Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа
В результате реорганизации местного самоуправления, осуществляемой в рамках положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровне.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ АНАЛИЗ……………………………………..…6
1.1 Экономическая сущность местных бюджетов…………………………………….6
1.2 Финансовые и методологические аспекты анализа финансовых ресурсов местных бюджетов………………………………………………………………………11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»…………………….....15
2.1 Характеристика ГО «Александровск-Сахалинский район»……………………15
2.2 Анализ доходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»…………17
2.3 Анализ расходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»………..21
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………35
- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципальных архивов;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Расходы бюджетов,
предусмотренные бюджетной
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.
Рассматривая доходы местных бюджетов как основу формирования финансовых ресурсов самоуправления, в методическом плане и в целях обработки практического инструментария, весьма важно, как нам представляется, первоначально определить содержание понятия «финансовые ресурсы».
В теории самоуправления существенная роль принадлежит анализу финансовых ресурсов самоуправления. Основополагающее положение ресурсов в системе научного познания процессов, формирующих те или иные значения потенциала самоуправления, определяет необходимость их последовательного рассмотрения. Исходной базой для оценки социально-экономического развития муниципальных образований в условиях самоуправления можно выделить экономический потенциал муниципального образования, нормативно-правовую базу местного самоуправления и управленческие факторы.
Исследование ресурсной
Серьёзную проблему представляет получение информации о всей совокупности финансовых ресурсов местного бюджета. Множественность источников финансирования объективно обуславливает необходимость координации финансовых отношений на территории.
При широком использовании в экономической науке и на практике термина «финансовые ресурсы» его толкование различно.
В большом экономическом словаре «финансовые ресурсы» рассматриваются как совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации, которые создаются в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода6.
В экономической энциклопедии даётся следующее определение финансовых ресурсов: это составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной системы, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны.
В современном экономическом словаре под финансовыми ресурсами государства, региона, предприятия, фирмы предлагается понимать совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагают экономические субъекты, находящиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
А.М. Бирман в очерках теории советских финансов финансовые ресурсы определяет как выраженную в деньгах часть национального дохода, которая может быть использована государством (непосредственно или через предприятия) на цели расширенного воспроизводства и на общегосударственные расходы. При чрезвычайных обстоятельствах в качестве финансовых ресурсов могут выступать оборотные средства как часть созданного в прошлом национального достояния.
Содержание научных терминов зависит от того, какой аспект финансовой деятельности рассматривается автором. Л.П. Павлова и A.M. Бабич в своей работе приводят интересную взаимосвязь понятий «финансы», «денежный оборот», «финансовые ресурсы» и «фонды денежных средств». По их мнению, финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов.
Таким образом, по мнению этих авторов, первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход, на основе распределения которого создаются централизованные фонды денежных средств. Часть НД формируется и остаётся в распоряжении предприятий, т.е. создаются децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства на предприятии.
Таким образом, финансовые ресурсы муниципального образования – это результат перераспределения чистого дохода (ЧД) через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Исходя из этого анализ исполнения местного бюджета проходит в два этапа7:
1) анализ доходов налоговых поступлений;
2) анализ не налоговых доходов.
В настоящее время методические аспекты анализа налоговых поступлений в местные бюджеты не достаточно разработаны. Для преодоления имеющихся пробелов в методологии аналитических исследований можно предложить одну из оптимальных методик анализа налоговых доходов.
Основными задачами при данном анализе исполнения доходов местного бюджета являются:
- изучение уровня и структуры расчетов по налогам и сборам в отчетном периоде;
- сравнение уровней и структур
доходов в отчетном и
- оценка структурной динамики доходов и выяснение причин ее изменения;
- изучение причин повышения или понижения налоговых поступлений.
Основные направления налоговой политики муниципального образования должны содержать анализ законодательства о налогах и сборах в части налогов и сборов, формирующих налоговые доходы бюджета муниципального образования; обоснование предложений по его совершенствованию в пределах компетенции органов местного самоуправления; оценку влияния данных предложений на сценарные условия.
Основные направления долговой политики муниципального образования должны разрабатываться в соответствии с Порядком осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом и содержать анализ и прогноз объема и структуры муниципального долга, обоснование предложений по объемам заимствований, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения муниципального долга в предстоящий трехлетний период8.
Основные направления
Вторым этапом анализа является анализ неналоговых поступлений. При этом анализируется их динамика и структура, а также факторы, влияющие на их формирование.
Таким образом, на основе анализа формирования доходной части местного бюджета могут быть выявлены недостатки нормативной базы бюджетного процесса, определены направления совершенствования казначейского исполнения бюджета в части сосредоточения денежных средств местного бюджета, совершенствования информационного взаимодействия органов федерального казначейства, налоговых органов с другими органами власти в процессе исполнения местного бюджета.
Александровск-Сахалинский район
– административно-
Находится на западе
острова, севернее его центральной
части. С запада омывается водами
Татарского пролива, на севере граничит
с Охинским
районом, на востоке – с Ногликским и Тымовским районам
Рельеф низкогорный, абсолютные отметки не превышают 1000 м над уровнем моря. Через территорию района проходят западные отроги Камышового хребта. Речная сеть густая, реки короткие. Характерна большая облесённость. Район богат месторождениями каменного угля.
В экономике преобладает угледобыча, рыбопереработка.
На территории Александровск-Сахалинского района в настоящее время (на 1.01.2011 г.) проживает 13,4 тыс. человек, (по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года) что составляет 2,7 % от численности населения Сахалинской области. Район занимает 11-е место среди всех 19 муниципальных образований области по численности населения.
Численность населения района стабильно снижается (рисунок 2.1). За последние двадцать лет популяция района сократилась более чем вдвое.
Рисунок 2.1 – Динамика демографической ситуации
Причины убыли населения в районе традиционны: превышение смертности над рождаемостью и, в большей степени, механический отток населения.
Смертность по району превышает рождаемость в 2 раза, но тем не менее в последние годы наблюдается тенденция к сокращению ежегодного количества умерших.
Динамика реальных
доходов населения
Таблица 2.1 – Динамика среднемесячной заработной платы
Наименование |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011 г. в % к | |
2008г. |
2010г. | |||||
Cреднемесячная заработная плата, руб. |
12590,7 |
13700 |
20368,6 |
21502,3 |
170,8 |
105,5 |
в том числе: | ||||||
Здравоохранение |
12377,4 |
18543 |
21089,8 |
21700,3 |
175,3 |
102,9 |
Дошкольное образование |
7463,7 |
12931,3 |
15426,7 |
15201,7 |
203,7 |
98,5 |
Общее образование |
12082,2 |
19335,1 |
20923,5 |
20285 |
167,9 |
96,9 |
Физическая культура и спорт |
11904,4 |
16714,1 |
21029,8 |
23739,9 |
199,4 |
112,9 |
Культура и искусство |
7085,1 |
11975,2 |
12733,5 |
13233,9 |
186,8 |
103,9 |
Добыча каменного угля |
17133,8 |
19821,6 |
28888,3 |
28277,6 |
165 |
97,9 |
Рыболовство |
5225,0 |
1666,7 |
5194,9 |
5202,8 |
99,6 |
100,2 |
Транспортная обработка грузов |
13226,1 |
15223,2 |
19596,6 |
20211,0 |
152,8 |
103,1 |
Производство, передача
и распределение |
15332,6 |
17661,2 |
22384,6 |
25163 |
164,1 |
112,4 |
Строительство |
24159 |
26682,7 |
27952,5 |
33859,8 |
140,15 |
121,1 |
Рост заработной платы обусловлен, прежде всего, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, сохранением динамики повышения заработной платы на угледобывающих предприятиях, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве района. При этом сложившаяся за последние годы межотраслевая дифференциация заработной платы практически не меняется.
Наиболее высокий уровень заработной платы сложился у работников занятых в строительстве, добычей полезных ископаемых, финансовой деятельностью. Самый низкий уровень оплаты труда у работников занятых в рыболовстве и сфере образования.
Городской округ
«Александровск-Сахалинский
Таблица 2.2 – Основные параметры местного бюджета, млн. рублей
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
отчет |
план |
прогноз | ||||
Доходы, всего |
852,6 |
983,7 |
989,8 |
780,4 |
780,4 |
780,4 |
Расходы, всего |
850,6 |
963,7 |
1044,3 |
783,5 |
783,5 |
783,5 |
Профицит (+), дефицит (-) |
2 |
20 |
- 54,5 |
- 3,1 |
- 3,1 |
- 3,1 |
Общий объем доходов бюджета городского округа за 2010 год составил 983683 тыс. рублей. Большую часть доходов составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (833038 тыс. рублей, или 84,7 %). Исполнение бюджета за 2010 – 2011 гг. представлено в табл. 2.3.
За 2010 год в
бюджет муниципального образования
поступило налоговых и неналого
Таблица 2.4 – Структура налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, %