Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:06, реферат
Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Глава 1. Экономическая  характеристика Калининградской области ………
Глава 2. Экономическая  характеристика Мурманской области………………
Глава 3. Список использованной литературы…………………………………..
В настоящее время на акватории Кольского залива размещены 3 комплекса рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкера (ОАО «Мурманское морское пароходство» мощностью около 5 млн. тонн в год, ООО «Белое море сервис» мощностью 3 млн. тонн в год и ООО «Белокаменка» мощностью около 6 млн. тонн в год). Например, водоизмещение РПК «Белокаменка» - 415 тысяч тонн - это единственное судно в стране такого типа, находящееся под Российским флагом.
    Уже 
функционируют береговые 
    Но 
мощность существующих береговых нефтеперегрузочных 
комплексов не может обеспечить требуемых 
объемов перевалки 
    Разработана 
и в октябре 2003 года утверждена на 
Государственном Совете под председательством 
Президента России Транспортная стратегия 
Российской Федерации, определяющая ключевые 
и приоритетные направления развития 
транспортного комплекса как России в 
целом, так и нашего региона. 
 
В рамках реализации Транспортной стратегии 
Российской Федерации в регионе разработана 
Генеральная схема развития Мурманского 
транспортного узла, предусматривающая 
реконструкцию и строительство комплексов для перегрузки 
нефтеналивных и генеральных грузов, угля 
и контейнеров на западном и восточном 
берегах Кольского залива, а также развитие 
железнодорожных путей старой части порта. 
Одним из наиболее значимых проектов развития инфраструктуры западного берега Кольского залива является строительство компанией ЗАО «Синтез Петролеум» нефтеперерабатывающего завода и нефтеперегрузочного комплекса в районе устья р. Лавна.
    Нефтеперерабатывающий 
завод мощностью 6,0 млн. т/год на первом 
этапе предназначен для первичной 
переработки смеси нефти месторождения 
«Варандей море» и двух видов нефтей месторождения 
в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. 
Предполагается получение следующих товарных 
продуктов: 
- сжиженные углеводородные газы С3 и C4 
- автомобильные бензины Аи-92 и Аи-95; 
- прямогонный бензин (ценное сырье для 
этиленовых установок и сырье для получения 
высокооктановых бензинов); 
- дизельное топливо (летнее и зимнее); 
- мазут. 
В последующем намечается развитие (расширение) НПЗ для осуществления глубокой переработки мазута и доведения глубины переработки нефти до 95%.
    В 
рамках инвестирования в строительство 
базы снабжения и 
    Предполагаются 
производственные связи с нефтедобывающими 
компаниями, работающими в Тимано-
Также предполагается сотрудничество с Российскими и зарубежными судоходными компаниями, которые будут обеспечивать доставку сырья для НПЗ и отгрузку товарных нефтепродуктов на экспорт.
    03 
декабря 2003 года была одобрена 
«Декларация о намерениях 
Комплекс для перегрузки угля мощностью 15,0 млн. т/год будет представлять собой 2 причала общей длиной 1230 метров, способных принимать суда дедвейтом до 65 тысяч тонн, крытые склады площадью 8,1 тыс. м2 и открытые грузовые площадки общей площадью около 94,0 тыс. м2.
Еще одним проектом является создание нефтекомплекса в районе поселка Белокаменка Полярнинского района. Соответствующая декларация о намерениях ОАО «Мурманское морское пароходство» предварительно согласована 23 августа 2006 года.
С начала 2006 года ОАО «Мурманское морское пароходство» ведет проектно-изыскательские работы, направленные на реализацию производственной программы, заложенной в декларацию. Предполагается использовать существующую инфраструктуру (комплекс незавершенного строительства) и на базе ранее проектировавшихся объектов создать единый нефтяной комплекс, предназначенный для:
    1) 
приема, хранения и отгрузки нефти, 
вывозимой танкерами компании 
с российских арктических 
2) переработки нефти в товарные нефтепродукты, 
в первую очередь, топлива судовых марок, 
для снабжения судов ОАО «Мурманское морское 
пароходство» (мощностью 0,2 млн. тонн); 
3) приема и 
 
С учетом реализации других проектов прогнозируемый 
ежегодный грузооборот Мурманского транспортного 
узла к 2010 году составит около 50 миллионов 
тонн (с учетом дополнительного объема 
углей 15 миллионов тонн, нефтепродуктов 
- 27 миллионов тонн, генеральных грузов 
- 3 миллиона тонн и 1 миллион TEUs) и 70 миллионов 
тонн к 2015 году. 
  
Воплощение в жизнь данной схемы выходит 
за пределы возможностей региона, так 
как сдерживающим фактором в начале реализации 
этого глобального, социально значимого для области 
проекта - это отсутствие на западном берегу 
Кольского залива транспортной инфраструктуры 
(железной дороги и причальных линий). 
В настоящее время проходят изыскательские работы на строительство участка железной дороги от станции Мурмаши-2 до проектируемой станции Лавна, стоимостью около 256 млн. долларов, которая включена в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)».
    Одним 
из путей решения вопроса о 
строительстве железнодорожной 
ветки на западном берегу является 
возможность создания частно-государственного 
партнерства в интересах всех 
участников - инвесторов в строительство 
инфраструктуры западного берега Кольского 
залива. 
 
В ближайшее время предстоит значительный 
рост электропотребления, превышающий 
в целом возможности имеющихся электросетевых 
и генерирующих мощностей в регионе. Притом, 
что в целом Кольская энергосистема является 
избыточной, в скором времени ожидается 
возникновение энергодефицита в северной 
части энергосистемы Мурманской области. 
Практически все крупные промышленные 
потребители электроэнергии в той или 
иной форме заявили о возможном увеличении 
электропотребления для собственного 
развития. 
 
Решение назревающей проблемы энергодефицита 
Мурманской области заключается в строительстве 
новых энергоблоков для замещения выбывающих 
мощностей и обеспечения в полном объеме 
спроса на электроэнергию в связи с развитием 
промышленности региона. На данный момент 
разработана предпроектная документация 
на строительство Кольской АЭС-2, которая 
будет располагаться в районе Кунчаст-губы 
оз. Имандра (около 8 км от города Полярные 
Зори и 4 км от действующей АЭС). Площадка 
КАЭС-2 обосновывается для размещения 
3 серийных энергоблоков ВВЭР-1000. Планируемый 
срок ввода первого блока 2013 год. 
    Необходимость 
строительства КАЭС-2 обусловлена, прежде 
всего, необходимостью замещения мощностей 
первых блоков Кольской атомной электростанции 
№ 1. В настоящее время Кольской АЭС эксплуатируется 
4 энергоблока суммарной мощностью 1760 
МВт, что составляет около 50 % установленной 
мощности генерирующих предприятий региона. 
Определенные проектами 30-ти летние сроки 
эксплуатации энергоблоков №1,2 истекли. 
Сроки эксплуатации блоков № 3, 4 заканчиваются 
соответственно в 2011 и 2014 годах. Существует 
возможность модернизации и технического 
перевооружения энергоблоков с целью продления срока их эксплуатации. 
В настоящее время блоки № 1, 2 Кольской 
АЭС работают с продленным сроком эксплуатации, 
и их окончательный вывод планируется 
соответственно в 2018 и 2019 годах. Также 
ведутся работы по продлению сроков эксплуатации 
блоков № 3, 4 на 25-30 лет с 2011 и 2014 годов соответственно. 
 
06 октября 2006 года в г. Полярные Зори состоялась 
встреча Губернатора Мурманской области 
Юрия Алексеевича Евдокимова и Руководителя 
Федерального агентства по атомной энергии Сергея Владиленовича 
Кириенко, на которой был подписан Протокол 
о сотрудничестве в совместной реализации 
проектов строительства второй очереди 
Кольской атомной электростанции (КАЭС-2) 
и второй очереди Кандалакшского алюминиевого 
завода (КАЗ-2). 
Оба этих проекта являются единым комплексом. Для улучшения эффективности атомно-алюминиевого проекта ОАО «СУАЛ-Холдинг» предлагает начать реализацию первого этапа уже сейчас, используя для энергоснабжения первой очереди алюминиевого завода невостребованные мощности атомной станции. В рамках данного этапа предлагается заключить прямой договор между КАЭС и КАЗ-2 по согласованной с Росэнергоатомом цене, обеспечивающей повышение эффективности проекта, как в энергетическом, так и в алюминиевом бизнесе.
В рамках достигнутого соглашения основным потребителем электроэнергии с шин будущей КАЭС-2 будет проектируемый алюминиевый завод КАЗ-2.
    Основными 
предпосылками строительства 
Новый алюминиевый завод, оборудованный 
электролизерами с обожженными анодами 
на силу тока 300 кА мощностью 500 тысяч тонн 
товарного алюминия в год, предполагается 
строить в две очереди. Мощность по производству 
алюминия-сырца первой очереди составит 
218 тыс. т./год, второй очереди - 282 тыс. т./год. 
Площадка для строительства КАЗ-2 расположена в 18 км севернее г. Кандалакша и 6 км западнее ст. Пинозеро. Планируемый период строительства составляет 6 лет со вводом первой очереди завода в 2011 году.
    Строительство 
нового современного алюминиевого завода 
даст увеличение доходной части бюджетов 
всех уровней и социальных фондов за счет 
отчислений после полного освоения 
мощностей в 
размере 3,4 млрд. руб. в год, в том числе: 
в федеральный бюджет - 0,9 млрд. руб. в год, 
в бюджеты местного уровня - 2,5 млрд. руб. 
в год, а также создания объемов работ 
для смежных отраслей (строительство, 
транспорт, энергетика, машиностроение). 
Объем работ, который необходимо освоить 
строительно-монтажными организациями 
в период строительства - 51 млрд. руб. в 
ценах на 01.10.2006. Число занятых на строительстве 
завода рабочих - 6400 человек. 
 
Сегодня я хочу Вас познакомить также 
с ближайшими перспективами развития 
горно-промышленного комплекса Мурманской 
области. 
В 2007 году ЗАО «Северо-Западная фосфорная 
компания» приступает к освоению месторождения 
апатито-нефелиновых руд «Олений ручей». 
Планируется создание нового горно-обогатительного комбината по производству 
1,9 млн. тонн в год апатитового и 1,8 млн. 
тонн нефелинового концентратов. Мощность 
комбината по добыче руды - 6 млн. тонн в 
год. Общая стоимость проекта 660 млн. долл. 
США. Будет создано дополнительно 1200 рабочих 
мест. 
    На 
месторождении ильменито-
 
На базе Сопчеозерского месторождения 
хромитов ОАО «Кольская ГМК» планирует 
организацию производства по добыче и 
переработке 400 тыс. тонн в год хромитовой 
руды с получением феррохрома и огнеупоров. 
Стоимость проекта составляет приблизительно 
100 млн. долл. США. Количество новых рабочих 
мест - около 700. 
    В 
2006 году утверждены запасы Федоро-Тундровского 
месторождения платиноидов, недропользователем 
которого является иностранная корпорация 
«Баррик Голд Корпорейшн». В 2008 году на 
базе этого месторождения планируется 
начало строительства крупного горно-обогатительного 
комбината производительностью по добыче руды 10 млн. тонн в год 
с получением концентратов и их дальнейшей 
переработки на металлы платиновой группы. 
Стоимость проекта около 600 млн. долл. США. 
Продолжительность строительства 2 года. 
 
Хочу упомянуть о всем известном крупномасштабном 
проекте развития промышленности и транспортной 
инфраструктуры на западном берегу Кольского 
залива. Это создание специализированного 
портового перевалочного комплекса сжиженного 
природного газа в п. Видяево. Данный проект 
разработан ОАО «Гипроспецгаз» по заданию 
ОАО «Газпром» в рамках освоения Штокмановского 
газоконденсатного месторождения.