Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы:

1.Рассмотреть структуру государственного бюджета;

2.Исследовать влияние государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Сущность и функции бюджетной системы РФ 4

1.1 Бюджет как экономическая категория 4

1.2 Функции бюджета 5

1.3 Бюджетная политика государства 7

Глава 2. Бюджетная система России 10

2.1 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 10

2.2 Бюджетная классификация 12

2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 14

2.3.1 Федеральный бюджет 16

2.3.2. Бюджеты субъектов РФ 18

2.3.3. Местные бюджеты 20

2.3.4. Консолидированный бюджет 21

Глава 3. Роль доходов и расходов бюджета в социально-экономическом развитии общества 22

3.1 Налоговые доходы бюджета 22

3.1.1 Классификация налогов Российской Федерации. 24

3.2 Бюджетные расходы на социальную сферу 31

3.2.1 Бюджетные расходы на образование. 32

3.2.2 Бюджетные расходы на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации. 33

3.2.3 Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру. 35

3.2.4 Расходы бюджета на социальную политику. 35

Глава 4. Основные направления бюджетной политики за последние годы. 37

Заключение 39

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа, ФиК08.docx

— 104.35 Кб (Скачать)

 Признаками классификации  расходов бюджета выступают функциональный, экономический и ведомственный.

 Функциональная  классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

 Экономическая классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

 Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.

   
 

   
 

 

2.3 Бюджетное устройство  и бюджетная система  Российской Федерации

 Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

 Бюджетная система  государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.

 Унитарные – это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний. В унитарном государстве бюджетное устройство состоит из двух уровней бюджетов – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

 Федеративные  государства – это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований – штатов, земель, республик. Для федеративных государств характерно бюджетное устройство, состоящее из трех уровней – государственный федеральный бюджет, бюджеты административно-территориальных образований, местные бюджеты.

 Конфедеративное государство основано на постоянном союзе государств, созданном для достижения политических, экономических, военных целей. Бюджет конфедеративного государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У стран входящих в конфедерацию действуют свои бюджетные и налоговые системы.

  Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 пунктом 1 Конституции РФ от 1993 года «Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

 Российская Федерация  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Республика имеет свои конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, имеют свой устав и законодательство.

 Субъекты Российской Федерации имеют свои бюджеты, которые  представляют в совокупности бюджетную  систему РФ.

 Бюджетная система  Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

 Статья 10 БК РФ закрепляет в России трехуровневую бюджетную  систему: 

   

 

   

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет понятие  консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета  Российской Федерации.

 Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они составляются для аналитических целей.

2.3.1 Федеральный бюджет

 

 Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием Российской Федерации.

 Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в  перераспределении совокупного  общественного продукта и национального  дохода, концентрации денежных средств  для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в  распределении денежных средств  между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно  используется государством для воздействия  на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер. 

 Доходы  федерального бюджета.

 Доходы  федерального бюджета  - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

 В доходы федерального бюджета зачисляются:

  • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • собственные неналоговые доходы;
  • остаток средств на конец предыдущего года;
  • доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Расходы федерального бюджета.

 Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

 Практически расходы  федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год. Они выражают экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

 В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие и капитальные  расходы.

 Капитальные расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

 Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

 В соответствии с  выполняемыми функциями исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

  1. Обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;
  2. Обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности;
  3. Осуществление международной деятельности;
  4. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, исследование космического пространства;
  5. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта;
  6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  7. Формирование инфраструктуры федеральной собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности;
  8. Обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;
  9. Пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;
  10. Проведение выборов и референдумов и т. д.  
 

 Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение  эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели – обеспечению финансовыми  ресурсами федеральных потребностей.

 Дефицит и профицит бюджета.

  Разница между  доходами и расходами государства  составляет сальдо государственного бюджета (δ). В зависимости от соотношения  расходов и доходов государственный  бюджет может находиться в трех различных  состояниях:

 

 

 

   

0 
 
 
 

  1. Когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует  профициту бюджета;
  2. Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;
  3. Когда доходы бюджета меньше его расходов, сальдо бюджета отрицательное и имеет место дефицит государственного бюджета.

2.3.2. Бюджеты субъектов  РФ

 Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований – республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Российской Федерации.

 Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.

 Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации  в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:

 Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. в чем и заключается главная роль региональных бюджетов.

 Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходование средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и домашнего хозяйства.

 В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, содержаний исторических учреждений культуры и т.п.

 В-четвертых,  имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

 В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

 В последние годы органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции. Такие инвестиции будут формировать  государственную собственность  в республике, крае, области. Это  делается для укрепления позиций  государства как хозяйствующего субъекта.

 В-шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

 Характеризуя  роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления  в экономике страны не позволяют  им выполнять в полной мере свое предназначение. 
 
 

2.3.3. Местные бюджеты

 

 Местными бюджетами  являются бюджеты муниципальных  образований – административно-территориальных  образований (муниципальных районов, городских округов, городских и  сельских поселений).

Информация о работе Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства