В начале
1931 г. была резко ограничена
сфера страхования государственного
имущества, сохранилось лишь страхование
имущества предприятий и организаций
местного подчинения, но на явно абсурдных
условиях – без взимания страховых платежей.
Было ликвидировано взаимное кооперативное
страхование, добровольное (сверхокладное)
страхование крестьянского имущества,
а позднее – запрещено заключение договоров
долгосрочного страхования жизни. Подвергся
буквальному разгрому и страховой аппарат:
страховые органы на местах подлежали
ликвидации, страхование было возложено
на финорганы. По существу это был второй
разгром страхового дела в стране. Первый
разгром страхового дела произошел в 1918–1920
гг., как уже упоминалось выше.
В отечественной
литературе данный период в
истории страхования характеризуется
как период извращения в страховой
работе на селе. Долгое время
это объяснялось штампами сталинской
пропаганды, кознями кулацких элементов,
деятельностью классового врага,
массовым вредительством, далекими
от истины. Главными виновниками
запущенности страхового дела
в начале 30-х годов были властные
структуры, которые, игнорируя
сопротивление специалистов страхового
дела, проводили явно некомпетентную
страховую политику. В начале 1933 г. даже
властям стало ясно, что упадок страхового
дела наносит большой ущерб народному
хозяйству. Было принято Постановление
ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях
в работе по страхованию в деревне. После
этого произошла резкая переоценка отношения
властей к страхованию. Были восстановлены
система страховых органов, институт страховых
агентов, страховых ревизоров.
В 1933 г.
система органов государственного
страхования была вновь восстановлена.
Большое внимание уделялось укреплению
организационных основ государственного
страхования в послевоенный период.
Значительно изменены были организационные
основы органов государственного
страхования в 1958 г.: страховое
дело передано в ведение министерств
финансов союзных республик. Оперативная
самостоятельность Госстраха в
каждой союзной республике не
нарушала единства страхового
дела, так как во всех республиках
оно проводилось на основе
единого законодательства, по единым
правилам и инструкциям Министерства
финансов СССР. К числу организационных
недостатков этого времени следует
отнести дробление ранее единого
страхового фонда на 15 неравных
частей (по числу союзных республик)
без налаживания системы перестрахования.
В этой
связи период в течение ряда
лет после 1958 г. следует считать
третьим разгромом страхового
дела в стране. Демонополизация
страхового дела началась в
нашей стране только в 1988 г.,
с принятием Закона "О кооперации
в СССР", в соответствии с
которым кооперативам разрешалось
проводить взаимное страхование.
Однако узкое взаимное кооперативное
страхование быстро стало перерастать
в акционерное страхование. В
настоящее время в России действует
более двух тысяч акционерных
страховых обществ, создана ассоциация
страховых организаций, которая
охватывает и государственные
страховые фирмы.
Четвертый
разгром страхового дела связан
с распадом СССР в 1991 г., с
явной недооценкой места и
роли государственного страхования
во всех странах СНГ, в том
числе в России, с неуправляемым
процессом демонополизации страхового
дела. Распад СССР в 19991 г. поставил
на грань банкротства государственные
страховые организации большинства
бывших союзных республик. Государственным
страховым органам России в
целом пока не угрожает банкротство,
однако отношение к ним властей и средств
массовой информации негативное или равнодушное.
При всех присущих ему недостатках, связанных
с его косностью и бюрократизмом, лишь
Госстрах способен был проводить сельскохозяйственное
страхование.
В новых
экономических условиях государственное
страхование должно играть более
значительную роль. Государственное
страхование – это не только
часть финансового механизма,
но и часть социальной сферы,
непосредственно затрагивающая
самые насущные интересы людей.
Оно должно способствовать укреплению
материального благосостояния трудящихся,
сбалансированности денежных доходов
и расходов населения, устранению
негативных тенденций в распределительных
отношениях. В начале 90-х годов
в Российской Федерации началось
возрождение национального страхового
рынка, которое продолжается в
настоящее время. Законодательную
базу правового регулирования
национального страхового рынка
заложил Закон РФ "О страховании"
от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу
12 января 1993 года. В это же время
был создан Росстрахнадзор – Федеральная
служба России по надзору за страховой
деятельностью, которой были приданы контрольные
функции за отечественным страховым рынком.
В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован
в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ.
В 1996 г.
Правительством Российской Федерации
было принято Постановление "О
первоочередных мерах по развитию
рынка страхования в Российской
Федерации", которым предусмотрен
ряд мер, направленных на совершенствование
налогового законодательства, связанного
со страховой деятельностью, а также участие
международных финансовых организаций
в финансировании мероприятий по развитию
рынка страхования в России. В 1997 году
разрабатывается специальная целевая
программа развития страхования и перестрахования
рисков от крупных промышленных аварий,
катастроф и стихийных бедствий. Совершенствование
страхового рынка продолжается.