Структура рынка как саморегулирующего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:19, реферат

Описание работы

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д

Содержание

1. Рынок и рыночный механизм. 3
1.1. Понятие рынка и рыночного механизма. 3
1.2.Структура рынка 6
1.3. Функции рынка 7
1.4. Преимущества и недостатки рыночного механизма 8
2. Государственное регулирование рынка 9
2.1. Причины и основные функции государственного регулирования рынка 9
2.2. Степерь и методы 12
3. Заключение 14
4. Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат о рынке.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Другой причиной необходимости  государственного вмешательства является то, что даже в условиях совершенной  конкуренции некоторые рынки  могут оказаться по сути неэффективными, так как традиционные кривые спроса и предложения не отражают проблему так называемых внешних эффектов или экстерналий.

Внешние эффекты  или экстерналии – воздействие одного экономического контрагента на результаты деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут  производиться как при производстве, так и при потреблении благ. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Примером отрицательных  внешних эффектов в производстве и потреблении является загрязнение среды обитания от деятельности предприятий и/или туризма; пример положительных внешних эффектов – дизайн промышленных и жилых зданий, очистка водоемов с целью разведения рыбы и т.п.

Внешние эффекты показывают разность между общественными (социальными) издержками (или выгодами) и частными издержками (или выгодами).

Следующая причина возникновения  необходимости государственного воздействия  на экономику - необходимость производства в любой экономике общественных благ.

Четвертой причиной необходимости государственного вмешательства в экономику считается ассиметричность рыночной информации, которая проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества.

Также, рынок не нацелен и на реализацию стратегических идей в области науки и техники, крупных структурных сдвигов, решения экологических проблем.

Таким образом, государство, его экономическое регулирование необходимы для осуществления следующих основных функций:

  • оптимизации структуры национального продукта; 
  • организации общенационального денежного обращения;  
  • перераспределения дохода в целях оказания помощи инвалидам, остро нуждающимся, безработным;  
  • антимонопольного регулирования;     
  • проведения антиинфляционной политики; 
  • разработки и выполнения хозяйственного законодательства, представляющего единые «правила игры» для рыночных субъектов; 
  • достижение национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке;   
  • целенаправленное развитие фундаментальных наук. 

2.2. Степерь и  методы

Степень и методы государственного воздействия – одна из наиболее спорных и деликатных проблем экономической науки. Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микрорегулирование,  макрорегулирование и интеррегулирование.

Интеррегулирование касается вопросов, связанных с функционирование экономики конкретного государства в рамках мирового хозяйства, поэтому изучается в курсе мировой экономики. Оно включает в себя торговую политику государства, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли, управление обменным курсом валют и валютную политику,  внешнеэкономическую инвестиционную политику, таможенную политику, миграционную политику и т.д.

Микрорегулирование касается государственного воздействия на процессы, происходящие на отдельных рынках. Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация воздействие на цены, антимонопольное регулирование.

Макрорегулирование – государственное вмешательство в экономические процессы и влияние на функционирования национального рынка в целом.

Государственное регулирование  экономики осуществляется посредством  комплекса мер административного, правового и экономического характера. К административным формам относятся: лицензирование, квотирование, контроль над ценами, выгодами, валютным курсом, учетным процентом и др. Правовое регулирование осуществляется на основе законодательства через систему установления норм и правил, регулирующих деятельность экономических субъектов.

Экономическое (прямое) регулирование имеет разнообразные формы безвозвратного финансирования отраслей, территорий, предприятий в форме дотаций, пособий, доплат из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального, регионального и местного уровней. Сюда же входят льготные займы и налоговые льготы. К экономическим (косвенным) формам государственного регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, таможенной политики и т.п.

К основным методам государственного регулирования рыночной экономики относятся:

    • создание общественных благ (оборона, образование, здравоохранение, правоохранительная деятельность, охрана окружающей среды, поддержка научно-технического прогресса и т.д.);
    • регулирование внешних эффектов;
    • регулирование перераспределения выгод;
    • проведение антимонопольной политики;
    • поддержка мелкого бизнеса;
    • макроэкономическая стабилизация;
    • регулирование внешнеэкономической деятельности.

Роль государства в  регулировании рынка в полной мере должна проявляться в том, что  государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных организаций и групп. Государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с участниками рынка по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

3. Заключение

Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу.

Однако нобелевский лауреат, К. Эрроу  справедливо подметил: «Хотя у ценовой системы есть множество достоинств, возможности ее отнюдь не беспредельны. Есть случаи, когда она просто не работает, и, как бы хороша она ни была в определенных сферах, она не может быть единственным и непререкаемым арбитром всей общественной жизни». 

Список использованной литературы:

1. Валовой Д.В. Рыночная  экономика. Возникновение, эволюция  и сущность. – М.: Инфра-М, 2003 Райзберг  Б.А. Курс экономики. – М.: Инфра-М, 2009 – 140-161 с.

2. К.  Поланьи “Саморегулирующийся рынок  и фиктивные товары: труд, земля  и деньги”/ перевод Белянина  А.В.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 239 с.

3. Райзберг Б. И., Лозовский Д. Ю., Стародубцева Е. К. Современный экономический словарь http://vocable.ru

 

 

1 Закон Парето, или Принцип Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата»


Информация о работе Структура рынка как саморегулирующего образования