Сравнительный анализ казначейской и банковской систем исполнения бюджета: преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: сравнительный анализ систем исполнения бюджета, пути совершенствования и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать общую характеристику банковской системе исполнения бюджета;
- дать общую характеристику казначейской системе исполнения бюджета;
- рассмотреть преимущества одной системы исполнения бюджета над другой и выявить недостатки каждой из них – таким образом выяснить различия и сходства;

Содержание

Введение
Теоретические основы казначейской системы исполнения бюджета
Сравнительный анализ систем исполнения бюджета
Казначейская система исполнения бюджета
Федеральное Казначейство
Анализ казначейской системы исполнения Федерального бюджета
Анализ деятельности Отделения Федерального
казначейства по исполнению бюджета на примере г. Новосибирска
Сравнительный анализ банковской и казначейской систем исполнения бюджета
Анализ исполнения бюджета за 2008-2010 года
Перспективы развития систем исполнения бюджета
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. Сумма этого показателя составляет 150,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 133,33 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 263,87млрд.руб.

Платежи при пользовании природными ресурсами. Поступления платежей при  пользовании природными ресурсами  на 2008 год составляет сумму 111,77млрд. руб., на 2009 и 2010 год 59,66 млрд. руб. и 62,13млрд. руб. В 2009 году относительно 2008 года происходит снижение данного показателя на 52,11 млрд. руб. , в 2010 году идет небольшое увеличение суммы на 2,47 млрд.руб.

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства. В динамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2010 году увеличивается от 114,03 – 123,26 млрд. руб. относительно 2008 года. Удельный вес этого показателя растет, к 2010 году составляя 1,77% увеличившись на 0,54% к 2008 году.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы  поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 22,12 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,7 раза по отношению к 2008 году, составив 16,06 млрд.руб. Удельный вес этого показателя в 2010 году уменьшается на 0,01% по отношению к 2008 году.

Административные платежи и  сборы. Сумма этого показателя составляет 4,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 0,72 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 5,26 млрд.руб.

Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 2,88 млрд. руб., к 2010 ещё на 0,02 млрд. руб., что составит 5,32 млрд. руб. Удельный вес этого показателя практически не изменяется.

Прочие неналоговые доходы. Сумма  доходов на 2008 год составляет 39,56 млрд. руб., на 2009 год на 16,58 млрд. руб. меньше, а в 2010 году уменьшается ещё на 10,96 млрд. руб.

Доходы бюджетов бюджетной системы  РФ от возврата остатков субсидии, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих  целевое назначение. Сумма данных доходов увеличивается, но только с 2008 по 2009 год от 6,24 млрд.руб. – 164,31 млрд.руб. . Далее следует резкое уменьшение до 0,72 млрд. руб.

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности увеличиваются от 0,02 млрд.руб. – 2,73 млрд.руб.Также идет увеличение удельного веса на 0,38%

Таким образом, за 2 года , 2008 по 2010 доходы Федерального бюджета уменьшились на 2325,94 млрд.руб.

Проведем сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2008 – 2010 годов.

- на общегосударственные вопросы  расходы возросли с 839,4 млрд. рублей  в 2008 г . до 1186 млрд.р. в 2010 г . то есть на 347 млрд. или на 23,7 % больше, чем в 2009 году и на 41% больше, чем в 2008 году.

- на национальную оборону 2008 г . – 1040,9 млрд., 2009 г . – 1211,9 млрд. 2010 г .- 1253,2 млрд. руб. всего  за 2 года ассигнования увеличились  на 253 млрд. руб. На ВС увеличение  составило 5,7 %. На коллективную  безопасность и миротворческую  деятельность ассигнования увеличились  в 18 раз (11,1 млрд.р.). Значительному снижению подверглись расходы на ядерно-оружейный комплекс (1,6 %), военно-техническое сотрудничество – 8,3 %, научные исследования – 15,3 %.

- расходы на национальную безопасность  почти сравнялись с расходами  на оборону и в 2010 году составят 1062,4 млрд. руб. На 3,4 % увеличились  ассигнования на МВД, на 12,4 % - на  внутренние войска, на 3,3 % на УИН,  на органы безопасности – на 14,9 %, на миграционную политику  – на 10,5%, на модернизацию внутренних  войск – на 166,7 %. Продолжается  тенденция наращивания потенциала  внутренних войск и снижения обороноспособности страны.

- национальная экономика в 2010 году получает 1347,1 млрд. руб., что  на 498,6 млрд. меньше 2009 года. На 69 % снижаются  ассигнования на топливно-энергетический  комплекс, на 68,2 % - сельское хозяйство  (27,2 млрд.), на 40% лесное хозяйство,  на 19,5 % - транспорт. На "другие  вопросы" снижение составило  38,1 %. Значительное увеличение средств предусмотрено только на воспроизводство минерально-сырьевой базы (13,1%) и связь и информатику (12,3 %).

- на жилищно-коммунальное хозяйство  предусмотрено 137,7 млрд. руб., что  на 5,2 млрд. руб. меньше 2009 года.

- на образование ассигновано  398,7 млрд. руб., что на 14,4 млрд. меньше 2009 года. На 7 % уменьшены ассигнования  на дошкольное образование, начальное  и среднее профессиональное образование  урезаны соответственно на 75,8% и  16,1 %. Молодежная политика и оздоровление  детей сокращены на 33,3 %.

- на культуру выделяется 108,2 млрд. руб., что на 6,5 млрд. рублей меньше 2009 года.

 

- на здравоохранение выделяется 332,6 млрд. рублей, сокращение составит 15,6 млрд. рублей. На 20 % сокращаются ассигнования  на скорую помощь, на 7,9 % - санаторная  помощь, на 58,3 % уменьшаются средства  на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на 23 % - спорт,

- расходы по статье социальная  политика уменьшаются в 2010 году  на 2,6 млрд. рублей. Пенсионное обеспечение  увеличивается на 7,9 %. На 7,4 % сокращаются  средства на социальное обслуживание, на 21,5 % сокращается финансирование на социальное обеспечение.

-межбюджетные трансферты

Статья межбюджетных трансфертов  увеличилась на 174,8 млрд.руб., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Таким образом, расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития систем исполнения бюджета

«В настоящее время Правительством РФ в целях повышения качества управления государственными финансами в период перехода страны от централизованного планирования к рыночной экономике, а также создания современных систем управления бюджетными ресурсами, реализуется Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации.

Реализация Проекта позволит Правительству  Российской Федерации располагать  ежедневной информацией о поступлениях и выплатах из федерального бюджета  по видам доходов и экономическим  категориям расходов, централизовать финансовые ресурсы в целях эффективного управления ими, своевременно обеспечивать главных распределителей и распределителей  средств федерального бюджета соответствующей  информацией для управления выделенными  им средствами.

Экономический эффект от реализации Проекта предполагается достичь  за счет обеспечения полноты и  своевременности поступления всех определенных законодательством доходов  в федеральный бюджет; организации  предварительного и текущего контроля за целевым и равномерным расходованием  средств, и, таким образом, минимизации  их не целевого использования бюджетными организациями; создания условий, препятствующих созданию кредиторской задолженности; получения оперативного доступа к достоверной информации о состоянии государственных финансовых ресурсов; эффективного использования бюджетных средств, консолидированном на едином счете казначейства; повышение оборачиваемости бюджетных средств в экономике; обеспечения защищенности государственных финансовых ресурсов; объективной оценки органов государственного управления с учетом последствий проводимой бюджетной политики; совершенствования механизмов мобилизации, учета и использования финансовых ресурсов, упорядочения правовой основы деятельности органов федерального казначейства, а также повышение производительности труда путем максимальной автоматизации всех операций, оптимизации документооборота и изменения условий работы»7.

 

Основные компоненты стратегии развития Казначейства России

Стратегические цели

Стратегические задачи

Непосредственный результат к 2015 году

Социальный эффект

Государственная власть, Клиенты и  Граждане

1. Сформировать единое информационное  пространство финансовой деятельности  публичных правовых образований  Российской Федерации

1. Обеспечение прозрачности и доступности  информации о состоянии общественных  финансов

Эффективная система общественного  контроля за финансовыми ресурсами сектора государственного управления.

Повышение эффективности бюджетных  расходов и доверия граждан к  власти

2. Создание условий для интеграции  процессов управления государственными  закупками и исполнения бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации

Единая система планирования государственных (муниципальных) закупок, учета и  исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

2. Кассовое обслуживание субъектов  сектора государственного управления

3. Кассовое обслуживание бюджетов  государственных внебюджетных фондов  и неучастников бюджетного процесса

Осуществление Казначейством России кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса.

Обеспечение сохранности финансовых ресурсов государства

3. Усовершенствовать систему бюджетных  платежей

4. Повышение эффективности процессов  управления финансовыми ресурсами  Российской Федерации

Эффективная модель активного управления средствами на едином казначейском счете.

Повышение эффективности бюджетных  расходов

5. Применение современных платежных  технологий в секторе государственного  управления

Обеспечение преимущественно безналичного денежного обращения в секторе  государственного управления.

Обеспечение прозрачности операций с  финансовыми ресурсами государства

Финансовое обеспечение деятельности

4. Усовершенствовать систему финансового  менеджмента в Казначействе России

6. Повышение эффективности управления  финансовыми ресурсами Казначейства  России

Обеспечение прозрачности и открытости стоимости выполняемых функций  Казначейством России.

Повышение эффективности использования  финансовых ресурсов государства, выделяемых на содержание Казначейства России

 

5. Обеспечить безопасность деятельности  Казначейства России

7. Создание условий для обеспечения  безопасности деятельности Казначейства  России

Функционирование комплексной системы  безопасности Казначейства России.

Обеспечение сохранности финансовых ресурсов государства

6. Усовершенствовать организацию  деятельности Казначейства России

8. Формирование условий для обеспечения  результативности деятельности  Казначейства России

Внедрение и развитие системы определения  и оценки эффективности и результативности деятельности Казначейства России.

Повышение эффективности использования  финансовых ресурсов государства, выделяемых на содержание Казначейства России

9. Оптимизация структуры и функций  Казначейства России

Наличие оптимальной (по территориальной  распределенности, количественному  и качественному составу персонала) сети Казначейства России.

10. Создание и развитие "Электронного  казначейства"

Функционирование информационной телекоммуникационной системы Казначейства России, обеспечивающей, в том числе электронный документооборот  с применением ЭЦП внутри Казначейства России и с его клиентами.

Повышение уверенности граждан в  сохранности финансовых ресурсов государства

11. Регламентация функциональной деятельности Казначейства России

Обеспечение единообразия выполнения  Казначейством России всех функций на территории Российской Федерации.

Обеспечение прозрачности действий Казначейства России, минимизация коррупционных рисков

Кадры

7. Обеспечить проведение эффективной  кадровой политики

12. Совершенствование системы управления  кадрами

Повышение заинтересованности сотрудников  в результатах деятельности Казначейства России.

Повышение доверия граждан к власти


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения данной работы были  даны сравнительные характеристики банковской и казначейской системам исполнения бюджета. Основными участниками банковского исполнения бюджета были: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк и Министерство финансов. Средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках, что давало последним возможность последним «прокручивать» эти средства, участвовать на рынке ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств. Главный минус в том, что такая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объемах поступивших доходов, что отрицательно сказывалось на своевременности финансирования. Кроме того, не была обеспечена идентичность данных отчетности Госналогслужбы и Центробанка вследствие неполноты учета доходов органами налоговой службы и отсутствия сверки. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской системы исполнения прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Таким образом, казначейская система имеет преимущества над банковской. Рассматривая возможности дальнейшего развития и перспективы, можно говорить, что банковская система исполнения бюджета себя изжила, а казначейская в РФ все больше распространяется на все регионы. Казначейством РФ составлен примерный план стратегического развития до 2015 года, которое ставит перед собой следующие цели: повышение эффективности бюджетных расходов и доверия граждан к власти; обеспечение сохранности финансовых ресурсов государства; повышение эффективности бюджетных расходов.

На основе анализа исполнения бюджета  Российской Федерации следует, что  поступления доходов в 2010 году так и не достигли размеров 2008 года, то есть сократились на 970 млн. рублей. Расходы в 2010 году по сравнению с 2008 увеличились почти на 1 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 123 с.
  2. Бюджетная система России: учеб./ под ред. Г.Б. Поляка; - М-во образования РФ; УМЦ «Проф. учебник».- Изд.2-е, перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-703 с.
  3. Бюджетная система РФ: учеб. пособие для вузов / под. ред. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. - М.: Феникс, 2006.-с.234 с.
  4. Бюджетный кодекс (БК РФ). Часть третья. Бюджетный процесс в Российской Федерации. Раздел VIII. Исполнение бюджетов. Глава 24. Основы исполнения бюджетов. Статья 215.1. Основы исполнения бюджета.
  5. Голубев М.Е. К вопросу об органах федерального казначейства. // Финансы 1995г. № 9.
  6. Зайцев В.К. Федеральное казначейство воссоздается поэтапно // Финансы 1994 г. № 8.
  7. Казначейская система исполнения бюджетов//Иванова Наталья Георгиевна, Маковник Тамара Дмитриевна.
  8. Коломиец А.Г. На переломе // Финансы 1996 г. № 11, 1997 г. № 5.
  9. Масленников Г.Б. О месте и роли казначейства в развивающейся платежной системе страны // Деньги и кредит 1997 г. № 11.
  10. Межбюджетные отношения и казначейство // Финансы 1995 г. № 9
  11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации // Финансы 1998 г. № 2.
  12. Савина Т.И. Первые шаги казначейства // Финансы 1997 г. № 6.
  13. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2008.
  14. Федеральное казначейство (казначейство России)//Блок «Описание проекта».
  15. Федеральное казначейство (Казначейство России)// Стратегическая карта Казначейства России на 2010-2015 годы.
  16. Ягудина Е.Р. Организация исполнения бюджета в РФ // Деньги и кредит. 2009. № 2.

Информация о работе Сравнительный анализ казначейской и банковской систем исполнения бюджета: преимущества и недостатки