,7 |
37,0 |
35,2 |
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
6 386,7 |
6 290,3 |
6 759,8 |
7 198,2 |
7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 587,2 |
5 000,7 |
5 579,8 |
6 090,5 |
6 652,5 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
3 478,6 |
4 897,5 |
5 476,1 |
5 985,8 |
6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 252,9 |
6 166,3 |
6 502,6 |
6 725,4 |
7 070,8 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
5 986,2 |
5 885,1 |
6 192,3 |
6 407,0 |
6 652,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
Дефицит (-) /профицит (+), всего |
-2 778,1 |
-2 581,6 |
-1 825,1 |
-1 684,3 |
-1 490,7 |
%% к ВВП |
-7,1 |
-5,7 |
-3,7 |
-3,0 |
-2,4 |
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
Доля доходов
Доля доходов
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 2):
Таблица 2. Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. рублей.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
983,9 |
852,2 |
%% к ВВП |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
|||
Источники покрытия дефицита |
428,6 |
1 767,3 |
- 661,3 |
1 712,9 |
- 54,4 |
765,2 |
52,3 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
|||
Расходы (предельный объем) |
212,4 |
10 385,1 |
172,7 |
10 844,6 |
459,5 |
749,1 |
904,5 |
%% к ВВП |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
|||
в том числе условно утверждаемые |
271,1 |
587,5 | |||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).
Таблица 3. Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
Прогноз | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
552,3 |
172,7 |
459,5 |
904,5 |
% (в номинальном выражении) |
5,7 |
1,7 |
4,4 |
8,3 |
% (в реальном выражении) |
- 3,9 |
- 4,5 |
- 1,5 |
2,7 |
Экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры.
В этой связи субъекты Российской Федерации должны формировать фонды финансовых резервов - Резервные фонды субъектов Российской Федерации. С целью стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к формированию таких фондов, субъектам Российской Федерации будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъектам Российской Федерации рекомендуется предусмотреть, что в случае, если в течение финансового года дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, уменьшенный на величину поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, превышает 10 процентов общего объема поступлений доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений, средства Резервного фонда субъекта Российской Федерации направляются на финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не менее суммы превышения.