Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:31, реферат
Целью исследования является изучение темы "Внешние риски банковской деятельности: проблемы выявления и управления" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены для решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу внешних рисков банковской деятельности;
2. Проанализировать специфику выявления внешних рисков банковской деятельности;
3. Сказать об актуальности управления банковскими рисками;
Введение
1. Влияние внешних рисков на банковскую деятельность
1.2 Страновой риск: методы управления, оценки и минимизации
Заключение
Список используемой литературы
Для раннего обнаружения благоприятных или неблагоприятных тенденций в стране может использоваться метод агрегированных статистических данных. На этой основе были разработаны две модели - Political System Stability Index (PSSI) и Ecological Approach, основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные.
Другую группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого консультационного процесса, который может вовлекать метод Delphi. Некоторые из этих отчетов используют эконометрические данные, но их основной характеристикой является прогрессивное присвоение рейтингов достаточно большого количества стран. Первой компанией по ранжированию стран стала служба BERI (Business Environment Risk Index). Эта система оценки основана на придании каждому виду риска определенного весового коэффициента, отражающего его значимость для успеха в бизнесе.
Составление рейтинга стран по уровню риска включает в себя несколько этапов:
выбор переменных (политическая стабильность, степень экономического роста, степень инфляции, уровень национализации и др.);
определение веса каждой переменной (максимальный вес имеет переменная политической стабильности);
обработка показателей по методу Delphi с использованием экспертной шкалы;
выведение суммарного индекса, теоретически располагающегося в пределах от 0 до 100 (минимальный индекс означает максимальный риск, и наоборот).
Как правило, индексы стран не достигают крайних значений. Сравнительные рейтинговые системы, использующие схожие методологии, разрабатываются консалтинговыми фирмами Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon). Большинство из них доступны в режиме онлайн, и, как в случае с Policon, пользователи могут исключать вес различных переменных либо включать свою собственную оценочную информацию.
Существуют еще также две финансово-направленные рейтинговые системы - Institutional Investor’s Country Credit Rating и Euromoney’s Country Risk Index, охватывающие 109 и 116 стран соответственно.
В модели Euromoney рейтинг странового риска составляется путем комбинирования по 9 категориям: экономические данные (25% в оценке), политический риск (25%), долговые показатели (10%), невыплачиваемые или реструктурированные во времени долги (10%), кредитный рейтинг (10%), доступ к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступ к рынкам капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%). При этом оценка политического риска производится на основе экспертных заключений по шкале от 0 (высокий риск) до 10 (низкий риск). Результирующее значение странового риска варьируется от 0 (наибольший риск) до 100 (наименьший риск). Данные числовые значения конвертируются в 10 буквенных категорий - от ААА до N/R.
Более
25 лет назад у международных инвесторов
возникла необходимость оценивать риски
при вложении инвестиций в различные программы
и проекты отдельных стран. В результате
появились компании, которые стали с использованием
определенного рейтинга стран, их образований
и хозяйствующих субъектов осуществлять
прогноз по рискованности финансовых
вложений. Такие оценки стали публиковаться.
Первоначально этим занимались отдельные
группы при крупных компаниях или банках,
затем были созданы специальные рейтинговые
агентства.
Рисунок
2 Категории данных в оценке странового
риска по модели Euromoney
Разработка стратегии поведения в стране вложения инвестиций строится на тщательном анализе как объективных (уровень инфляции, состояние экономики и т.д.), так и субъективных (роль ключевых фигур государства, структура власти, их влияние на ведение бизнеса) факторов.
Каждое агентство имеет свои показатели, экспертные веса, шкалу рейтинга, которые преимущественно представлены буквенным выражением.
Что
касается агентства RusRating, то страновой
риск, безусловно, учитывается при присвоении
рейтинга субъекту хозяйствования. Кроме
того, наличие в шкале рейтингов от ААА
до D позволяет клиентам агентства RusRating
сочетать их с аналитическими исследованиями
и рейтингами банков других стран и других
национальных агентств (таблица 2).
Таблица 2
Рейтинг | Толкование | Пояснения |
ААА (+/-) | Очень высокая степень кредитоспособности | Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в долгосрочной перспективе. Системный риск низкий или отсутствует |
АА (+/-) | Высокая степень кредитоспособности | Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в долгосрочной перспективе. Системный риск низкий или отсутствует |
А (+/-) | Высокая степень кредитоспособности | Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в долгосрочной перспективе. Высокий системный риск. |
ВВВ (+/-) | Сравнительно высокая степень кредитоспособности | Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в среднесрочной перспективе. |
ВВ (+/-) | Средняя степень кредитоспособности | Финансовое состояние оценивается как удовлетворительное и стабильное в краткосрочной перспективе. |
В (+/-) | Степень кредитоспособности незначительно ниже средней | Основные показатели финансового состояния оцениваются как удовлетворительные и стабильные в краткосрочной перспективе |
ССС (+/-) | Степень кредитоспособности ниже средней | Основные показатели финансового состояния оцениваются как удовлетворительные, но их стабильность сомнительна |
СС (+/-) | Низкая степень кредитоспособности | Основные показатели финансового состояния оцениваются как близкие к удовлетворительным, но их стабильность сомнительна |
С (+/-) | Недопустимо низкая степень кредитоспособности | Финансовое состояние оценивается как неудовлетворительное или близкое к удовлетворительному, но нестабильное |
D (+/-) | Низкая степень оценки кредитоспособности | Финансовое состояние оценивается как стабильно неудовлетворительное (близкое к дефолту) |
0 | Рейтинг аннулирован по требованию банка |
При соотнесении рейтингов здесь важно не столько буквенное обозначение, сколько экономический смысл, вкладываемый в тот или иной рейтинг. Смысловое толкование буквенных обозначений рейтинга отражает степень надежности рейтингуемого объекта и уровня развития его рыночных позиций, позволяющих "инвестору" установить первоначальные критерии взаимодействия. Основные параметры комплексного исследования всех аспектов деятельности рейтингуемого объекта основываются на принципах "мозаики", когда компоненты финансового и нефинансового анализов дополняют и подтверждают друг друга, формируя единую картину деятельности рейтингуемого объекта.
Все рассмотренные модели оценки странового риска имеют определенные преимущества и недостатки. Экспертные системы критикуются за то, что в них не всегда четко прослеживаются причинные отношения.
Эконометрические модели зачастую страдают сложностью обеспечения текущими источниками данных большинства независимых переменных, необходимых для анализа. Встроенные модели могут быть дороги, продолжительны во времени и географически ограничены. Поэтому оптимальный подход должен сочетать лучшие стороны каждого из методов и давать возможность измерять макрориски и интерпретировать их применительно к специфическим условиям, что и делается рейтинговыми агентствами.
Система рейтингов странового риска (возможных потерь в данной стране) - это в основном продукт отдельного банка, составленная по принципам, разработанным и одобренным менеджментом банка. Это не совершенная, объективная оценка, выводы которой верны в любое время. Напротив, это попытка разработать организованный процесс очень сложного объекта с тем, чтобы оценить сегмент общего кредитного риска банка.
Возникновение странового риска может быть обусловлено как внутренними, так и внешними причинами.
К внутренним причинам возникновения странового риска относятся:
несоответствие внутренних документов банка законодательству иностранных государств;
неспособность банка своевременно приводить свои внутренние документы и правила в соответствие с изменениями условий деятельности: при осуществлении валютного банковского обслуживания, при разработке и внедрении новых форм и условий осуществления банковских операций и сделок, финансовых инноваций и технологий, при выходе на новые рынки (по видам услуг, по видам валют и по территориальной (страновой) принадлежности);
ошибочные условия договоров, процедур, тарифов;
нарушение банком условий договоров, процедур, тарифов;
К внешним причинам возникновения странового риска относятся:
неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических изменений условий его деятельности;
неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за политических изменений условий его деятельности;
неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за социальных, в том числе правовых изменений условий его деятельности;
недоступность валюты денежного обязательства контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента);
нарушения клиентами и контрагентами банка условий, процедур, тарифов по причинам, указанным выше;
возможное нахождение подразделений банка, его дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств, имеющих различия в условиях и законодательстве.
Управление страновым риском состоит из следующих этапов:
выявление странового риска;
оценка странового риска;
мониторинг странового риска;
контроль и/или минимизация странового риска.
Цели и задачи управления страновым риском достигаются при соблюдении определенных принципов следующими методами:
система пограничных значений (лимитов);
система полномочий и принятия решений;
информационная система;
система мониторинга законодательства;
система контроля.
В целях минимизации странового риска банки используют следующие основные методы:
стандартизируют основные банковские операции и сделки;
устанавливают внутренний порядок согласования изменений во внутренних документах и процедурах, касающихся контрагентов, и отличных от стандартизированных;
осуществляют анализ влияния факторов странового риска (как в совокупности, так и в разрезе их классификации) на показатели деятельности банка в целом;
производят мониторинг изменений законодательства Российской Федерации и действующих нормативных актов с целью выявления и предотвращения странового риска на постоянной основе;
стимулируют служащих банка в зависимости от влияния их деятельности на уровень странового риска;
обеспечивают постоянное повышение квалификации сотрудников банка с целью выявления и предотвращения странового риска;
обеспечивают постоянный доступ максимального количества служащих банка к актуальной информации по законодательству, внутренним документам банка.
В ходе исследования темы "Внешние риски банковской деятельности: проблемы выявления и управления" были рассмотрены следующие вопросы:
1. Теоретические аспекты и природа внешних рисков банковской деятельности;
2. Специфику выявления внешних рисков банковской деятельности;
3. Актуальность управления банковскими рисками;
4. Тенденции развития тематики выявления и управления банковскими рисками.
В ходе изучения данных вопросов было установлено, что:
Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).
К внешним рискам следует относить банковские риски, непосредственно не связанные с деятельностью самого банка или его клиентов. Внешние риски - региональный, инфляционный, снижения рыночной ликвидности - представляют собой опасности экономического характера, связанные с процессами производства и реализации товаров, услуг, обусловленные конъюнктурой рынков, макроэкономическими процессами. При этом вероятность наступления указанных неблагоприятных событий одинакова как для банка - кредитора и инвестора, получателя депозитов, так и для фирм - получателей инвестиций и заемщиков, для владельцев сбережений.
Информация о работе Страновой риск и основные показатели оценки его уровня