Становление и развитие сберегательного дела в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:46, реферат

Описание работы

Деньги это особая категория в жизни общества. С ними связаны надежды и крушения, успех и неудачи. Жизнь современного общества трудно представить без такого важного финансового инструмента, как деньги. Деньги приводят в движение все производительные силы общества и раскрывают потенциальные возможности, имеющиеся в его распоряжении, на благо (а иногда и во вред) людям.

Содержание

Введение
1 Первый этап: конец XVII века – 1861гг
2 Второй этап: 1862-1895г
3 Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.)
4 Четвертый этап: 1917-1988 гг
5 Пятый этап: с 1988 до нашего времени
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие сберегательного дела в России.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

       Запиской, принятой управлением  Наркомата финансов в 1918 г. "О  значении восстановления деятельности  сберегательных касс в полном  объеме для интересов трудового населения", была восстановлена операционная деятельность касс, находившаяся под ведением вновь воссозданного Управления сберегательных касс. Декретом ВЦИК "государственные" сберегательные кассы были переименованы в "народные" сберегательные кассы.

       Декретом СНК РСФСР "Об организации  страхового дела в Российской  республике", принятого в ноябре 1918 г., было решено, что страхование  жизни при государственных сберегательных  кассах производится на прежних  основаниях.

       Что касается вкладчиков этого времени, то в связи с возникшим недоверием к сберкассам, вклады в кассах имели мизерный процент от всех сбережений населения. Все сбережения население хранило в натуральных формах: в продуктах (соль, спички), топливе и др.

       Период полной дезорганизации финансово-денежного хозяйства страны за годы революции и гражданской войны, с осени 1918 г. привел к полному свертыванию операций сберкасс, а к концу гражданской войны - система сберегательных учреждений и сберегательное дело в России оказались полностью разрушено.

       Следующим переломным моментом  в развитии российской сберегательной  системы стало время "новой  экономической политики", когда  законодательно был определен  статус и функции сберегательных  учреждений. Так, 26 декабря 1922 г. было  принято постановление СНК РСФСР "Об учреждении государственных сберегательных касс", которые 27 декабря в Постановлении 10-го Съезда Советов получили название "трудовых сберкасс" и Совнарком утвердил Положение "О государственных трудовых сберегательных кассах". Согласно новому Положению, сберегательные кассы могли принимать вклады: до востребования, вклады на условные и текущие счета. При этом все образующиеся за счет превышения поступлений по вкладам над выдачами свободные средства - стабильный остаток вкладов и текущая прибыль - подлежало зачислению на текущий счет Госбанка. Первая подобная сберегательная касса была открыта 11 февраля 1923 г. на Красной Пресне в Москве.

       В начале организация сберкасс  была возложена на Валютное  управление Наркомата финансов. Затем, в составе Наркомата было образовано Главное управление государственных трудовых сберегательных касс, которое возглавило работу системы сберкасс. Сберегательная политика государственных трудовых сберкасс этого периода имела принципиальные отличия от сберкасс царской России. Работая по принципу "общественности" - на основе проведения агитационной и пропагандистской деятельности с привлечением работников профсоюзов и партийных работников, через прессу и т.п. - они были призваны аккумулировать средства населения. Все привлеченные средства от населения направлялись, с учетом интересов государства, на развитие народного хозяйства.

       Одновременно с трудовыми государственными  сберкассами в 1923 году появляются  посреднические кассы. Кассы этого  типа могли открываться при каждом предприятии или учреждении по желанию рабочих и служащих и уже к 1.01.1926 г. сеть посреднических касс состояла из 2489 касс, а привлеченные ими вклады достигли величины 2 млн. руб.

       Также этот период характеризуется  "восстановлением" сберегательной системы. С проведением денежной реформы 1924 г. у населения формы натурального сбережения начали заменяться на денежные, которые по назначению можно разделить на три типа: сбережения производственно-целевого назначения; сбережения потребительско-целевого назначения; сбережения текущих остатков кассовой наличности.

       Так, с 1925 г. наблюдалось достаточно  быстрое развитие сберегательных  операций в сберегательных учреждениях.  Об этом свидетельствуют следующие  статистические данные: в 1925-1926 гг. остатки по вкладам достигли 53 млн. руб., в 1926-1927 гг. - около 82 млн. руб.; в течение 1924-1925 гг. число сберегательных касс возросло с 5284 до 9756, а количество вкладчиков с 573 тыс. до 817 тыс.

       Таким образом, к концу 20-х  годов XX века развитие сберегательного дела носило восстановительный "посткризисный" характер: появляются новые по своему экономическому содержанию сберегательные учреждения, чья операционная деятельность не сосредоточена на выполнении исключительно сберегательных функций, а в значительной степени расширена за счет выполнения ими различного рода активных банковских операций, в том числе и кредитно-инвестиционных. Основными операциями сберегательных касс относятся следующие: ссудо-залоговые операции; открытие и ведение текущих счетов; покупка золотой и серебряной монеты дореволюционной чеканки (с 1924 года); переводные и аккредитивные операции; выдача заработной платы рабочим и служащим (с 1926 года), а также персональных пенсий и пенсий народным учителям (с 1927 года); выпуск собственных денежных обязательств (сберегательных сертификатов) (разрешен с 1928 года); расчетные операции; комиссионные и инкассовые операции; проведение фондовых и других финансовых, и банковских операций.

       Сберегательная политика государства  представляла собой политику государственной монополии и централизации сберегательного дела, закрепленную принятыми нормативно-законодательными актами. Период конца 20-30-х гг. - время перехода страны к директивно-плановой экономике. Важнейшее значение для деятельности сберегательных касс имело принятие 16-й партийной конференцией в апреле 1929 г. нового Положения "О Государственных трудовых сберегательных кассах". Поставленные в плане задачи для сберкасс сводились к следующему: увеличение объемов операций по вкладам; развитие операций по обслуживанию населения (переводные, аккредитивные, прием налогов и других платежей, выплата пенсий и т.д.); проведение операций по размещению государственных займов и обслуживанию их держателей.

       Основными клиентами-вкладчиками  сберегательных касс этого периода являются, население, размер "единоличных" вкладов которых в первый 1928-1929 плановый год составил 117,3 млн. руб. и юридические лица, вклады которых достигли за этот год отметки 27,2 млн. руб.; а в 1931 году план привлечения средств вкладчиков был перевыполнен на 105%.

       Так как формирование и развитие  сберегательной системы на протяжении  первой и второй пятилеток  находилось под контролем государства.  Сберегательная политика государства  была определена: ее основным  направлением стало удовлетворение общегосударственных потребностей (приобретение за счет средств вкладчиков государственных ценных бумаг, покупка государственных займов и т.п.).

       Вторая мировая война вызвала  огромное напряжение финансово-денежного  хозяйства страны, что повлияло на развитие сберегательного дела.

       Военные действия вызвали сокращение  сети сберегательных касс, к 1942 г. она фактически уменьшилась  вдвое. В это время прием  вкладов от населения организовывал  и проводил Государственный банк, вместе со специально организованными полевыми учреждениями в действующей армии. Государственный банк принимал вклады от граждан, устанавливая количественные ограничения на вклад (сумма вклада не ниже 3000 руб.).

       Сберкассы были привлечены к  новым операциям: операции по  приему налоговых платежей от населения в городах и поселках; выплата пособий многодетным и одиноким матерям; проведение денежно-вещевых лотерей; выплата денежных средств по орденским книжкам; прием взносов в Фонд обороны и Красной Армии; начисление и хранение сумм компенсации за отмененные отпуска; выплаты по денежным аттестатам семьям генералов и офицеров Красной Армии и др. Основной операцией сберегательных касс по размещению сбережений, полученных от населения, оставались государственные займы.

       Как и в довоенное время, в период военных действий основная часть вкладов поступала в сберегательные учреждения от городского населения, сбережения сельского населения поступали в незначительных объемах. Основными мотивами помещения сбережений населением в сберкассы сводились к обеспечению сохранности денег при отъезде на фронт и получению сбережений после войны.

       Победоносное завершение войны  и переход к мирному строительству  отозвались резким усилением  прилива вкладов в сберегательные  кассы. К  началу 1946 г. общая сумма вкладов превысила довоенный уровень и составила 11 млрд. руб.

       Послевоенные годы характеризовались  быстрым ростом операций сберегательных  учреждений, так восстановление  довоенного уровня произошло  уже в 1946-1947 гг.

       Для улучшения организационной работы сберегательных касс был принят новый Устав Государственных трудовых сберегательных касс, утвержденный постановлением Совета Министров СССР в 1948 г..

       В соответствии с новым Уставом  главной целью сберегательных  учреждений являлось - предоставление населению возможности хранения свободных денежных средств и совершение денежных расчетов, содействие накоплению денежных сбережений и их использованию в интересах народного хозяйства СССР.

       Таким образом, сберегательные  кассы становились составной  частью государственного аппарата, а выполняемые ими функции были призваны содействовать росту общественного богатства.

       К концу 4-й пятилетки число  счетов вкладчиков возросло по  сравнению с 1946 г. в 2,8 раза, а сумма вкладов увеличилась  более чем вдвое. Рост суммы вкладов наблюдался по всем группам вкладчиков: по городскому рабочему населению - на 116%, по сельскому населению - на 88%.

       За годы пятой пятилетки количество  выполняемых кассами операций  увеличилось на 61%, сумма вкладов  населения - на 245%, а число вкладчиков - на 187%. Основным видом операций сберегательных касс являлись операции по вкладам, число которых выросло почти в 2 раза; далее следовали операции по госзаймам (30-31%); число переводных операций снизилось (до 0,7%); наблюдался резкий рост аккредитивных операций (рост составил с 6,5 млн. руб. до 17,4 млн. руб.)

       С 1 января 1963 г. Совет Министров  возложил на Государственный  банк организацию сберегательного  дела и координирование развития  сберегательной системы, и передал  всю систему сберегательных касс из Министерства финансов в его ведение.

       Основная цель данной передачи - обеспечение улучшения деятельности  сберегательных касс и расширение  их операционной деятельности. Сберегательная  политика государства была направлена  на то, чтобы вклады населения в рамках реализации государственной сберегательно-инвестиционной стратегии использовались как один из основных источников кредитных ресурсов государства.

       Так, в 60-х годах за счет  привлеченных средств сберкассами  обеспечивалось около 1/3 потребностей народного хозяйства в краткосрочных кредитах, а к середине 70-х годов - более 1/2. За период 1966-1970 гг. произведенный национальный доход страны в целом увеличился с 193,5 млрд. руб. в 1965 г. до 275 млрд. руб. в 1970 г..

       В связи с этим с 1968 г. в стране была повышена минимальная заработная плата (до 60 руб.), произошло улучшение в пенсионном обеспечении, введена гарантированная оплата труда в сельской местности, повышена заработная плата в районах Крайнего Севера и т.д. Все эти мероприятия повлекли за собой рост денежных доходов и сбережений населения.

       С конца 60-70-х годов особое  значение получают и сбережения  юридических лиц, находящихся  на расчетно-кассовом обслуживании  в сберкассах и в Госбанке  СССР. В практическую деятельность  сберегательных касс внедряется прогрессивная форма обслуживания клиентов: юридических лиц с использованием механизмов безналичных расчетов; выплата заработной платы рабочим предприятий через сберкассы. Часть перечислений, поступающих в кассы в форме средств на выплату заработной платы, приобретали характер стабильных сбережений, которые не были востребованы в течение продолжительного времени и давали возможность Госбанку СССР, использовать эти сбережения как ресурс краткосрочного кредитования. В среднем из заработной платы в качестве сбережений оседало около 10% в год, которые использовались для кредитования народного хозяйства. В  1976 г. на выплату заработной платы через сберегательные кассы перешли 1300 предприятий, 1983 году - 19000.

       В 1972 г. Совет Министров СССР принимает Постановление, предусматривающее меры по развитию сберегательной системы в стране и укреплению системы сберегательных касс как единого общесоюзного кредитного учреждения. В 1977 г.  Совет Министров СССР утвердил новый Устав сберегательных касс, в котором отразились все происшедшие за 30 лет изменения в их деятельности.

       Новым Уставом сберегательных  касс закреплялось руководство  деятельностью сберкасс Государственным  банком СССР. По Уставу сберегательные  кассы представляли собой единое  общесоюзное государственное учреждение, в систему которого входили:

      1.Правление сберегательными кассами.  В состав Правления входили  Председатель, три его заместителя  и  три члена Правления Госбанка. Управления представлены:

      - Управлением сбережений и расчетно-кассового обслуживания;

      - Управлением государственных займов  и лотерей; 

      - Управлением бухгалтерского учета  и контроля;

      - Управлением автоматизации сберегательных  касс.

Информация о работе Становление и развитие сберегательного дела в России