Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа
В результате реорганизации местного самоуправления, осуществляемой в рамках положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровне.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 
   МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ АНАЛИЗ……………………………………..…6
1.1 Экономическая сущность местных бюджетов…………………………………….6
1.2 Финансовые и методологические аспекты анализа финансовых ресурсов местных бюджетов………………………………………………………………………11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 
   ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»…………………….....15
2.1 Характеристика ГО «Александровск-Сахалинский район»……………………15
2.2 Анализ доходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»…………17
2.3 Анализ расходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»………..21
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ
   ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………35
- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципальных архивов;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Расходы бюджетов, 
предусмотренные бюджетной 
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.
Рассматривая доходы местных бюджетов как основу формирования финансовых ресурсов самоуправления, в методическом плане и в целях обработки практического инструментария, весьма важно, как нам представляется, первоначально определить содержание понятия «финансовые ресурсы».
В теории самоуправления существенная роль принадлежит анализу финансовых ресурсов самоуправления. Основополагающее положение ресурсов в системе научного познания процессов, формирующих те или иные значения потенциала самоуправления, определяет необходимость их последовательного рассмотрения. Исходной базой для оценки социально-экономического развития муниципальных образований в условиях самоуправления можно выделить экономический потенциал муниципального образования, нормативно-правовую базу местного самоуправления и управленческие факторы.
Исследование ресурсной 
Серьёзную проблему представляет получение информации о всей совокупности финансовых ресурсов местного бюджета. Множественность источников финансирования объективно обуславливает необходимость координации финансовых отношений на территории.
При широком использовании в экономической науке и на практике термина «финансовые ресурсы» его толкование различно.
В большом экономическом словаре «финансовые ресурсы» рассматриваются как совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации, которые создаются в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода6.
В экономической энциклопедии даётся следующее определение финансовых ресурсов: это составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной системы, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны.
В современном экономическом словаре под финансовыми ресурсами государства, региона, предприятия, фирмы предлагается понимать совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагают экономические субъекты, находящиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
А.М. Бирман в очерках теории советских финансов финансовые ресурсы определяет как выраженную в деньгах часть национального дохода, которая может быть использована государством (непосредственно или через предприятия) на цели расширенного воспроизводства и на общегосударственные расходы. При чрезвычайных обстоятельствах в качестве финансовых ресурсов могут выступать оборотные средства как часть созданного в прошлом национального достояния.
Содержание научных терминов зависит от того, какой аспект финансовой деятельности рассматривается автором. Л.П. Павлова и A.M. Бабич в своей работе приводят интересную взаимосвязь понятий «финансы», «денежный оборот», «финансовые ресурсы» и «фонды денежных средств». По их мнению, финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов.
Таким образом, по мнению этих авторов, первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход, на основе распределения которого создаются централизованные фонды денежных средств. Часть НД формируется и остаётся в распоряжении предприятий, т.е. создаются децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства на предприятии.
Таким образом, финансовые ресурсы муниципального образования – это результат перераспределения чистого дохода (ЧД) через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Исходя из этого анализ исполнения местного бюджета проходит в два этапа7:
1) анализ доходов налоговых поступлений;
2) анализ не налоговых доходов.
В настоящее время методические аспекты анализа налоговых поступлений в местные бюджеты не достаточно разработаны. Для преодоления имеющихся пробелов в методологии аналитических исследований можно предложить одну из оптимальных методик анализа налоговых доходов.
Основными задачами при данном анализе исполнения доходов местного бюджета являются:
- изучение уровня и структуры расчетов по налогам и сборам в отчетном периоде;
-  сравнение уровней и структур 
доходов в отчетном и 
- оценка структурной динамики доходов и выяснение причин ее изменения;
- изучение причин повышения или понижения налоговых поступлений.
Основные направления налоговой политики муниципального образования должны содержать анализ законодательства о налогах и сборах в части налогов и сборов, формирующих налоговые доходы бюджета муниципального образования; обоснование предложений по его совершенствованию в пределах компетенции органов местного самоуправления; оценку влияния данных предложений на сценарные условия.
Основные направления долговой политики муниципального образования должны разрабатываться в соответствии с Порядком осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом и содержать анализ и прогноз объема и структуры муниципального долга, обоснование предложений по объемам заимствований, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения муниципального долга в предстоящий трехлетний период8.
Основные направления 
Вторым этапом анализа является анализ неналоговых поступлений. При этом анализируется их динамика и структура, а также факторы, влияющие на их формирование.
Таким образом, на основе анализа формирования доходной части местного бюджета могут быть выявлены недостатки нормативной базы бюджетного процесса, определены направления совершенствования казначейского исполнения бюджета в части сосредоточения денежных средств местного бюджета, совершенствования информационного взаимодействия органов федерального казначейства, налоговых органов с другими органами власти в процессе исполнения местного бюджета.
 
Александровск-Сахалинский район 
– административно-
Находится на западе 
острова, севернее его центральной 
части. С запада омывается водами 
Татарского пролива, на севере граничит 
с Охинским 
районом, на востоке – с Ногликским и Тымовским районам
Рельеф низкогорный, абсолютные отметки не превышают 1000 м над уровнем моря. Через территорию района проходят западные отроги Камышового хребта. Речная сеть густая, реки короткие. Характерна большая облесённость. Район богат месторождениями каменного угля.
В экономике преобладает угледобыча, рыбопереработка.
На территории Александровск-Сахалинского района в настоящее время (на 1.01.2011 г.) проживает 13,4 тыс. человек, (по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года) что составляет 2,7 % от численности населения Сахалинской области. Район занимает 11-е место среди всех 19 муниципальных образований области по численности населения.
Численность населения района стабильно снижается (рисунок 2.1). За последние двадцать лет популяция района сократилась более чем вдвое.
Рисунок 2.1 – Динамика демографической ситуации
Причины убыли населения в районе традиционны: превышение смертности над рождаемостью и, в большей степени, механический отток населения.
Смертность по району превышает рождаемость в 2 раза, но тем не менее в последние годы наблюдается тенденция к сокращению ежегодного количества умерших.
Динамика реальных 
доходов населения 
Таблица 2.1 – Динамика среднемесячной заработной платы
Наименование  | 
  2008г.  | 
  2009г.  | 
  2010г.  | 
  2011г.  | 
  2011 г. в % к  | |
2008г.  | 
  2010г.  | |||||
Cреднемесячная заработная плата, руб.  | 
  12590,7  | 
  13700  | 
  20368,6  | 
  21502,3  | 
  170,8  | 
  105,5  | 
в том числе:  | ||||||
Здравоохранение  | 
  12377,4  | 
  18543  | 
  21089,8  | 
  21700,3  | 
  175,3  | 
  102,9  | 
Дошкольное образование  | 
  7463,7  | 
  12931,3  | 
  15426,7  | 
  15201,7  | 
  203,7  | 
  98,5  | 
Общее образование  | 
  12082,2  | 
  19335,1  | 
  20923,5  | 
  20285  | 
  167,9  | 
  96,9  | 
Физическая культура и спорт  | 
  11904,4  | 
  16714,1  | 
  21029,8  | 
  23739,9  | 
  199,4  | 
  112,9  | 
Культура и искусство  | 
  7085,1  | 
  11975,2  | 
  12733,5  | 
  13233,9  | 
  186,8  | 
  103,9  | 
Добыча каменного угля  | 
  17133,8  | 
  19821,6  | 
  28888,3  | 
  28277,6  | 
  165  | 
  97,9  | 
Рыболовство  | 
  5225,0  | 
  1666,7  | 
  5194,9  | 
  5202,8  | 
  99,6  | 
  100,2  | 
Транспортная обработка грузов  | 
  13226,1  | 
  15223,2  | 
  19596,6  | 
  20211,0  | 
  152,8  | 
  103,1  | 
Производство, передача 
  и распределение   | 
  15332,6  | 
  17661,2  | 
  22384,6  | 
  25163  | 
  164,1  | 
  112,4  | 
Строительство  | 
  24159  | 
  26682,7  | 
  27952,5  | 
  33859,8  | 
  140,15  | 
  121,1  | 
Рост заработной платы обусловлен, прежде всего, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, сохранением динамики повышения заработной платы на угледобывающих предприятиях, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве района. При этом сложившаяся за последние годы межотраслевая дифференциация заработной платы практически не меняется.
Наиболее высокий уровень заработной платы сложился у работников занятых в строительстве, добычей полезных ископаемых, финансовой деятельностью. Самый низкий уровень оплаты труда у работников занятых в рыболовстве и сфере образования.
Городской округ 
«Александровск-Сахалинский 
 
Таблица 2.2 – Основные параметры местного бюджета, млн. рублей
2009 г.  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | 
  2012 г.  | 
  2013 г.  | 
  2014 г.  | |
отчет  | 
  план  | 
  прогноз  | ||||
Доходы, всего  | 
  852,6  | 
  983,7  | 
  989,8  | 
  780,4  | 
  780,4  | 
  780,4  | 
Расходы, всего  | 
  850,6  | 
  963,7  | 
  1044,3  | 
  783,5  | 
  783,5  | 
  783,5  | 
Профицит (+), дефицит (-)  | 
  2  | 
  20  | 
  - 54,5  | 
  - 3,1  | 
  - 3,1  | 
  - 3,1  | 
Общий объем доходов бюджета городского округа за 2010 год составил 983683 тыс. рублей. Большую часть доходов составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (833038 тыс. рублей, или 84,7 %). Исполнение бюджета за 2010 – 2011 гг. представлено в табл. 2.3.
За 2010 год в 
бюджет муниципального образования 
поступило налоговых и неналого
Таблица 2.4 – Структура налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, %