Заемный капитал организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов каждой составляющей структуры заемного капитала и применении этих знаний на практике, а также предложение в процессе анализа вариантов решения существующих проблем, касающихся привлечения заемного капитала организацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ученые-экономисты и практики об экономическом содержании заемного капитала и о проблемах привлечения средств организациями......6
Глава 2. Заемные средства организации…………………………………….13
2.1. Понятие и структура заемных средств организации………………..…13
2.2. Анализ структуры заемных средств ООО «Фаворит-Экспресс»…..…19
Глава 3. Проблемы заимствования средств организациями…………….…26
3.1. Ловушки рейдеров при банковском кредитовании……………………27
3.2 Поставщики, банки или факторинг…………………………………...…29
3.3 Долгосрочное кредитование…………………………………………..….32
Заключение………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы………………………………………..….37
Приложение……………………………………………………………….......39

Работа содержит 1 файл

заемный капитал.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

При этом организация получит ряд преимуществ.

Во-первых, банк не будет анализировать вашу финансово-хозяйственную деятельность и требовать технико-экономическое обоснование. И никакой залог тоже не нужен. Ведь должниками банка фактически будет являться не ваша фирма, а ваши покупатели.

Во-вторых, вам не надо планировать, анализировать и рассчитывать, какая сумма кредита и в какое время может понадобиться. Банк профинансирует вас ровно на ту сумму, на которую вы продали товар и должны будете получить от ваших покупателей. Кредит в большей сумме, как правило, и не нужен: если не будет поступлений от продажи продукции, то и гасить его будет не чем.

В-третьих, размер факторингового финансирования увеличивается автоматически, по мере роста продаж. То есть чем больше продукции вы продадите, тем больше будет сумма, которую вам выплатит банк.

В-четвертых, кредит вы должны погасить в заранее установленный день. А долг перед банком по факторинговым операциям гасят ваши должники в день оплаты товара. То есть банк финансирует вашу фирму на срок фактической отсрочки платежа, которую вы предоставили вашим покупателям, и на вас не давят какие-то фиксированные сроки.

В-пятых, при факторинге банк берет на себя всю работу с дебиторами. В частности, он контролирует сроки оплаты, в случае просрочки принимает меры по урегулированию возникшей проблемы, ведет учет состояния дебиторской задолженности и регулярно предоставляет вам отчеты. А при кредитовании банк перечисляет вам денежки, и на этом все – он свои обязанности выполнил, теперь будет только требовать.

И, наконец, кредит в банке может получить не всякая фирма. Потенциальный заемщик должен быть надежным, иметь положительную кредитную историю, стабильное финансовое состояние, банк потребует обосновать необходимость в кредитных средствах. А финансирование в рамках факторинга банк предоставит практически любой фирме, у которой есть дебиторская задолженность. Главное, чтобы были соблюдены требования, которые банки предъявляют к объемам дебиторской задолженности и условиям договоров с покупателями.

Однако как банковский кредит, так и факторинг – услуги платные.

Плата банку за факторинг складывается из нескольких составляющих:

      процент на сумму предоставленного финансирования (размер равен ставке банка по краткосрочным кредитам);

      комиссия за административное управление дебиторской задолженностью (3% от суммы уступленной банку задолженности);

      комиссия за обработку документов по каждой поставке (70 руб.);

      комиссия за риски несвоевременной оплаты товаров и удорожания кредитных ресурсов (0,5% от суммы предоставленного финансирования);

      комиссия за риск неоплаты товаров, если заключено соглашение о факторинге без права банка на регресс (1% от суммы предоставленного финансирования) [10].

В общем, выходит, что факторинг действительно удобнее, чем кредит, но и обойдется дороже.

Таким образом, мы приходим все к тому же выводу, к которому приходили уже не раз. Самый лучший кредитор организации – это поставщик. Фирма должна сделать все возможное, чтобы найти поставщика, который предоставил бы ей отсрочку платежа, и только в крайнем случае в качестве кредитора выбирать банк.

 

 

 

 

3.3 Долгосрочное кредитование организаций

 

В структуре заемных средств организации в настоящее время преобладают краткосрочные обязательства. Долгосрочные же обязательства или отсутствуют, или их величина незначительна. Причиной отсутствия задолженности  по долгосрочным кредитам в настоящее время является то, что организация не имеет возможности вкладывать средства в инвестиционные проекты из-за их отсутствия вследствие нескольких причин.

1.      В настоящее время большинство организаций работают с низкой рентабельностью. Порой их работа даже убыточна. У организаций не накоплено достаточно собственных финансовых ресурсов для покупки новых основных средств. Однако компании не решаются брать долгосрочные кредиты, так как оказываются не в силах погасить его в установленные сроки. Суммы амортизации не успевают накапливаться у организации. Сумм чистой прибыли также недостаточно для покрытия задолженности по долгосрочным кредитам.  А это, как известно, основные источники погашения последних.

2.      Вторая причина, по которой организации не решаются брать долгосрочные кредиты, заключается в их дороговизне. Организация не в состоянии переплачивать огромные суммы. Годовая процентная ставка по долгосрочным кредитам колеблется на уровне 12-15%. Из чего следует, что если организация берет кредит на 10 лет, она обязана заплатить вдвое, а то и в 1,5 раза больше взятой суммы.

3.      Стоит также отметить, что у банков нет возможности выдавать долгосрочные кредиты на 10 и более лет, так как в распоряжении банков находятся так называемые «короткие деньги». На современном этапе максимальный срок привлечения банками свободных денежных средств у юридических и физических лиц составляет 1 год 1 месяц. Но даже при таком сроке кредитные организации испытывают большие риски при выдаче долгосрочных кредитов.

4.      В большинстве развитых стран долгосрочные кредиты выдаются крупными страховыми компаниями, в распоряжении которых находятся огромные суммы так называемых «длинных денег». В нашей же стране страховые компании появились сравнительно недавно и в результате их пока еще слабого развития у них  не накоплены вышеупомянутые «длинные деньги». Поэтому они не в состоянии давать организациям долгосрочные кредиты. К тому же, согласно закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4], запрещается страховым компаниям выдавать долгосрочные кредиты юридическим лицам.

Таким образом, мы видим, что в нашей стране долгосрочные кредиты пока не выгодны ни для кредитных организаций (банков) в силу высокой степени риска выдачи долгосрочных ссуд, ни для самих организаций в силу дороговизны и сложности в оформлении последних.

По моему мнению, со временем в нашей стране экономическая ситуация должна стабилизироваться. Банки смогут отпустить процентные ставки по долгосрочным кредитам. Они смогут с меньшим риском давать долгосрочные ссуды в силу более высокой платежеспособности организаций.

 

 

 

Заключение

В ходе настоящего исследования была достигнута  цель  настоящей курсовой работы - подробно изучены все теоретические аспекты каждой составляющей структуры заемного капитала, эти знания применены на практике в процессе анализа структуры и динамики заемного капитала исследуемой организации, а также предложены основные пути решения существующих проблем, касающихся привлечения заемного капитала организацией.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование финансовых ресурсов, предназначенных на различные цели, а, в конечном счете — повысить рыночную стоимость организации.

Заемный капитал, используемый организацией, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).
Заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства. Долгосрочные кредиты пока не выгодны ни для кредитных организаций (банков) в силу высокой степени риска выдачи долгосрочных ссуд, ни для самих организаций в силу дороговизны и сложности в оформлении последних.  Кредиторская задолженность перед поставщиками и по начислениям в составе краткосрочной кредиторской задолженности представляют собой источник постоянного бесплатного финансирования организации.

Слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость организации, а слишком малый объем заемных средств не позволяет организации развиваться. Таким образом, компания, использующая заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

В качестве объекта исследования моей курсовой работы было Общество с ограниченной ответственностью «Фаворит-Экспресс». Основным видом деятельности данной организации является оптовая торговля автомобильными запасными частями.

При анализе структуры и динамике заемного капитала исследуемой организации я увидела, что в составе финансовых ресурсов ООО «Фаворит-Экспресс» на 1.06.10 г. заемные средства занимают несоизмеримо большую долю по сравнению с собственными финансовыми ресурсами. Я  сделал несколько предположений (порой противоречащих друг другу), почему такое могло произойти, наиболее значимые из которых такие:

      отсутствие необходимости в собственных основных средствах ООО «Фаворит-Экспресс» как организации, занимающейся оптовой торговлей;

      большое доверие кредиторов вследствие высокорентабельной работы организации;

      большая степень зависимости организации от внешних источников финансирования ее деятельности и др.

 

Заемные средства организации представлены краткосрочными обязательствами. Большую долю среди которых на конец отчетного периода занимает кредиторская задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов, что говорит о том, что начислены суммы по вкладам участников (учредителей), но еще не выплачена, а будет выплачена в следующем отчетном периоде.

Практически все составляющие краткосрочных обязательств на конец отчетного периода увеличились или появились вновь. Я предположил, что это могло произойти вследствие сезонности работы организации, то есть закупки новой партии товаров в связи с переходом от прочих видов деятельности, к которым относится оказание фирмой услуг по пассажирским перевозкам, к обычному виду деятельности – оптовой торговле.

В целом же исследуемая организация обладает всеми признаками типичного представителя малого бизнеса, которому все время не хватает собственных финансовых ресурсов.

Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации:

      постараться избегать привлечения в организацию банковских кредитов в силу их дороговизны и сложности в оформлении;

      постараться найти больше постоянных поставщиков товаров для продажи, предоставляющих рассрочку платежа, так как это может стать постоянным и бесплатным источником финансовых ресурсов организации, хотя и заемным;

      необходимо  повысить  долю  собственных  средств   в   источниках финансирования, за счет рационального распределения чистой прибыли.

В целом, выявленные в работе слабые места в использовании заемных финансовых ресурсов могут помочь организации в будущем существенно улучшить свои показатели.

Список используемой литературы

 

1.      Гражданский Кодекс Российской Федерации // www.yurservis-consul.ru

2.      Налоговый Кодекс РФ

3.      Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) «О бухгалтерском учете» // www.yurservis-consul.ru

4.      Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 21.07.2005) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // www.yurservis-consul.ru

5.      Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? -М. : Финансы и статистика, 2003. - 384с.

6.      Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. — К.: Центр, Эльга, 2003. — 448 с.

7.      Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный  курс:  В  2-Х  т./   Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа,  2001  г.   Т.1. - 497 с.

8.      Ионова А.Ф. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / А.Ф.Ионова, Н.Н.Селезнева. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 312с.

9.      Герасимова Е. Б. Комплексный анализ кредитоспособности заемщика // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - N 9.. - С. 43-51.

10. Герасимов И.И. Факторинг / Энергорынок. – 2005. - №6

11. Денисова Л. А. Формирование и погашение кредиторской задолженности // Финансы. - 2005. - N 8.. - С. 28-30.

12. Джалаев Т. К. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - N 7. - С. 58-65.

13. Лисюк С. П. Ловушки рейдеров / Московский бухгалтер. – 2006. - №7

14. Льняненко И.С. Выбор способов и источников финансирования. //www.dis.ru

15. Любушин Н.П. «Анализ финансового состояния коммерческой организации» / Аудит и финансовый анализ. – 2003. - №3. – с.10-22

16. Парушина  Н.  В.  Анализ  собственного  и   привлечённого   капитала/ Бухгалтерский учёт. – 2002. - № 3.- с. 72 – 78.

17. Рыжкова Е.С. Эффективность использования заемного капитала при установленной рентабельности собственного капитала / Расчет. – 2005. - №5

Информация о работе Заемный капитал организации