Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление направлений совершенствования системы стратегического планирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотрение теоретических основ стратегического планирования (понятие, типы стратегии; сущность, содержание, этапы, функции стратегического планирования);
2) изучение особенностей стратегического планирования в МО «Биробиджанский муниципальный район».
План.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1. Сущность понятия муниципального образования, стратегического планирования и стратегического управления…………………………………..5
1.2. Принципы и участники стратегического планирования……………….....5
1.3. Этапы и функции стратегического планирования…………………….…13
2. Стратегическое планирование МО «Биробиджанский муниципальный район»…………………………………………………………………………….21
2.1. Социально-экономическая характеристика МО «Биробиджанский муниципальный район»…………………………………………………………21
2.2. Исследовать систему стратегического планирования в МО…………….24
3. Направления совершенствования системы стратегического планирования…………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложения
Основной удельный вес в структуре доходов занимают безвозмездные поступления. Они составили 231050,5 тысяч рублей или 78,07% от общей суммы доходов. Из них дотации и субвенции имеют большие удельные веса – 29,01 и 36,78%. Значительную долю заняли доходы от предпринимательской деятельности МО – 24179 тыс. руб. или 8.17%. Из неналоговых доходов большую часть заняли поступления от использования муниципального имущества (5,58%). Налоговые же поступления в общей сумме местных доходов составили 7,27%.
Таким образом, собственные доходы местного бюджета составили всего 64886,7 тыс. руб. от общей суммы доходов 21,93%. И без учёта межбюджетных трансфертов, расходы Биробиджанского муниципального района превысили доходы на 227648,3 тыс. рублей.
Среди расходов МО (Приложение 3) выделим статьи, занимающие наибольший удельный вес:
- Общегосударственные вопросы – 15,3%
- Образование – 40,67%
- Здравоохранение, физическая культура и спорт – 14,01%
- Социальная политика 11,94%
- Межбюджетные трансферты – 13,3%
В структуре расходов бюджета муниципального образования наибольший удельный вес приходится на социальную сферу, что говорит о социальной направленности политики муниципалитета в целом. Важно отметить, что около половины всех расходов приходятся на сферу образования.
Согласно проекту, бюджет следующего года ожидается дефицитным, но в рамках допустимых законодательством параметров. Доходы бюджета области прогнозируются в объеме 313693,43 тыс. рублей. Это говорит о плановом повышении доходной части бюджета на 6% (рост доходов на 17756,23 тыс. руб. к уровню 2011 года). В итоге половина доходов областного бюджета поступит в виде налогов, остальные средства - это трансферты из федерального бюджета и неналоговые доходы.
Налоги в бюджет поступят за счёт пяти основных позиций. Среди них налоги с физических лиц, вторым по значимости станет налог на прибыль организаций, затем - всевозможные акцизы. Четвёртую и пятую позиции займут налоги на имущество организаций и налоги, взимаемые по упрощённой системе налогообложения.
Значительно повысить доходы бюджета позволит более эффективное использование муниципальной собственности: передача в аренду или продажа зданий, сооружений и земельных участков.
Что касается расходной части, то, бюджет области на следующий год сохранил социальную направленность. Будут повышаться фонды оплаты труда учителей, работников дошкольного образования, увеличатся стипендии в учебных заведениях, сохранятся все ранее действующие меры социальной поддержки.
Часть бюджетных средств - 3 млн. рублей - уйдет на дотирование проезда школьников в общественном транспорте (если раньше, при стоимости билета в 10 рублей, ученику компенсировалась половина, то теперь, когда цена билета возросла до 12-ти, доплачивать будут по 7 рублей). Кроме того, со следующего года вводятся дополнительные меры поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг, приобретаемого топлива, а также вводится областной "материнский капитал". Будут продолжены региональные доплаты к пенсии в целях доведения общей суммы для пожилых людей, уже не осуществляющих трудовую деятельность, до 6 053 рублей, т. е. до величины прожиточного минимума.
Кроме перечисленных социальных выплат в бюджете предусмотрены средства на финансирование 18-ти целевых программ. В их числе образование, культура, содействие малому предпринимательству, развитие автодорог и ЖКХ. Всего на выполнение этих программ заложено около 10 млн. рублей.
26 млн. руб. будет израсходовано на субсидии муниципальным предприятиям - пассажирскому АТП, горводоканалу и МУП "Бани".
Обитатели пяти аварийных домов в Биробиджане переедут в новое жилье. На эти цели в проекте городского бюджета на будущий год заложено около 28 млн. рублей.
На публичных слушаниях по проекту бюджета на 2012 год Мэр Биробиджана Андрей Пархоменко заявил, что на реконструкцию городских дорог в областном дорожном фонде средства нужно увеличить вдвое - с 30 до 60 млн рублей и, кроме того, следует принять меры, которые позволили бы сократить дефицит муниципального бюджета. В связи с уменьшением кадастровой стоимости земли под промышленными объектами муниципальный бюджет может недополучить миллионы рублей. Яркий пример - земля под строительство нефтепровода: если раньше районный бюджет получал за её использование 14 млн. рублей в год, то в 2012 году сможет получить всего 2 миллиона.
Для более наглядного изучения проблем и перспектив социально-экономического развития всех сфер МО в Приложении 2 представлен SWOT – анализ Биробиджанского муниципального района.[7]
3. Направления совершенствования системы стратегического планирования.
Любое муниципальное образование не застраховано от негативных воздействий при осуществлении своей деятельности. Администрация муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" не является исключением.
Рассмотрев ряд недостатков, которые существенно влияют на реализацию стратегического плана, мы выделили основные направления улучшения стратегии на современном этапе.[13]
Наиболее негативно на разработку стратегии влияют следующие заблуждения и предвзятые представления:
Предвзятые представления и оценки и точности оценок затрат и выгод.
Формирование стратегических планов и программ зависит от взглядов менеджеров на организацию и внешнюю среду. В этом случае работникам отделов администрации и в первую очередь отделу экономического развития необходимо учитывать следующее:
1. Управленцы должны отдавать себе полный отчет о предвзятых представлениях и нейтрализовать их влияние. Возможно проведение подготовленных семинаров, в ходе которых анализируются допущенные ошибки, решения по их исправлению. Это позволяет, в конечном счете, выйти за рамки устоявшейся парадигмы.
1. Администрации муниципального образования следует привлекать менеджеров с богатым опытом работы в области планирования и прогнозирования. Опыт и знания других стран и отраслей помогает повысить инновационную активность.
Упрощенные решения.
Ограниченность применения существующих стратегий и стратегических моделей обусловлена их чрезмерной упрощенностью. Они не отражают действительности во всей её сложности. Наблюдается недостаток плодотворных идей, практики видят поверхностные ответы на вопросы, а теоретики, наоборот, слишком усложняют решения тех же проблем, из-за чего их трудно реализовать. Сложные организационные проблемы невозможно быстро проанализировать или исследовать с теоретических позиций. Решение находится где-то посредине между мнениями теоретиков и практиков. Сложный организационный анализ не может быть просто сведен к исследованию отдельных элементов. И наоборот, охватывая ситуацию во всех деталях, можно получить излишне сложный ответ, который нельзя использовать на практике.
Традиционность мышления.
Менеджерам следует отказаться от старых, ортодоксальных взглядов, коренящихся в пособиях и учебниках. Должны использоваться различные современные направления мышления и анализ обстановки, что и определяет характер стратегии.
Специалистам администрации муниципального образования следует эффективно использовать новую информацию и информационную технологию. Сегодня менеджеры благодаря системе Интернет и сетевому характеру многих организаций простым нажатием кнопки могут получить огромный объем теоретических и практических знаний. Технологии дают возможность лучше подготавливать прогнозы и принимать стратегические решения на базе большого объема информации.
Уверенность в статичности и полной контролируемости процесса стратегического планирования и внешней среды.
При таком представлении не учитываются сложность, хаотичность, запутанность обстановки, наличие различных взглядов на нее, динамичность. Таким образом, складывается ряд недостатков процесса стратегического планирования, и необходимо предложить рекомендации по их преодолению.
Уверенность в рациональности решений и точности оценок затрат и выгод.
Уверенность в том, что стратегический план или программа является шагом к успешному будущему региона, конечно необходима. Но предварительно нужно рассмотреть все альтернативы, проанализировать все последствия и выработать объективное решение.
Убежденность в возможности планового внедрения стратегии.
По мнению многих, формирование стратегии является рациональным, линейным процессом и обеспечивается плановой деятельностью менеджера, ищущего путь к социально-экономическому развитию.
Одна из проблем стратегических разработок в экономическом отделе администрации в том, что в них участвует узкая группа людей, которым свойственно так называемое групповое мышление. Это, несомненно, влияет на процессы принятия решений. Таким образом, стратегия является результатом группового мышления и групповых решений, что представляет собой еще одно ограничение в стратегических разработках, которое прямо или косвенно сказывается на стратегическом успехе.
1. Стратегия должна пересматриваться и адаптироваться к новым условиям. Стратегия, как правило, не может быть внедрена в строгом соответствии с планом, поскольку отражает взаимодействия людей.
2. Структурным подразделениям администрации необходимо повышать качество групповых решений, мышления, нейтрализовать властное влияние на стратегию. В выработке стратегических решений
менеджментом высшего уровня должны участвовать по возможности все сотрудники на всех уровнях.
3. Нужно повышать заинтересованность персонала в разработках.[8]
Таким образом, благодаря вышеперечисленным направлениям по устранению отдельных недостатков работники администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" получат больше возможностей для эффективного прогнозирования, выработки стратегии по совершенствованию экономики, социально-культурной сферы и развития города «Биробиджанский муниципальный район».
Заключение.
В результате решения поставленных задач были получены следующие выводы:
1) Стратегическое планирование в государственном управлении является эффективным инструментом и основой менеджмента в осуществлении социально - хозяйственной деятельности. Современная наука управления предлагает достаточно большое количество различных типов стратегий и методов их построения.
Современный механизм муниципального управления должен быть всецело сориентирован на обеспечение местного социально экономического развития. Для этого необходимо, чтобы в блоке стратегического управления были сконцентрированы ресурсы и усилия на массированное достижение целей. К наиболее характерным направлениям политики, определяющей основные категории расходных статей муниципалитета, следует отнести ЖКХ и жилищную политику; социальную помощь; взаимодействие с общественными организациями по широкому кругу проблем местного значения; поддержание инженерной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения; благоустройство территорий; организация досуга, а также работа по информированию населения; развитие хозяйственных структур муниципального района.
Стратегическое планирование МО включает в себя постановку общих целей, проведение анализа внешней среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий, и выбор одной из них, внедрение выработанной стратегии и экспертный стратегический контроль.
2) При анализе социально - экономической ситуации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» было выявлено некоторое количество проблем, для решения которых при составлении плана перспективного развития МО на период до 2012 года были применены методы и принципы стратегического планирования.
Использование стратегического планирования позволит наиболее эффективно и в реальные сроки решить проблемы социально - экономического сектора района.
3) Рассмотрев ряд недостатков, которые существенно влияют на реализацию стратегического плана, мы выделили основные направления улучшения стратегии на современном этапе.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ
5. Майкл Мескон и др. Основы менеджмента - М., 2005 г.
6. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. – СПб: Питер, 2007. – 386 с.
7.Тургель И.Д., Батишевская В.Б. Стратегическое территориальное планирование как программно - целевой метод управления социально - экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. – № 2. – 2004.
8.Муниципальные образования: некоторые проблемы стратегического планирования и управления развитием // Бюджет. – 2008. – №7.
9. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М., Финансы и статистика, 2008.
10.Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 2009.
11.Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2008.
12. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов / А.Н. Домбровский // Финансы. – 2008. – № 4. – С. 21–24.
13. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации. Новосибирск, 2006 г.
Информация о работе Стратегическое планирование как технология муниципального образования