Сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
сущность и функции бюджета как экономической категории;
характеристика бюджета как центрального денежного фонда и основного финансового плана государства;
особенности бюджетов зарубежных стран;
организация государственных финансов на региональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Сущность и функции бюджета как экономической категории……….........4
2. Характеристика бюджета как централизованного денежного фонда и основного финансового плана государства…………………………………..11
3. Особенности бюджетов зарубежных стран……………………………......18
4. .Организация государственных финансов на региональном уровне…….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Для решения всех этих задач федеральный  бюджет в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделён федеральными налогами и неналоговыми доходами.

     Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [14, с. 9].

     В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного  воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношение государства с налогоплательщиками.

     Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и  другое. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

     Доходы  бюджета могут носить налоговый, неналоговый и безвозмездный  характер (Приложение А). Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате её первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.п.), а также накопления.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

     Безвозмездные поступления (гранты) - это безвозмездные  перечисления юридических и физических лиц, иностранных государств, международных организаций и т.д. для поддержки бюджета.

     В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

  1. налоги на прибыль, доходы;
  2. налоги и взносы на социальные нужды;
  3. налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
  4. налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
  5. налоги на совокупный доход;
  6. налоги на имущество;
  7. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  8. государственная пошлина, сборы;
  9. задолженность и пересчёты по отмеченным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

     В федеральный бюджет включаются следующие  неналоговые доходы:

  1. доходы от внешнеэкономической деятельности;
  2. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. платежи при пользовании природными ресурсами;
  4. доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  5. доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  6. административные платежи и сборы;
  7. штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  8. прочие неналоговые доходы.

     К безвозмездным поступлениям относятся:

  1. безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы;
  2. безвозмездные поступления от нерезидентов;
  3. безвозмездные поступления от государственных и муниципальных организаций;
  4. безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  5. прочие безвозмездные поступления.

     Главным источником доходов федерального бюджета  являются налоговые доходы – более 90 % от всех доходов бюджета.  Наиболее весомые налоги – НДС и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 25%, в их числе главное место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые доходы – 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего ему имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

     Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

     Кроме перечисленных выше налоговых и  неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям, облигациям государственного сберегательного займа, облигациям государственных нерыночных займов.

     При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение налоговых платежей, государственных  займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжёлые социально-экономические последствия.

     Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [14, с. 10].

     Расходы федерального бюджета. В соответствии с действующим в РФ законодательством  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов (Приложение Б):

  1. общегосударственные вопросы (функционирование главы государства; функционирование высшего должностного лица субъекта государства и органа местного самоуправления; функционирование законодательных органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование исполнительной власти государства, субъектов и местного самоуправления; судебная система; фундаментальные исследования и прочие);
  2. национальная оборона (вооружённые силы страны; мобилизационная и вневойсковая подготовка; ядерно-оружейный комплекс и прочие);
  3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы ОВД; органы юстиции; органы безопасности; органы пограничной службы; система исполнения наказаний и прочие);
  4. национальная экономика (топливо-энергетика; сельское хозяйство и рыболовство; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика и прочие);
  5. жилищно-коммунальный комплекс;
  6. охрана окружающей среды (охрана растительных  и животных видов и среды их обитания; сбор и удаление отходов т отчистка сточных вод и прочие);
  7. образование (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее образование; переподготовка и повышение квалификации и прочие);
  8. культура, кинематография и СМИ (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства и прочие);
  9. здравоохранение и спорт (оказание амбулаторной медицинской помощи; стационарная медицинская помощь; помощь дневных стационаров; оказание первой медицинской помощи; спорт и физическая культура и прочие);
  10. социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения и прочие);
  11. межбюджетные трансферты (дотации на выравнивание бюджетной системы; субвенции бюджетам бюджетной системы; субсидии бюджетам бюджетной системы; иные межбюджетные трансферты).

     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями и распорядителями  бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счёт расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

     Кроме того, средства федерального бюджета  используется для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  1. государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности СМИ;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

     Спецификой  федерального бюджета является финансирование за счёт этого бюджета общегосударственных  расходов на национальную оборону и  международную деятельность, фундаментальные  научные исследования. Через федеральный  бюджет проходит также финансирование правоохранительной деятельности, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

     Наибольший  объём средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.

     Второе  место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объёме общегосударственных  расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование - более 50%, на социальную политику - около 40%, на культуру и искусство - более 20 %. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга - более 7%. Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 6% всех расходов.

     Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счёт федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.

 

  3. Особенности бюджетов зарубежных стран

 

     Формирование  и использование государственного бюджета разных стран обусловлено их государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики её структурных элементов.

     Государственный бюджет ведущих зарубежных стран  строятся на общих основных принципах: оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти; полнота бюджета; единство бюджета; приоритетность публичных расходов; достоверность и наглядность бюджета; ежегодное утверждение бюджетов; бюджетное равновесие.

     Данный  вопрос хочу рассмотреть на примерах формирования и использования государственных бюджетов двух зарубежных стран: Германии и Чехии.

     Германия - это лучший пример унитарного государства: сильное центральное правительство, единая налоговая система. Государственные функции распределяются по вертикали. Центральному уровню принадлежат все законодательные функции, функции перераспределения финансовых ресурсов, формулирование стратегии развития страны. Нижний уровень исполняет те функции, которые передаются с центрального уровня и финансируются из федерального бюджета.

Информация о работе Сущность государственного бюджета