Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:11, курсовая работа
Введение
Развитый страховой рынок является неотъемлемой частью цивилизованной рыночной экономики. Значимость института страхования неоспорима. В условиях ухудшающихся экологических условий, роста числа и масштабов техногенных катастроф и стихийных бедствий, обостряющейся политической обстановки в мире и в целом ускорения экономических процессов страхование становится важнейшим инструментом в управлении рисками.
Введение…………………………………..
Глава 1. Страховой рынок в системе финансовых отношений
1.1. Страховой рынок и его структура
1.2. Государственное регулирование страховой деятельности
Глава 2. Современный страховой рынок Российской Федерации
2.1. Анализ страхового рынка в 2008-2009
2.2. Прогноз развития российского страхового рынка на 2010 год
Заключение
Список литературы
Цена
страховой услуги, или тарифная ставка
(брутто-ставка), состоит из двух частей:
нетто-ставки и нагрузки. Она устанавливается
в денежном выражении с единицы
страховой суммы или в
Основная
часть страхового тарифа - нетто-ставка
- предназначена для формирования
предстоящих страховых выплат страхователям.
В основе построения нетто-ставки лежит
вероятность наступления
Второй элемент тарифной ставки - нагрузка. Она включает расходы страховщика на ведение дела, отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные фонды и прибыль от проведения страховых операций. Доля нагрузки в брутто-тарифе определяется страховщиком самостоятельно.
Положение
на страховом рынке определяется
действием множества факторов, важнейшими
из которых являются рисковая ситуация,
платежеспособность страхователей, размер
страхового тарифа, объем и структура
предложения страховых услуг
и т.д. Условия реализации страховой
услуги, складывающиеся в конкретном
регионе в данное время, называются
конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура
характеризует в первую очередь
степень сбалансированности спроса
и предложения страховых услуг
и в зависимости от этого может
быть благоприятной или
Развитый рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективная основа спроса на страховую услугу - потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы общества чрезвычайно разнообразны. Так, страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя, принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом и т.д.
1.3.
Государственное
регулирование страховой
деятельности
Высокая
доля ответственности страховщика
за социальные последствия его деятельности
требует организации
Страховой
рынок как часть финансово-
Основным органом, осуществляющим государственный контроль, за страховой деятельностью в РФ является Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, однако, в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк.
Регулирующая
роль органов государственного страхового
надзора предусматривает
1. Регистрация и лицензирование
2. Обеспечение гласности
3. Поддержание правопорядка отросли.
Государственное
регулирование начинается на этапе
допуска страховых компаний на рынок.
Средством регулирования
Лицензирование деятельности страховых компаний -это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
Необходимым
условием для получения лицензии
является наличие у страховой
организации полностью
При
обращении страховой
Действующим
порядком предусмотрено, что для
получения лицензии страховщик, прошедший
государственную регистрацию (в
регистрационной палате), должен представить
Департаменту страхового надзора Министерства
финансов РФ, следующие документы:
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.
В
случае не обеспечения финансовой устойчивости
страховых операций Департамент
страхового надзора может потребовать
от страховой организации
Для
осуществления возложенных
Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Департамент страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации.
Следующая
функция — обеспечение
Чтобы
не допускать ограничения
Третья
функция — поддержание
Элементом
государственного регулирования страховой
деятельность является предотвращение
сговора, а также действий страховых компаний
по разделу рынка страховых услуг с целью
ограничения конкуренции, исключения
или ограничения доступа на рынок других
участников. Считается недопустимым использование
средств и методов недобросовестной конкуренции:
искусственное завышение или занижение
страховых тарифов, попытка ввести страхователя
в заблуждение в результате необъективного
информирования об условиях данного вида
страхования или условиях страхования
своих конкурентов.
Глава 2. Современный страховой рынок Российской Федерации
2.1.
Анализ страхового
рынка в 2008-2009
Наибольший вклад в падение страхового рынка внесли: страхование АвтоКАСКО (-44 млрд. рублей), страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (-12 млрд. рублей), ДМС (-7 млрд. рублей) и страхование от НС и болезней (6 млрд. рублей). Рост, страховых взносов в 2009 году в страховании СМР и финансовых рисков, связанных с олимпийским строительством, а также в тех видах страхования, где одной из сторон выступает государство (сельскохозяйственное страхование, страхование космических рисков, страхование ответственности по государственным контрактам).
Рис. 1. Динамика страховых взносов (без учета ОМС) на российском страховом рынке
К 2010 году на страховом рынке останется всего 400-450 страховых групп и компаний. В 2009 году произошла целая серия банкротств российских страховщиков. Основные риски страховых компаний в 2009 году: недостаточность сформированных страховых резервов (в результате демпинга, ошибок в актуарных расчетах), резкий рост убыточности ОСАГО, обесценение активов, принятых в покрытие страховых резервов (фондовые инструменты, депозиты и денежные средства в проблемных банках, рост просрочки дебиторской задолженности).