Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:37, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
сущность и функции бюджета как экономической категории;
характеристика бюджета как центрального денежного фонда и основного финансового плана государства;
особенности бюджетов зарубежных стран;
организация государственных финансов на региональном уровне.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Сущность и функции бюджета как экономической категории……….........4
2. Характеристика бюджета как централизованного денежного фонда и основного финансового плана государства…………………………………..11
3. Особенности бюджетов зарубежных стран……………………………......18
4. .Организация государственных финансов на региональном уровне…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделён федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [14, с. 9].
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношение государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и другое. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Доходы бюджета могут носить налоговый, неналоговый и безвозмездный характер (Приложение А). Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате её первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.п.), а также накопления.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Безвозмездные поступления (гранты) - это безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, иностранных государств, международных организаций и т.д. для поддержки бюджета.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
В федеральный бюджет включаются следующие неналоговые доходы:
К безвозмездным поступлениям относятся:
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы – более 90 % от всех доходов бюджета. Наиболее весомые налоги – НДС и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 25%, в их числе главное место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые доходы – 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего ему имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям, облигациям государственного сберегательного займа, облигациям государственных нерыночных займов.
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжёлые социально-экономические последствия.
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [14, с. 10].
Расходы федерального бюджета. В соответствии с действующим в РФ законодательством из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов (Приложение Б):
Через
бюджетные расходы
Кроме того, средства федерального бюджета используется для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
Спецификой
федерального бюджета является финансирование
за счёт этого бюджета
Наибольший объём средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объёме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование - более 50%, на социальную политику - около 40%, на культуру и искусство - более 20 %. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга - более 7%. Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 6% всех расходов.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счёт федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.
Формирование
и использование
Государственный бюджет ведущих зарубежных стран строятся на общих основных принципах: оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти; полнота бюджета; единство бюджета; приоритетность публичных расходов; достоверность и наглядность бюджета; ежегодное утверждение бюджетов; бюджетное равновесие.
Данный вопрос хочу рассмотреть на примерах формирования и использования государственных бюджетов двух зарубежных стран: Германии и Чехии.
Германия
- это лучший пример унитарного государства:
сильное центральное