Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности финансовой системы в России и рассмотреть основные направления ее развития.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятия «финансовая система», «финансы»;
2) охарактеризовать структуру финансовой системы России;
3) рассмотреть закономерности развития финансовой системы России;
4) изучить финансовые связи государства и предприятий.
ВВЕДЕНИЕ	- 3 -
1.  ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА	- 6 -
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ	- 6 -
1.2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ	- 13 -
2. ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЕЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ	- 26 -
2.1. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ	- 26 -
2.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ	- 36 -
2.3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ	- 41 -
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ	- 47 -
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ	- 47 -
3.2 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ	- 53 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	- 62 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	- 64 -
Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.
Это позволит обеспечить проведение мероприятий по обеспечению сохранности и доступности объектов культурного наследия России; по поддержке театров и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации и реконструкции объектов национального достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой молодежи.
Отдельное внимание будет уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.
Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).
Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.
Реализация федеральных 
Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.
Необходимо отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году. Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.
В среднесрочной перспективе сохраняется необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных и муниципальных услуг.
2.3 Основные подходы к формированию бюджетных расходов
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
- безусловное исполнение 
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
- индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
- обеспечение обязательств в сфере образования здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
- обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечение содержания и 
- постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
При этом при формировании объема бюджетных ассигнований реализованы следующие подходы:
1) концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств, пересмотром сроков решения поставленных задач, оптимизацией расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей;
2) рассмотрение вопросов 
4) определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в 2011 году на 6.5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;
5) сохранение в 2011-2013 годах действующих в текущем году условий денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих с сокращением численности федеральных государственных служащих в течение 2011-2013 годов на 20% и сохранением 50% расчетной экономии по фонду оплаты труда в распоряжении соответствующих федеральных органов государственной власти;
6) неувеличения в 2011-2013 годах по сравнению с 2010 годом расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов;
7) продления до 2014 года приостановки 
действия нормативных правовых 
актов об увеличении 
В целях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года в текущем году планируется одновременно с проектом федерального бюджета на 2011-2013 годы представить в Государственную Думу аналитическое распределение бюджетных ассигнований по государственным программам, перечень которых будет определен Правительством Российской Федерации.
Одновременно, при формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы планируется внесение изменений в классификацию расходов бюджетов, предполагающее отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов, обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»), а также отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».
Отражение таким образом соответствующих расходов по разделам функциональной классификации соответствует международным стандартам.
С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 3).
Таблица 3
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов*
2010 год  | 
  2011 год  | 
  2012 год  | 
  2013 год  | ||||
проект  | 
  %% к предыдущему году  | 
  проект  | 
  %% к предыдущему году  | 
  проект  | 
  %% к предыдущему году  | ||
ВСЕГО  | 
  10 212,4  | 
  10 385,1  | 
  101,7  | 
  10 844,6  | 
  104,4  | 
  11 749,1  | 
  108,3  | 
Условно утвержденные  | 
  271,1  | 
  587,5  | 
  |||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных)  | 
  10 212,4  | 
  10 385,1  | 
  101,7  | 
  10 573,5  | 
  101,8  | 
  11 161,6  | 
  105,6  | 
в том числе:  | 
  |||||||
Общегосударственные вопросы  | 
  838,7  | 
  809,1  | 
  96,5  | 
  753,8  | 
  93,2  | 
  723,4  | 
  96,0  | 
Национальная оборона  | 
  1 264,4  | 
  1 433,5  | 
  113,4  | 
  1 573,3  | 
  109,8  | 
  2 025,6  | 
  128,7  | 
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  | 
  1 096,4  | 
  1 192,2  | 
  108,7  | 
  1 187,2  | 
  99,6  | 
  1 170,9  | 
  98,6  | 
Национальная экономика  | 
  1 583,4  | 
  1 611,8  | 
  101,8  | 
  1 615,7  | 
  100,2  | 
  1 554,7  | 
  96,1  | 
Жилищно-коммунальное хозяйство  | 
  197,6  | 
  202,0  | 
  102,2  | 
  83,3  | 
  41,2  | 
  74,9  | 
  89,9  | 
Охрана окружающей среды  | 
  12,4  | 
  14,5  | 
  116,9  | 
  14,7  | 
  101,4  | 
  14,1  | 
  95,9  | 
Образование  | 
  433,2  | 
  492,5  | 
  113,7  | 
  492,3  | 
  100,0  | 
  492,2  | 
  100,0  | 
Культура и кинематография  | 
  67,1  | 
  74,5  | 
  111,0  | 
  74,4  | 
  99,9  | 
  74,4  | 
  100,0  | 
Здравоохранение  | 
  340,9  | 
  375,6  | 
  110,2  | 
  395,9  | 
  105,4  | 
  356,1  | 
  89,9  | 
Социальная политика  | 
  3 370,6  | 
  3 059,6  | 
  90,8  | 
  3 265,4  | 
  106,7  | 
  3 515,5  | 
  107,7  | 
Физическая культура и спорт  | 
  74,8  | 
  75,8  | 
  101,3  | 
  62,9  | 
  83,0  | 
  56,9  | 
  90,5  | 
Средства массовой информации  | 
  61,2  | 
  58,8  | 
  96,1  | 
  60,6  | 
  103,1  | 
  54,4  | 
  89,8  | 
Обслуживание государственного и муниципального долга  | 
  280,3  | 
  386,2  | 
  137,8  | 
  505,2  | 
  130,8  | 
  584,8  | 
  115,8  | 
Межбюджетные трансферты общего характера  | 
  591,3  | 
  598,8  | 
  101,3  | 
  488,6  | 
  81,6  | 
  463,7  | 
  94,9  | 
* разделы приведены в 
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное 
хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено 
сокращением бюджетных 
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).
В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.
 
3. Анализ финансовой системы России
3.1. Направления развития финансовой системы России
Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Информация о работе Становление и развитие финансовой системы в РФ