Становление и развитие денежной системы Украины

Автор: d**********@icloud.com, 25 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение сущности и развития денежной системы Украины, дать определение типам, видам и элементам денежной системы, выявление и решения проблем денежной системы в Украине.
Для написания работы поставлены следующие задачи:
- Характеристика сущности денег денежной системы, классификация денежных систем.
- Обзор истории становления денежной системы в Украине.
- Характеристика типов, видов и элементов денежной системы.
- Анализ современной денежной системы Украины и исследования путей решения существующих проблем в этой сфере .

Содержание

Введение
Раздел I.Особенности денежных систем
1.1. Понятие денежной системы…………………………………………..5
1.2. Разновидность денежной системы………………………...................8
1.3. Денежная система и ее типы…………………………………………11
1.4. Элементы денежной системы…………………………………..........13
Раздел II. Становление и развитие денежной системы Украины
2.1.История денежной системы………………………………………….20
2.2 Характеристика современной денежной системы Украины………25
2.3. Проблемы современной денежной системы и пути их решения…32
Раздел III. Анализ активных и пассивных операций……………………38
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУрсовая.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     Разменная монета - слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.

     Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков.

     Разные  экономические и исторические предпосылки  возникновения и использования  кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии.[15]

     Эмиссионные операции (операции по выпуску и  изъятию денег из обращения) в  государствах исторически осуществляли:

     - центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;

     - казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажноденежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).

     В настоящее время эмиссию неразменных  на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные  банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет  четкой грани между кредитными и  бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов.

     Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с  покупкой иностранной валюты и государственных  ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.

     В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии.

     Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием  народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

     Депозитно-чековая  эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.

     Денежное регулирование представляет собой комплекс мер  государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 2. становление и  развитие денежной системы  украины

     2.1. История денежной  системы Украины 

     Письменные  источники Киевской Руси называют пять элементов древнерусской денежной системы: гривну, Куну, ногату, резану, веверицу (векшу). Анализ денежных соотношений  в своде основных законов древней  Руси – «Русской Правде» - позволил исследователям реконструировать систему денежного счета в ХІ веке: гривна = 20 ногатам = 25 кунам = 50 резанам. Позже, в ХІІ-ХІІІ веках, в связи с изменениями монет в обращении это соотношение меняется.

     Татаро-монгольское  нашествие XІІІ века в значительной степени разрушило политический и экономический потенциал княжеств Восточной Европы. Острая недостача разменной монет, которая начала ощущаться еще в ХІІ веке, значительно усилилась в XІІІ - XІV веках. В «безмонетный» период XІІ - XІV веков способами разменного платежа и обмена часто являлись различные товаро-деньги. Гривны – слитки серебра – обслуживали наибольшие сферы денежных операций и стали основным способом выплаты дани – «татарского выхода». Не случайно уже во второй половине XІІІ века еще кочевое монголо-татарское государство стало выпускать собственные монеты – серебряные дирхемы. Это, как считают исследователи, стало возможным благодаря огромному количеству серебра-дани, которое притекало из разных регионов Восточной Европы в слитках.

     На  рубеже ХІІІ – ХІV веков в Восточной Европе для слитков серебра начинает использоваться термин «рубль». Большинство исследователей считают, что появление этого слова связано с глаголом «рубить» - с уменьшением, дележом гривны-слитка.[8]

     Первые  практические шаги относительно создания собственной денежной системы  были сделаны после выхода Украины с состава СССР, если 10 января 1992 г. были внедренные украинские купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денежной массе. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты — предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства к Российской Федерации, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено за НБУ. Весь безналичный оборот продолжал обслуживаться исключительно предшествующей, теперь уже русской, валютой — рублями.

     Чтобы ослабить отрицательные следствия  параллельного оборота двух валют, Президент Украины указом «О реформе  денежной системы Украины» от 12 ноября 1992 г. ввел купоно-карбованець в сферу  безналичного оборота и изъял из него рублевые деньги. Новые деньги были названы «украинский рубль», получили статус временных национальных денег и стали единой на территории Украины средством платежа. Украинский рубль как временные деньги взял на себя львиную частицу финансовых неурядиц переходного периода и выполнил этим свою исторически-жертвенную миссию. На нем методом попыток и ошибок строилась национальная денежная система Украины. Введением в общий оборот украинского рубля завершился первый этап формирования национальной денежной системы Украины.[20]

     На  втором этапе Национальный банк Украины, опираясь на нормы Закона Украины  «О банках и банковской деятельности» (1991 г.), отрабатывал отдельные элементы и организацию функционирования денежной системы. К основным направлениям и наиболее ощутимых результатов развития денежной системы на этом этапе можно отнести:

     1. Развитие собственного эмиссионного  механизма, который включает:

     — создание Банкнотно-монетного двора  НБУ, которое имеет полный цикл высококачественного  производства бумажных денег и монеты;

     — разработка дизайна, установление номинала, платежных признаков, обеспечение  системы защиты дензнаков и монет;

     — разработка правил выпуска в обращение, сохранение, инкассации, изъятие из оборота денежной наличности, ведение кассовых сделок и т.п.

     2. Формирование механизма регулирование  НБУ предложения денег, задачей  которого есть:

     — отрабатывание механизма централизованного  регулирования банковскими резервами;

       — внедрение механизма рефинансирование  коммерческих банков;

     — развитие операций на открытом рынке.

     3. Разработка методики и методологии  денежно-кредитной политики НБУ,  накопление опыта практического  применения инструментов денежно-кредитной  политики, размежевание сфер применения  фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики.

     4. Развитие национальной платежной  системы, которая охватывает:

     ¾создание системы электронных платежей на межбанковском уровне;

     —разработка методических и инструктивных документов относительно организации безналичных  расчетов на межхозяйственном уровне;

     —разработка методических и организационных  основ создания электронной системы  массовых платежей.

     5. Формирование механизма валютного  регулирования, которое включает:

     —развитие инфраструктуры валютного рынка  и формирование методических и организационных основ осуществление операций на нем;

     —порядок  регулирования валютного курса;

     —создание механизма формирование и использование  золотовалютных резервов;

     —формирование отчетности относительно платежного баланса  страны, осуществление его анализа  и прогнозирование.

     6. Разработка и испытание на  практике специальных мероприятий  из преодоления гиперинфляции  и регулирование инфляции.

     Перечисленные мероприятия дали возможность сформировать на протяжении 1993—1996 гг. правовые и  организационные основы национальной денежной системы рыночного типа, которая способная была обеспечить надлежащее управление денежным оборотом соответственно потребностям экономики страны.[16]

     Новой ситуации, которая сложилась в  управлении денежным оборотом, не отвечал  статус временной валюты, что сохранялся за украинским рублем. Временные деньги не могут надлежащим образом выполнять одну из важнейших функций — функцию накопления. Это подрывает интересы экономических субъектов к накоплению денег как источника инвестирование, сдерживает экономическое возрастание, снижает эффективность антиинфляционной политики, укрепление государственных финансов. В связи с этим особой остроты приобрело вопрос внедрения в оборот постоянной денежной единицы — гривны. 25 августа 1996 г. Президент Украины подписал Указ «О денежной реформе в Украине», согласно которому с 2 по 16 сентября 1996 г. из оборота был изъятый украинский рубль и введенная постоянная денежная единица — гривна и ее сотая часть — копейка.

       Этим закончился второй этап  развития денежной системы Украины и начался третий.

     На  третьем этапе происходит дальнейшее усовершенствование механизмов и инструментов денежной системы, которые были разработаны  на предшествующем этапе. Важной вехой  здесь стало принятие Верховной  Радой Украины в мае 1999 г. Закона «О Национальном банке Украины». Хотя в этом законе непосредственно о денежной системе язык не идет, тем не менее те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое отображение. Это, в частности, раздел IV «Денежно-кредитная политика», раздел V «Управление наличным денежным обращением», раздел VIII «Деятельность Национального банка относительно операций с валютными ценностями». В них четко выписанные права и обязанности НБУ относительно обеспечения стабильности национальных денег, регулирование денежного оборота, определенные методы и инструменты денежно-кредитной политики и прочие виды деятельности НБУ, которые формируют денежную систему страны.[27] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Характеристика современной  денежной системы  Украины 

     Украинский купоно-карбованец вынес на себе все бремя проблем самого сложного этапа трансформационного периода: рост дефицита бюджета, спад производства, гиперинфляцию, обесценивание национальной валюты и т.п.

     В 1992 году инфляция превысила 2000%, а в 1993-м достигла рекордного по мировым  стандартам уровня - более 10000%. В 1994 году падение ВВП достигло почти 60% от уровня 1991-го. Довольно высоким в 1993-1994 годах оставался дефицит государственного бюджета - 7 и 9% ВВП.

     Естественно, в таких условиях нельзя было спешить  с введением полноценной национальной денежной единицы. Она была бы обречена на провал.

     В 1995 году еще не было необходимых  предпосылок для введения в обращение  гривни. Спад ВВП и объемов промышленного производства составлял 12%. Еще довольно ощутимыми были последствия гиперинфляции: потребительские цены возросли почти на 300% (вдвое больше, чем в 1996-м), дефицит бюджета был еще далек от оптимального. Долги между предприятиями Украины в 1995 году росли в два раза быстрее, чем в 1996-м.

     Спешка  с введением гривни в этих условиях могла бы обернуться полным провалом, затормозить возрождение национальной экономики. Поэтому денежная реформа  была проведена после преодоления  гиперинфляции и замедления кризисных процессов. И что особенно важно - она прошла без больших потерь для населения, что повысило доверие граждан к гривне и к украинской банковской системе.

Информация о работе Становление и развитие денежной системы Украины