Участие России в международных финансовых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
o рассмотреть классификацию и раскрыть функции международных финансовых организаций;
o определить валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями;
o выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 2
1.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД 2
1.2. ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА 2
1.3. ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ 2
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ 2
2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
2.1. ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ С МВФ. 2
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С СИСТЕМОЙ ВСЕМИРНОГО БАНКА 2
2.3. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ С ЕБРР, ПАРИЖСКИМ И ЛОНДОНСКИМ КЛУБАМИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Работа содержит 1 файл

курсак.docx

— 74.29 Кб (Скачать)

     Согласно  этим требованиям, Россия установила с  июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

     В-третьих, непременным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п.

     Что касается кредитов, то кредиты МВФ  России обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.

     Первая  категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.

     Вторым  постоянным направлением требований МВФ  к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы:

  • всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
  • усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
  • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;
  • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
  • укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы; формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности, секретизацию долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей; обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

     Третья  группа условий кредитов, предоставляемых МВФ России, - либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания чрезмерного вывоза, в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы направлены на обеспечение более благоприятных условий для национальных предприятий ради оживления производства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован.

     Одним из существенных  положительных  факторов участия России в МВФ  можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское  правительство подписало  соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и Лондонским клубами кредиторов. Благодаря этому  удалось снизить давление бремени  платежей по внешнему долгу на федеральные  расходы, стабилизировать внешнюю  кредитно- и платежеспособность и  международные кредитные отношения  без ущерба для внутренней экономики  и национальной денежно-кредитной  системы.         

     С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя  особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

     В обзоре российской экономики, подготовленном Фондом в 2001 г., отмечалось, что, несмотря на "очень сильный" платежный баланс России, в течение ближайших трех лет в нем ожидаются "финансовые разрывы" и поэтому страна не сможет обойтись без внешней финансовой поддержки.

     Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются  с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

     Для России МВФ прогнозирует рост экономики  на уровне 4,3% в 2011 году и на уровне 4% в текущем году после снижения на 7,9% в 2009 году. Инфляция в стране, по прогнозам фонда, составит 6,6% в 2010 году и 7,4% в 2011 году. Кроме того, МВФ ожидает  снижения уровня безработицы в стране до 7,5% с отметки 2009 года в 8,4% и прогнозирует сокращение безработицы до 7,3% в 2011 году.

     Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.

2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С СИСТЕМОЙ ВСЕМИРНОГО БАНКА

 

     Основой сотрудничества России с региональными  международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г.

     Стратегия деятельности МБРР России характеризуется  ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирования рассматривались: управление государственными финансами, решение социальных и инфраструктурных проблем, гарантийные операции в лесном и угольном секторах.

     В целом на этом этапе сотрудничества в отношениях России и ВБ обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.

     Эти проекты охватывают практически  все сектора экономики - энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов.

     Портфель  реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время  в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.

       Ни один из инвестиционных  проектов МБРР не завершился  в срок, установленный соглашением  о займе. На практике каждый  из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.

     Последняя Стратегия ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.

     Несмотря  на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

     Став  членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты  банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна  и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку  экономических реформ в России. В  ряде случаев МБРР участвует в  капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

     Российская  Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. В целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ — ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков — позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

     За  десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый  в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и предоставляет маркетинговые услуги.

     Сотрудничество  с другой организацией группы Всемирного банка - Международной финансовой корпорацией — призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики 255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет привлечения синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности. 

     В последние годы отмечается активизация  сотрудничества России с МБР не только путем непосредственного членства в них, но и на основе договорных отношений (если это позволяют условия деятельности данных организаций).

     С 2005 г. на займы ВБ в России финансировалось:

     - Повышение качества учебников для школ (20 млн. экз. 75 новых учебников).

     - Разработка единого госэкзамена.

     - Реструктуризация угольной промышленности (закрытие многих шахт).

     - Защита окружающей среды (300 млн. долл.)

     - Реформа региональной бюджетной системы (в нескольких регионах).

     - Совершенствование здравоохранения (366 млн. долл.).

     - Административная реформа.

     - Налоговое администрирование.

     - Кадастровый учет земель.

     - Переселение жителей с Севера.

     По  словам министра финансов РФ Алексея  Кудрина в ближайшие 3-4 года объем  целевого заимствования РФ у Всемирного банка сохраниться на уровне 300-400 млн. долл., в основном для проведения реформ институтов управления, туризма. Видимо последний такой заем будет  сделан для реализации программы  повышения финансовой грамотности  населения.

Информация о работе Участие России в международных финансовых организациях