Қызметақы, өтемнің кепілдемесінің

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Одна из главных проблем в нынешних условиях – обеспечение стабильного
функционирования денежной системы, составной частью которой является денежно-
кредитная политика. В настоящее время ситуация в кредитной сфере в республике
определяется двумя факторами. Во-первых, кризисными процессами в экономике,
во-вторых, недостаточной отработанностью самих кредитных отношений,
переживающих новый этап своего функционирования в рыночной среде.
В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать
непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны
незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулировать в
кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело,
размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных
капиталовложениях. Кредит представляет собой движение ссудного капитала,
осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Содержание

Введение.....................................................................3-4
1. Кредитная система РК..................................................4-7
2. Понятие кредитной системы как совокупности кредитных отношений и
кредитных учреждений................................... 7-13
3. Становление и развитие кредитной системы в Казахстане 13-18
4. Действующая банковская система РК.............................. 18-22
Заключение.................................................................22-24
Список использованной литературы...................................... 24-25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

населения, бюджетных, общественных организаций, а также  принимали паевые

взносы жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). Сберегательные кассы  были

массовым типом  учреждений и находились почти во всех административных

районах, колхозах и  совхозах. Их насчитывалось на территории Казахстана более

4,8 тыс. После реформы  в кредитной системе в 1988 г.  произошла как

структурная перестройка, так и перестройка самих основ  деятельности

сберегательных касс. Создан акционерно-коммерческий банк — Сбербанк. В

результате сберкассы  стали банковскими учреждениями, особо не отличающимися

от других коммерческих банков,

Обострение конкуренции  между банками привело к резкому  сокращению роли

Сбербанка в привлечении  средств населения. В начале 1993 г. на Сбербанк

приходилось менее 40% вкладов населения (раньше почти 100%) и менее 10%

общего объема вкладов. В известной степени начало разукрупнению  Сбербанка

было положено потерей  активов в результате распада  СССР. Сокращение масштабов

деятельности банка  будет продолжаться еще более  быстрыми темпами по мере

усиления частных  коммерческих банков и небанковских кредитных учреждений,

которые конкурируют  со Сбербанком в деле привлечения  сбережений населения. В

связи с этим некоторые  отделения Сбербанка на местах можно  преобразовать в

кредитные кооперативы.

Перевод экономики  на рыночные рельсы требует развития небанковских

институтов, которые  могут играть важную роль в кредитной  системе.

     Взаимосберегательные  банки организованы по типу "взаимных" предприятий,

управляет ими попечительский совет. Они мобилизуют вклады населения  и

инвестируют их в  закладные под недвижимость и  ценные бумаги, а также

предоставляют коммерческие и потребительские ссуды.

     Ссудо-сберегательные  ассоциации занимаются тоже вкладными  операциями

сбережений населения  и используют их для покупок недвижимости (2/3 актива на

покупку жилья).

     Кредитные  ссуды — сберегательные учреждения  кооперативного типа,

организуемые профсоюзами, крупными предприятиями, церквями. Ресурсы

аккумулируются за счет продаж и долевых акций, которые  могут быть в любой

момент выкуплены  кооперативом. Они в основном используются для выдачи мелких

ссуд своим членам.

     Страховые  компании занимаются примерно  теми же операциями, что и наши

страховые организации. Их пассивы состоят из страховых  взносов и доходов от

активных операций, их используют кроме выплаты страховых  полисов в долгосрочные

ценные бумаги на определенные сроки и как закладные  под жилые строения.

     Частные  и государственные пенсионные  фонды, мобилизуя вклады населения,

располагают крупным  капиталом и вкладывает его в  покупку акций и облигаций

корпораций, выдают мелкие ссуды.

     Взаимные  фонды денежного рынка аккумулируют  инвестиционный капитал путем

продажи паев депозитных сертификатов, казначейских векселей и направляют его на

формирование портфеля активов из краткосрочных ценных бумаг, обращающихся на

рынке. Доходы от ценных бумаг выплачиваются акционерам.

В кредитной системе  Великобритании к небанковским институтам относятся

строительные общества, учетные дома, система Национального  Сбербанка,

страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные траст-фонды  и трастовые

компании.

Они также занимаются приемом депозитов от населения  и предоставлением

потребительского  и коммерческого кредитов. Кроме  того, они постоянно

расширяют круг операций по оказанию различных финансовых услуг:

посреднические операции с ценными бумагами, лизинг, факторинг  и др.

В Великобритании специальные  кредитно-финансовые институты, в отличие  от

американских, могут  привлекать депозиты и предоставлять  кредиты, но, как

правило, их деятельность ограничена определенной сферой (например,

строительной, потребительского кредита). Другими словами, они имеют

отраслевую направленность, узко специализированы.

В Германии к специализированным небанковским кредитным учреждениям  относятся

ипотечные учреждения, жилищные ассоциации, кредитные товарищества,

инвестиционные компании.

Таким образом, небанковские учреждения являются необходимой составной  частью

кредитной системы  любого государства. Они возникли для  того, чтобы взять на

себя те услуги, которые  не выполнялись коммерческими банками. Характерная

черта небанковских институтов — накопление ресурсов в основном путем

привлечения сбережений населения. Этим они отличаются от коммерческих банков,

которые в основном формируют свои пассивы путем  привлечения временно

свободных средств  юридических лиц. А Закон "О  банках в Республике Казахстан"

категорически запрещает  другим учреждениям, кроме банков, принимать  депозиты,

это говорит о  том, что вряд ли в нашей Республике получат развитие

небанковские институты, которые функционируют на основе привлечения вкладов

населения.

Многоуровневость  и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает

возможности для  ее широкого использования, позволяет  своевременно вводить в

действие большой  набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования,

воздействовать на экономический механизм как на систему. Из чего следует

комплексный характер кредитной политики.

    

      СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ  В КАЗАХСТАНЕ

Формирование финансовой и денежно-кредитной политики современного государства

основывается на научно-теоретической базе и глубоком исследовании реальной

экономики.

В этой связи стоит  проанализировать финансовые и денежно-кредитные  отношения

Казахстана в переходный к рынку период с 1986 по 1993 гг. Анализ будет

неполным, если не учитывать  объективные экономические условия  и реальные

перемены, которые  происходили в республике в переходный к рынку период. Чем

же они характеризуются?

     Первый  период (1986-1989 гг.) связан с критическим  анализом развития

экономики в предшествующие годы, принятием курса на ускорение  экономического

развития. интенсификацию производства (1986-1987) гг. на полный хозрасчет  и

самофинансирование, снятием запретов на рост заработной платы, переходом на

договорные цены по широкому кругу продукции производственно-технического

назначения и потребительских  товаров.

     Второй  период (1990-1991 гг.) характеризуется принятием  программы

чрезвычайных мер  по финансовой стабилизации экономики  и курса на внедрение

рыночных отношений  в республике. Были приняты решения  по сдерживанию

бесконтрольного роста  выплат населению денежных средств, связыванию наличных

денег, сокращению ассигнований средств государственного бюджета  на

производственное  строительство, по конверсии оборонных  отраслей промышленности.

Начиная с 1990 г. в  республике произведенный национальный доход впервые за

годы двенадцатой  пятилетки сократился по сравнению  с 1989 г. на 4,4 процента.

Спад производства охватил все сферы экономики, что вызвало тотальный дефицит

не только товаров  народного потребления, но и средств  производства

     Третий  период (1992 г. и последующие годы). 2 января 1992г. в Республике

Казахстан был сделан первый шаг по реальному переходу к рыночной экономике: на

большинство товаров  народного потребления и средств  производства цены были

отпущены, ибо держать  их дальше было просто невозможно, поскольку  ситуация

конца 1991 г., особенно в крупных промышленных центрах  и городах настолько

обострилась, что  в печати стали появляться даже статьи об угрозе голода

практически во всех странах СНГ, в том числе и  в Казахстане.

Сокращение размеров ссудной задолженности было вызвано  тем, что за счет

повышения цен произошло  некоторое улучшение финансового  состояния предприятий

(также в связи  с переходом на хозрасчет и  самофинансирование), прекращением

выдачи кредитов подрядным организациям под затраты  незавершенного

производства СМР, изменением методов кредитования, погашением предоставленных

ранее ссуд на временное  восполнение недостатка собственных  оборотных средств

и прирост норматива, а также частично просроченных кредитов в промышленности

и в сельском хозяйстве. В торговле сокращение кредитов произошло  в результате

снижения остатков товарных запасов при одновременном  увеличении розничного

товарооборота.

Вместе с тем, следует  отметить, что в целом по республике сокращение

задолженности по краткосрочным  ссудам произошло не за счет улучшения

работы народного  хозяйства и укрепления его финансового  состояния, а в

результате трансформирования  ее в неплатежи поставщикам, сумма  которых возросла

против )985г. более  чем в 3,7 раза и составила на начало 1991 г., по данным

Национального банка  республики, 2,5 млрд.руб.

Значительная часть  кредитных ресурсов отвлечена в  просроченную задолженность

по ссудам банков. Наиболее крупные неплатежи поставщикам  и банкам имели

совхозы, колхозы, предприятия  по производственно-техническому обслуживанию и

строи тельные организации  Ухудшение состояния финансов и  платежной дисциплины

в народном хозяйстве  республики в этот период в основном .было вызвано

бесхозяйственностью в обеспечении сохранности и  использовании собственных

оборотных средств, отсутствием экономических стимулов к эффективному ведению

дел. Каждый четвертый  рубль кредитных ресурсов был  истрачен не на

производительные  цели, а на покрытие бюджетного дефицита и государственного

долга, т.е. на проедание.

Совершенно неприглядная картина складывалась с использованием

централизованных  кредитных ресурсов. Из  кредитов, выданных в 1991 г. за счет

централизованных  ресурсов, почти 36% приходилось на государственный  долг.

Такое крайне нерациональное размещение денежной массы привело  к тому, что на

1 января 1992 г. Казахстан  по расчетам с государствами  бывшего СССР вышел с

дефицитом (дебетовым  сальдо), что означает заимствование  средств в указанной

сумме у других суверенных государств.

В целом по республике на 1 января 1992 г. объем кредитных  вложений увеличился

почти в 2,6 раза. Увеличение кредитных вложений произошло практически  во всех

Информация о работе Қызметақы, өтемнің кепілдемесінің