Современное состояние финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Финансовые отношения характеризуются общими чертами, а именно все они:
осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода;

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 37.11 Кб (Скачать)

Вопрос №13

Современное состояние финансовой системы РФ

1. Понятие финансовой системы

Функции и роль финансов реализуются  через финансовую систему, с помощью  которой осуществляется распределение  и перераспределение денежных средств  в экономике страны. Финансовая система  представляет собой встроенный элемент  экономической системы, обслуживающий  субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Финансовые отношения характеризуются  общими чертами, а именно все они:

осуществляют перераспределение  валового внутреннего продукта и  национального дохода;

участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;

контролируют и регулируют распределительный  процесс;

выступают преимущественно в денежной форме.

Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают  разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением  хозяйственных связей, расширением  рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения  со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.

Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим элементом  воздействия на экономические и  социальные процессы страны и др.

Расширение взаимосвязей между  главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для  появления финансовых звеньев.

Финансовые звенья – это группировка  отдельных финансовых категорий  с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего  хозяйства. Бюджет, как финансовое звено  объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

Наличие звеньев финансовой системы  определяется существованием самостоятельных  экономических субъектов, участвующих  в хозяйственной жизни. Экономический  субъект – это юридическое  или физическое лицо, являющееся носителем  прав и обязанностей. В современных  рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин (физическое лицо).

Следовательно, финансовая система  в экономическом аспекте –  это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных  звеньев (институтов), каждое из которых  представляет специфическую группу финансовых отношений. В литературе, помимо рассмотренного, встречается  применение термина «финансовая  система» и в другом смысле –  как системы финансовых органов. Однако такая подмена понятий  ведет к размыванию понятия предмета изучения.

Итак, финансовая система в целом  представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных  и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных  финансовых институтов.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том  числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование  и др.

2. Структура финансовой  системы

Вопрос о структуре финансовой системы РФ является дискуссионным, и наиболее часто выделяют от 2 до 5 звеньев.

Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. Она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы  и общегосударственные финансы (государственный  бюджет СССР, имущественное, личное и  иностранное страхование, государственный  кредит).

Государственный бюджет СССР объединял  союзный бюджет, государственные  бюджеты союзных республик и  государственный бюджет социального  страхования. В союзном бюджете  в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик  приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских  бюджетов республик и 15% - в местных  бюджетах.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации  входят:

бюджетная система, состоящая из государственных  и местных муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные  и муниципальные фонды;

финансы предприятий, организаций, учреждений;

кредит (государственный, муниципальный  и банковский).

Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди  представителей финансово-правовой науки.

Вместе с тем в экономической  финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему  особенностями.

Вся система финансов России в целом  состоит из двух укрупненных подсистем:

государственных и муниципальных  финансов;

финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости  от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные  подсистемы (звенья).

Как уже говорилось выше, вопрос о  структуре финансовой системы России разными авторами видится по-разному. В данной работе мы рассмотрим модель финансовой системы, предложенную авторами М.В. Романовским и О.В. Врублевской, которая представлена на рис.1

Рис. 1 Подсистемы и звенья системы финансов

Государственные и муниципальные  финансы:

бюджетная система;

внебюджетные фонды;

государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

коммерческих предприятий и  организаций;

финансовых посредников (кредитных  организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

некоммерческих организаций.

3. Общая характеристика звеньев финансовой системы

Бюджетная система является одним  из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которое оказывает непосредственное влияние качество экономического роста  на уровень общественного благосостояния.

Средства, аккумулируемые в рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной  власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнение функций  государствам и муниципалитетом. Целью  функционирования бюджетной системы  является построение социально-ориентированного общества посредством распределения  и перераспределения ресурсов.

Стабильность функционирования бюджетной  системы – один из наиболее важных показателей, характеризующий устойчивость экономики и, прежде всего состояние  ее социальной сферы.

Построение современной бюджетной  системы началось в 1991 году и проходило  на фоне серьезных преобразований в  российской экономике, которые в  значительной степени определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной  системой. Особое место среди них  занимают необходимость адоптации  российской экономики к рыночным условиям хозяйствования, обеспечение  экономической стабильности и стимулирование инвестиционной активности в национальной экономике.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов Субъектов РФ, местных бюджетов и  бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В Российской Федерации сложилась  трехуровневая бюджетная система:

1 уровень – федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2 уровень – бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3 уровень – местные бюджеты.

В унитарных государствах бюджетная  система включает два звена: государственный  бюджет и многочисленные местные  бюджеты.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии российской бюджетной  системе было принятие в 1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил  общие принципы бюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционирования бюджетной системы.

Современная бюджетная система  России трех уровней определенным образом  приблизилась к структуре бюджетных  систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные фонды создаются  на определенный срок или действуют  постоянно. Их формирование связано  с необходимостью иметь независимые  от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших  общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использования  средств этих фондов государство  применяет специфические формы  и методы. В связи с этим правомерно выделение их в самостоятельное  звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две  группы: внебюджетные фонды социального  назначения и внебюджетные фонды  межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев  приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в государственном бюджете, которая  не распространилась на государственные  целевые внебюджетные фонды социального  назначения: Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования и Фонд обязательного  медицинского страхования.

Государственный кредит выделяется как  самостоятельное звено государственных  финансов, так как ему присущи  специфические формы финансово-кредитных  отношений по привлечению средств  в централизованные фонды государства.

Под государственным кредитом принято  понимать, прежде всего, отношения, посредством  которых образуется государственный  долг. Эти отношения по временному использованию денежных средств  юридических и физических лиц  государством при недостаточности  государственных доходов для  осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Широко используются вклады граждан в Сберегательные и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита. Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

Функции государственного кредита: фискальная, регулирующая и контрольная.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и  предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено  финансов. Именно здесь формируется  основная часть доходов, которая  в результате перераспределения  по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В  то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого  бюджетного финансирования, бюджетных  ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так  и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим  законодательством.

В сфере финансов хозяйствующих  субъектов выделяются следующие  звенья:

финансы коммерческих предприятий  и организаций,

финансы некоммерческих организаций.

Так, коммерческими организациями  являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные (некоммерческие) организации такой  цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью  для получения дополнительных доходов  в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансовые отношения каждого  из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации  предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением  обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №21

Содержание  и значение финансового контроля. Виды и формы финансового контроля

Информация о работе Современное состояние финансовой системы РФ