Структура и динамика местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

В результате реорганизации местного самоуправления, осуществляемой в рамках положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ АНАЛИЗ……………………………………..…6
1.1 Экономическая сущность местных бюджетов…………………………………….6
1.2 Финансовые и методологические аспекты анализа финансовых ресурсов местных бюджетов………………………………………………………………………11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»…………………….....15
2.1 Характеристика ГО «Александровск-Сахалинский район»……………………15
2.2 Анализ доходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»…………17
2.3 Анализ расходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»………..21
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………35

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- содержание муниципальных архивов;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих  расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную  и инвестиционную деятельность, связанную  с капитальными вложениями в социально-экономическое  развитие территорий.

Главным направлением использования средств местных  бюджетов являются расходы, связанные  с жизнеобеспечением человека. Более  половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.

1.2 Финансовые  и методологические аспекты анализа  финансовых ресурсов  местных  бюджетов

 

 

Рассматривая доходы местных бюджетов как основу формирования финансовых ресурсов самоуправления, в методическом плане и в целях обработки  практического инструментария, весьма важно, как нам представляется, первоначально определить содержание понятия «финансовые ресурсы».

В теории самоуправления существенная роль принадлежит анализу финансовых ресурсов самоуправления. Основополагающее положение ресурсов в системе научного познания процессов, формирующих те или иные значения потенциала самоуправления, определяет необходимость их последовательного рассмотрения. Исходной базой для оценки социально-экономического развития муниципальных образований в условиях самоуправления можно выделить экономический потенциал  муниципального образования, нормативно-правовую базу местного  самоуправления и управленческие факторы.

Исследование ресурсной составляющей потенциала самоуправления представляет собой познание о максимально возможном масштабе использования ресурсов муниципального образования в условиях реализации конкретной хозяйственной деятельности при наиболее полном удовлетворении многообразных потребностей жизни общества. Ресурсы в этой связи рассматриваются как материальное наполнение изучаемого объекта. Иными словами, под ресурсной составляющей потенциала самоуправления муниципального образования в данной работе предлагается понимать совокупную величину реализуемых и нереализуемых финансовых возможностей самоуправления для удовлетворения общественных потребностей.

Серьёзную проблему представляет получение информации о всей совокупности финансовых ресурсов местного бюджета. Множественность источников финансирования объективно обуславливает необходимость координации финансовых отношений на территории.

При широком использовании в  экономической науке и на практике термина «финансовые ресурсы» его  толкование различно.

В большом экономическом словаре «финансовые ресурсы» рассматриваются как совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации, которые создаются в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода6.

В экономической энциклопедии даётся следующее определение финансовых ресурсов: это составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной системы, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны.

В современном экономическом словаре под финансовыми  ресурсами государства, региона, предприятия, фирмы предлагается понимать совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагают экономические субъекты, находящиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

А.М. Бирман в очерках теории советских  финансов финансовые ресурсы определяет как выраженную в деньгах часть национального дохода, которая может быть использована государством (непосредственно или через предприятия) на цели расширенного воспроизводства и на общегосударственные расходы. При чрезвычайных обстоятельствах в качестве финансовых ресурсов могут выступать оборотные средства как часть созданного в прошлом национального достояния.

Содержание научных терминов зависит  от того, какой аспект финансовой деятельности рассматривается автором. Л.П. Павлова и A.M. Бабич в своей работе приводят интересную взаимосвязь понятий «финансы», «денежный оборот», «финансовые ресурсы» и «фонды денежных средств». По их мнению, финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов.

Таким образом, по мнению этих авторов, первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход, на основе распределения которого создаются централизованные фонды денежных средств. Часть НД формируется и остаётся в распоряжении предприятий, т.е. создаются децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства на предприятии.

Таким образом, финансовые ресурсы муниципального образования – это результат перераспределения чистого дохода (ЧД) через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Исходя из этого анализ исполнения местного бюджета проходит в два этапа7:

1) анализ доходов налоговых поступлений;

2) анализ не налоговых доходов.

В настоящее время методические аспекты анализа налоговых поступлений в местные бюджеты не достаточно разработаны. Для преодоления имеющихся пробелов в методологии аналитических исследований можно предложить одну из оптимальных методик анализа налоговых доходов.

Основными задачами при данном анализе исполнения доходов местного бюджета являются:

-  изучение уровня и структуры  расчетов по налогам и сборам в отчетном периоде;

-  сравнение уровней и структур  доходов в отчетном и аналогичном  периоде прошлого года;

-  оценка структурной динамики  доходов и выяснение причин  ее изменения;

- изучение причин повышения  или понижения налоговых поступлений.

Основные направления налоговой политики  муниципального образования должны содержать анализ законодательства о налогах и сборах в части налогов и сборов, формирующих налоговые доходы бюджета  муниципального образования; обоснование предложений по его совершенствованию в пределах компетенции органов местного самоуправления; оценку влияния данных предложений на сценарные условия.

Основные направления долговой политики  муниципального образования  должны разрабатываться в соответствии с Порядком осуществления муниципальных  заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом и содержать анализ и прогноз объема и структуры муниципального долга, обоснование предложений по объемам заимствований, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения муниципального долга в предстоящий трехлетний период8.

Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики могут  принимать форму единого документа, в которым выделены соответствующие  тематические разделы.

Вторым этапом анализа является анализ неналоговых поступлений. При  этом анализируется их динамика и структура, а также факторы, влияющие на их формирование.

Таким образом, на основе анализа формирования доходной части местного бюджета могут быть выявлены недостатки нормативной базы бюджетного процесса, определены направления совершенствования казначейского исполнения бюджета в части сосредоточения денежных средств местного бюджета, совершенствования информационного взаимодействия органов федерального казначейства, налоговых органов с другими органами власти в процессе исполнения местного бюджета.

 

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ  МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН"

 

2.1 Характеристика  Городского округа "Александровск-Сахалинский район"

 

 

Александровск-Сахалинский район – административно-территориальная единица и муниципальное образование (наделённое статусом городского округа) в Сахалинской области России. Административный центр – город Александровск-Сахалинский.

Находится на западе острова, севернее его центральной  части. С запада омывается водами Татарского пролива, на севере граничит с Охинским районом, на востоке – с Ногликским и Тымовским районами, на юге – со Смирныховским районом.

Рельеф низкогорный, абсолютные отметки не превышают 1000 м над уровнем моря. Через территорию района проходят западные отроги Камышового хребта. Речная сеть густая, реки короткие. Характерна большая облесённость. Район богат месторождениями каменного угля.

В экономике  преобладает угледобыча, рыбопереработка.

На территории Александровск-Сахалинского района в  настоящее время (на 1.01.2011 г.) проживает 13,4 тыс. человек, (по результатам Всероссийской  переписи населения 2010 года) что составляет 2,7 % от численности населения Сахалинской области. Район занимает 11-е место среди всех 19 муниципальных образований области по численности населения.

Численность населения  района стабильно снижается (рисунок 2.1). За последние двадцать лет популяция района  сократилась более чем вдвое.

 

Рисунок 2.1 – Динамика демографической ситуации

 

Причины убыли  населения в районе традиционны: превышение смертности над рождаемостью и, в большей степени, механический отток населения.

Смертность  по району превышает рождаемость  в 2 раза, но тем не менее в последние  годы наблюдается тенденция к  сокращению ежегодного количества умерших.

Динамика реальных доходов населения демонстрирует  положительную тенденцию (таблица 2.1). Среднемесячная заработная плата в 2011 году составила 21,5 тыс. рублей (по РФ – 21,1 тыс. руб.).

 

Таблица 2.1 – Динамика среднемесячной заработной платы

Наименование 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2011 г. в % к

2008г.

2010г.

Cреднемесячная заработная  плата, руб.

12590,7

13700

20368,6

21502,3

170,8

105,5

в том числе:

Здравоохранение

12377,4

18543

21089,8

21700,3

175,3

102,9

Дошкольное образование

7463,7

12931,3

15426,7

15201,7

203,7

98,5

Общее образование

12082,2

19335,1

20923,5

20285

167,9

96,9

Физическая культура и спорт

11904,4

16714,1

21029,8

23739,9

199,4

112,9

Культура и искусство

7085,1

11975,2

12733,5

13233,9

186,8

103,9

Добыча каменного угля

17133,8

19821,6

28888,3

28277,6

165

97,9

Рыболовство

5225,0

1666,7

5194,9

5202,8

99,6

100,2

Транспортная обработка грузов

13226,1

15223,2

19596,6

20211,0

152,8

103,1

Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

15332,6

17661,2

22384,6

25163

164,1

112,4

Строительство

24159

26682,7

27952,5

33859,8

140,15

121,1


 

Рост заработной платы обусловлен, прежде всего, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, сохранением динамики повышения заработной платы на угледобывающих предприятиях, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве района. При этом сложившаяся за последние годы межотраслевая дифференциация заработной платы практически не меняется.

Наиболее высокий  уровень заработной платы сложился у работников занятых в строительстве, добычей полезных ископаемых, финансовой деятельностью. Самый низкий уровень оплаты труда у работников занятых в рыболовстве и сфере образования.

 

2.2 Анализ доходов  бюджета Городского округа "Александровск-Сахалинский  район"

 

 

Городской округ  «Александровск-Сахалинский район» является одним из самых дотационных  муниципальных образований области, что объясняется практически отсутствием налогооблагаемой базы на его территории.

 

 

Таблица 2.2 – Основные параметры местного  бюджета, млн. рублей

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

отчет

план

прогноз

Доходы, всего

852,6

983,7

989,8

780,4

780,4

780,4

Расходы, всего

850,6

963,7

1044,3

783,5

783,5

783,5

Профицит  (+), дефицит (-)

2

20

- 54,5

- 3,1

- 3,1

- 3,1


 

Общий объем  доходов бюджета городского округа за 2010 год составил 983683 тыс. рублей. Большую часть доходов составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (833038 тыс. рублей, или 84,7 %). Исполнение бюджета за 2010 – 2011 гг. представлено в табл. 2.3.

За 2010 год в  бюджет муниципального образования  поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 149747 тыс. рублей или 102,4 % к годовому уточненному плану (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4 – Структура налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, %

Информация о работе Структура и динамика местного бюджета