История 
развития страхования 
РК
Новое время 
выдвигает, как известно, новые идеи, 
причем нередко прямо противоположные 
только что господствовавшим. Если 
менее 10-ти лет назад отказ от государственного 
страхования считался недопустимым, то 
в настоящее время, напротив, нередко ставится 
под сомнение необходимость сохранения 
в какой-либо форме государственного воздействия 
на развитие страхования.        
 Начало возникновения 
в Казахстане института страхования 
совпадает со временем приобретения 
независимости нашим государством. 
Становление страхового рынка 
происходит в условиях экономически 
переходного периода. Такие макроэкономические 
явления, как спад производства, 
неплатежеспособность предприятий, 
инфляция, безработица, банкротство 
нерентабельных предприятий, прямо 
повлияли на его состояние. 
В начале 90-х годов зарождавшиеся 
страховые компании не имели 
опыта, солидных финансовых средств, 
что в принципе оправдывает 
те действия (порой скоропалительные), 
которые привели к закономерному 
краху большинства страховщиков, 
и в то же время уход этих 
страховых компаний породил волну 
недоверия, неприятия страхования 
как такового у большинства 
населения Республики Казахстан. 
Конечно, в то время неудачи 
страховых компаний объяснялись 
не столько малым опытом, сколько 
финансовой неустойчивостью самого 
государства (рублевая зона, собственные 
деньги, обвальное падение курса 
национальной валюты).        
 Развитие 
государства, совершенствование 
финансовой системы, привели к 
тому, что на данный момент 
у нас в республике практически 
сформировался страховой рынок, 
который продолжает развиваться 
ускоренными темпами. В рамках 
реализации Государственной программы 
развития страхования в Республики 
Казахстан на 2000 – 2002 годы, утвержденной 
Указом Президента Республики 
Казахстан от 27 ноября 2000 года № 
491, проделана значительная работа 
по созданию новой законодательной 
базы и современной инфраструктуры 
национального страхового рынка.
        
 Сохраняется 
тенденция к повышению уровня 
финансовой устойчивости страховых 
организаций, которые размещают 
свои активы в наиболее ликвидные 
финансовые инструменты.
Таблица 1
|   Количество 
  страховых
     организаций 
    (на 
  конец года)  | 
  годы |  
| 1995 | 
  1997 | 
  1998 | 
  1999 | 
  2000 | 
  2001 | 
  2002 |  
| Всего | 
  53 | 
  58 | 
  71 | 
  70 | 
  42 | 
  38 | 
  34 |  
|   С 
  иностранным
     участием  | 
    | 
    | 
  9 | 
  7 | 
  4 | 
  5 | 
  4 |  
 
 | 
 
 
         Динамика основных 
показателей страхового рынка и деятельность 
всех страховых организаций за последние 
5-ть лет приведены в Таблице2.
Таблица2
| Показатели | 
  годы |  
| 1998 | 
  1999 | 
  2000 | 
  2001 | 
  2002 |  
|   Совокупный 
  размер собственного 
  капитала | 
    1 685,3 | 
    2 469,3 | 
    4 617,0 | 
    5 325,7 | 
    5 758,3 |  
|   Страховые 
  резервы | 
    3 126,7 | 
    3 859,9 | 
    2 280,8 | 
    7 934,7 | 
    9 926,5 |  
|   Активы | 
    5 330,3 | 
    7 296,7 | 
    8 347,2 | 
    14 820,5 | 
    19 324,3 |  
|   Страховые 
  премии | 
    4 138,8 | 
    5 862,0 | 
    8 155,3 | 
    13 413,0 | 
    15 987,2 |  
| I. 
  Страхование жизни | 
  30,9 | 
  36,8 | 
  1,5 | 
  77,4 | 
  131,9 |  
| II.Общее 
  страхование | 
  4 107,9 | 
  5 825,2 | 
  8 153,8 | 
  13 335,6 | 
  15 855,3 |  
| 1. 
  Обязательное страхование | 
  1 542,9 | 
  1 340,8 | 
  1 124,9 | 
  1 175,8 | 
  1 190,5 |  
| 2. 
  Добровольное личное страхование | 
  712,4 | 
  902,4 | 
  1 106,8 | 
  1 737,3 | 
  1 323,5 |  
| 3. 
  Добровольное имущественное страхование | 
  1 852,6 | 
  3 582,0 | 
  5 922,1 | 
  10 422,5 | 
  13 341,3 |  
|   Страховые 
  выплаты | 
    1 203,8 | 
    993,7 | 
    1 120,5 | 
    2 229,5 | 
    1 506,5 |  
| I. 
  Страхование жизни | 
  16,8 | 
  4,2 | 
  5,2 | 
  0 | 
  16,6 |  
| II.Общее 
  страхование | 
  1 187,0 | 
  989,5 | 
  1 115,3 | 
  2 229,5 | 
  1 489,9 |  
| 1. 
  Обязательное страхование | 
  486,7 | 
  524,8 | 
  495,7 | 
  607,8 | 
  527,8 |  
| 2. 
  Добровольное личное страхование | 
  350,1 | 
  286,9 | 
  269,5 | 
  663,6 | 
  403,0 |  
| 3. 
  Добровольное имущественное страхование | 
  350,2 | 
  177,8 | 
  350,1 | 
  958,1 | 
  559,1 |  
|   Передано 
  по договорам перестрахования | 
    1 114,0 | 
    2 738,2 | 
    5 881,6 | 
    8 651,1 | 
    11 646,2 |  
 
 | 
 
 
         Особенности 
формирования современного рыночного 
сектора, и в частности темпы 
приватизации и разгосударствления, 
отразились на структуре спроса 
на страховые услуги. Страховые 
организации предлагают потребителям 
широкий спектр услуг. Однако 
при этом устойчиво снижается 
доля страхования интересов населения, 
в котором приоритетную роль 
всегда играло долгосрочное страхование 
жизни и пенсионное. Перспективы 
повышения спроса на указанные 
виды страхования следует связывать 
только со стабилизацией экономической 
ситуации в республике, подъемом 
производства и ростом благосостояния 
населения. Для возрождения этого 
сегмента страхового рынка необходим 
новый подход к формированию 
механизмов страхования жизни 
с учетом инфляционных процессов 
и возможностей инвестирования 
средств. Если говорить об объеме 
страхования физических лиц, то 
можно отметить, что готовность 
страховаться среди жителей города 
Алматы невысока. Только 31% населения города 
в настоящее время имеют страховой полис, 
при этом 29% застрахованных не помнят наименование 
страховой компании, услугами которой 
они воспользовались.        
 В 2002 году 
закончился срок исполнения государственной 
программы развития страхования. 
Несмотря на устойчивую тенденцию 
роста основных показателей страхового 
рынка, пока еще нельзя говорить 
о кардинальных изменениях в 
этом секторе финансовых услуг.
        
 Несмотря 
на высокие темпы роста, часть 
задач, предусмотренных программой, 
остались невыполненными. Страховой 
рынок в стране по-прежнему 
не играет значительной роли 
в экономике и жизни населения, 
перечень услуг у многих страховых 
организаций остается ограниченным. 
Возможности страховых организаций 
не отвечают растущим потребностям 
экономики и рынка финансовых 
услуг, в сфере перестрахования 
страховая индустрия до сих 
пор ориентирована в основном 
на иностранные рынки.        
 В соответствии 
с программой предполагалось, что 
к концу 2002 года в сфере страхования 
жизни будут действовать 5 – 
10 страховых организаций, в сфере 
по общим видам страхования 
15 – 20 страховых организаций, 
а так же будут созданы 2 
– 3 специализированные перестраховочные 
организации. Необходимость обеспечения 
большей устойчивости и повышения 
требований со стороны Национального 
банка РК к размеру собственного 
капитала страховой организации 
привело к значительному сокращению 
их числа за счет более мелких 
и слабых фирм. Количество фирм 
сократилось, однако увеличить 
число организаций, занимающихся 
страхованием жизни, и создать 
перестраховочные компании, не удалось.
        
 Страхование 
жизни, в последние годы, является 
бесспорным лидером в мире 
по объемам собираемой премии 
и темпам роста. Например, в 
России, которую нельзя отнести 
к разряду стран с высоким 
уровнем развития рынка страховых 
услуг, на страхование жизни 
приходится порядка двух третей 
от общего объема страховых 
услуг. У нас на этот вид 
услуг по итогам 2002 года приходится 
0,8 % от общей суммы страховых 
платежей. Судя по тому, что этим 
видом страхования занимается 
только одна страховая компания, 
добиться заметного прогресса, 
похоже, не удается. Это можно, 
с большой доле достоверности, 
отнести и к рынку развития 
услуг по перестрахованию, основной 
объем которых передается зарубежным 
компаниям.        
 Предполагалось, 
что к концу 2002 года общая 
капитализация страховых и перестраховочных 
организаций может возрасти с 
2,3 до 5 – 7 млрд. тенге; объем собираемых 
страховых премий за год, по 
отношению к ВВП, ориентировочно увеличится 
с 0,3 % до 0,8 – 1,2 %, в том числе по страхованию 
жизни с 0,002 до 0,5 – 0,5 %. Как видно из приведенных 
выше данных, собственный капитал страховых 
компаний уже превысил ожидаемые параметры. 
Доля страховых премий к ВВП по итога 2001 
года составила 0,4 %, а по итогам 2002 года 
возросла почти до 0,6 % и лишь приблизилась 
к нижнему интервалу прогнозного показателя.
        
 Таким образом, 
3- летняя программа развития страхования 
оказалась реализованной не в 
полной мере. Не в полном объеме 
были выполнены не только намеченные 
целевые ориентиры, но и ряд 
приоритетных задач, решение которых 
должно было способствовать более 
динамичному развитию рынка. Страховая 
система не стала дополнительной 
основой для повышения социальной 
защиты населения. Возможности 
страховых организаций хотя и 
выросли, но уровень их капитализации 
остается недостаточным, а возможности 
ограниченными. Отечественным компаниям 
пока недоступны крупные проекты 
в страховании, скажем депозитов 
банков или пенсионных активов, 
направленных на повышение уровня 
их сохранности. Не стали страховые 
организации и заметным институциальными 
инвесторами.        
 Рост экономики 
наряду с действиями уполномоченного 
органа способствовали развитию 
страхового рынка в стране. В 
последние годы Национальным 
банком проделана определенная 
работа по решению накопившихся 
проблем страхового рынка. В 
частности, в области совершенствования 
и развития законодательной и 
нормативно-правовой базы, решения 
проблем повышения устойчивости 
рынка и защиты страхователей. 
Повышения требования к страховщикам 
позволило сократить количество 
мелких фирм, увеличить капитализацию 
действующих компаний, их устойчивость. 
        
 Основной 
из причин, препятствующих ускоренному 
развитию рынка, является недостаточная 
развитость обязательных видов 
страхования. В августе 2003 года 
создана Межведомственная комиссия 
по вопросам введения обязательных 
видов страхования, которой предстоит 
решить накопившиеся проблемы 
в этой сфере. На рассмотрение 
парламента в августе направлен 
проект закона об обязательном 
страховании гражданско-правовой 
ответственности владельцев транспортных 
средств - перевозчиков перед 
пассажирами. Еще несколько проектов 
законов по обязательному страхованию 
представлены в парламент в IV квартала, 
а остальные предполагается передать 
в следующем году. Принятие новых законов 
позволит активизировать рынок. Однако 
в силу известных причин рассмотрение 
законов может растянуться на достаточно 
длительное время.        
 К числу 
причин неудовлетворительного состояния 
дел на рынке страховых услуг 
относят также низкую платежеспособность 
хозяйствующих субъектов и населения. 
Вероятно, эта причина является 
одной из главных. Проблема 
низкой активности населения 
в страховании, связана с крайне 
низким уровнем доходов большей 
части населения, что заставляет 
их расходовать деньги в первую 
очередь на питание, одежду 
и коммунальные услуги. Естественно, 
что услуги страховщиков при 
этом не являются приоритетными.
        
 Недостаточный 
уровень страховой культуры и 
недоверие населения к институту 
страхования жизни также считается 
одной из проблем рынка. И 
для этого есть все основания. 
Информация о деятельности страховых 
организаций продолжает оставаться 
крайне ограниченной и недостаточной. 
Потенциальные клиенты в условиях 
отсутствия рейтинговых компаний 
практически не имеют возможности 
получить своевременную информацию 
о страховых организациях. Закрытость 
рынка не способствует повышению 
доверия и заинтересованности 
населения в страховании.        
 Указанные 
причины наряду с ограниченными 
возможностями страховщиков и 
необходимостью совершенствования 
законодательной и нормативной 
базы препятствуют более динамичному 
развитию рынка. Сохраняются вопросы, 
связанные с налогообложением 
страховщиков и страхователей. 
Актуальным остается заключение, 
данное в программе на 2000-2002 годы, 
что страховой рынок в Казахстане 
«практически находится на начальном 
этапе своего развития». Функциональные 
возможности отечественной страховой 
индустрии пока еще не сопоставимы 
с соответствующими показателями 
развитых стран.