Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:19, реферат
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции. Спрос на ресурсы, товары и услуги изменяется под воздействием вкусов и предпочтений потребителей, новых технологий и т.д
1. Рынок и рыночный механизм. 3
1.1. Понятие рынка и рыночного механизма. 3
1.2.Структура рынка 6
1.3. Функции рынка 7
1.4. Преимущества и недостатки рыночного механизма 8
2. Государственное регулирование рынка 9
2.1. Причины и основные функции государственного регулирования рынка 9
2.2. Степерь и методы 12
3. Заключение 14
4. Список использованной литературы 15
Другой причиной необходимости государственного вмешательства является то, что даже в условиях совершенной конкуренции некоторые рынки могут оказаться по сути неэффективными, так как традиционные кривые спроса и предложения не отражают проблему так называемых внешних эффектов или экстерналий.
Внешние эффекты или экстерналии – воздействие одного экономического контрагента на результаты деятельности другого, либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.
Внешние эффекты могут
производиться как при
Внешние эффекты показывают разность между общественными (социальными) издержками (или выгодами) и частными издержками (или выгодами).
Следующая причина возникновения необходимости государственного воздействия на экономику - необходимость производства в любой экономике общественных благ.
Четвертой причиной необходимости государственного вмешательства в экономику считается ассиметричность рыночной информации, которая проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества.
Также, рынок не нацелен и на реализацию стратегических идей в области науки и техники, крупных структурных сдвигов, решения экологических проблем.
Таким образом, государство, его экономическое регулирование необходимы для осуществления следующих основных функций:
Степень и методы государственного воздействия – одна из наиболее спорных и деликатных проблем экономической науки. Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микрорегулирование, макрорегулирование и интеррегулирование.
Интеррегулирование касается вопросов, связанных с функционирование экономики конкретного государства в рамках мирового хозяйства, поэтому изучается в курсе мировой экономики. Оно включает в себя торговую политику государства, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли, управление обменным курсом валют и валютную политику, внешнеэкономическую инвестиционную политику, таможенную политику, миграционную политику и т.д.
Микрорегулирование касается государственного воздействия на процессы, происходящие на отдельных рынках. Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация воздействие на цены, антимонопольное регулирование.
Макрорегулирование – государственное вмешательство в экономические процессы и влияние на функционирования национального рынка в целом.
Государственное регулирование
экономики осуществляется посредством
комплекса мер
Экономическое (прямое) регулирование имеет разнообразные формы безвозвратного финансирования отраслей, территорий, предприятий в форме дотаций, пособий, доплат из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального, регионального и местного уровней. Сюда же входят льготные займы и налоговые льготы. К экономическим (косвенным) формам государственного регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, таможенной политики и т.п.
К основным методам государственного регулирования рыночной экономики относятся:
Роль государства в регулировании рынка в полной мере должна проявляться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных организаций и групп. Государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с участниками рынка по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.
Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу.
Однако нобелевский лауреат, К. Эрроу справедливо
подметил: «Хотя у ценовой системы есть
множество достоинств, возможности ее
отнюдь не беспредельны. Есть случаи, когда
она просто не работает, и, как бы хороша
она ни была в определенных сферах, она
не может быть единственным и непререкаемым
арбитром всей общественной жизни».
Список использованной литературы:
1. Валовой Д.В. Рыночная
экономика. Возникновение,
3. Райзберг Б. И., Лозовский Д. Ю., Стародубцева Е. К. Современный экономический словарь http://vocable.ru
1 Закон Парето, или Принцип Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата»
Информация о работе Структура рынка как саморегулирующего образования