Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь.
1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия 4
2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции 14
3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости 17
4. Понятие выручки от реализации продукции 24
6. Анализ осуществления планирования и анализ затрат предприятия на производство и реализацию продукции 36
7. Пути снижения затрат на производство и реализацию продукции 44
Список литературы 49
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Однако, нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодного для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Кроме того, следует иметь ввиду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.
В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами кратко срочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов.
Следует отметить рост выручки от реализации продукции на протяжении рассматриваемых трех лет, которая за три года повысилась на 173400 тыс.руб. или на 14,5% при увеличении себестоимости проданной продукции в прогнозном году по сравнению с фактическим на 140800 тыс.руб. или на 14,6%.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом выручка от реализации повысилась на 103600 тыс.руб. или на 8,23% при увеличении себестоимости проданной продукции 100700 тыс.руб. или на 10,04%.
Отметим, что индекс роста выручки в 2012 году по сравнению с 2011 годом 1,08 ниже индекса роста затрат в 1,1, следовательно, на предприятии наблюдается неэффективное управление затратами, повышение стоимости не оправдано.
Данная динамика привела к незначительному повышению валовой прибыли предприятия за три года с 226500 тыс.руб. до 259100 тыс.руб. или на 32600 тыс.руб. или на 14,4%. В 2008 году по сравнению с 2007 годом прирост валовой прибыли составил 2900 тыс.руб. или 1,1%.
За три года с 2010 по
2012 за счет незначительного роста коммерче
Прибыль до налогообложения предприятия увеличивается за счет роста финансового результата предприятия по прочим операциям. Прибыль до налогообложения за три года увеличилась с 116400 тыс.руб. до 142700 тыс.руб. или на 26300 тыс.руб. или на 22,6%. При этом в 2012 году по сравнению с 2011 годом прибыль до налогообложения предприятия незначительно увеличилась с 136500 тыс.руб. до 142700 тыс.руб. или на 6200 тыс.руб. или на 4,5%.
Поскольку ставка налога
на прибыль на протяжении трех исследуемых
лет незначительно снизилась, то
темпы изменения
Чистая прибыль предприятия в прогнозном году повысилась по сравнению с фактом на 15600 тыс.руб. или на 19,6% с 79500 тыс.руб. до 95100 тыс.руб. При этом в 2012 году по сравнению с 2011 годом чистая прибыль предприятия незначительно увеличилась с 90900 тыс.руб. до 95100 тыс.руб. или на 4200 тыс.руб. или на 4,6%.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Группировка затрат по элементам необходима для того, что бы изучить структуру затрат и ее влияние на производство и реализацию продукции.
Рассмотрим фактическую структуру затрат на производство продукции по предприятию в таблице 2. За базу сравнения выберем 2010 и 2012 года.
Таблица 2
Затраты на производство продукции предприятия
Наименование затрат |
Сумма, тыс.руб. |
Структура затрат, % | ||||
2010г. |
2012г. |
Изменение |
2010г. |
2012г. |
Изменение | |
Материальные затраты |
242500 |
388291 |
145792 |
25,2 |
35,2 |
10 |
Заработная плата |
167440 |
156640 |
-10800 |
17,4 |
14,2 |
-3,2 |
Единый социальный налог |
46190,4 |
41917,8 |
-4272,6 |
4,8 |
3,8 |
-1 |
Амортизация основных средств |
162629 |
152228 |
-10400,9 |
16,9 |
13,8 |
-3,1 |
Прочие расходы |
343541 |
364023 |
20481,9 |
35,7 |
33 |
-2,7 |
Полная себестоимость |
962300 |
1103100 |
140800 |
100 |
100 |
х |
В том числе |
||||||
Переменные |
443620 |
568097 |
124476 |
46,1 |
51,5 |
5,4 |
Постоянные расходы |
518680 |
535004 |
16323,8 |
53,9 |
48,5 |
-5,4 |
Как видно из таблицы 2 затраты предприятия в 2012 году выше затрат 2010 года на 140800 тыс. руб., или на 14,63%.
Перерасход произошел по
Увеличилась сумма как переменн
Структура затрат предприятия по отношению к объему производства представлена на рис.1.
Рис.1. Структура затрат предприятия по отношению к объему производства, проценты
В табл.3 представлены исходные данные для реализации методики «Издержки – Оборот – Прибыль» (CVP).
Таблица 3
Исходные данные для реализации методики CVP
«Издержки – Оборот – Прибыль»
Наименование показателя |
2010 год |
2012 год |
1. Годовая выручка от продажи товаров, тыс.руб. |
1188800 |
1362200 |
2. Себестоимость проданных товаров, тыс.руб. |
962300 |
1103100 |
3. Прибыль от продаж, тыс.руб., п.1 – п.2 |
226500 |
259100 |
4. Переменные затраты
в себестоимости выпуска, тыс. |
443620 |
568097 |
5. Постоянные затраты предприятия, тыс.руб. |
518680 |
535004 |
6. Валовая прибыль, тыс.руб. |
226500 |
259100 |
7. Маржинальный доход, тыс.руб., п.6 + п.5 |
745180 |
794104 |
8. Объем продаж предприятия, тонн в год |
17296 |
18264 |
9. Маржинальный доход
на единицу продукции, тыс.руб. |
43,08 |
43,48 |
10. Коэффициент вклада на покрытие, (1 – п.7/п.1) |
0,37 |
0,42 |
Рис.2. График точки безубыточности, 2012 г.
Рис.3. График маржинального дохода, 2012 г.
Как видно из графиков, точка безубыточности в 2010г. составила 69,6%, что соответствует выпуску 12039 тонн продукции, маржинальный доход 745180 тыс. руб., а в 2012 г. точка безубыточности составила 67,37% при выпуске 18264 тонн, маржинальный доход составил 794104 тыс.руб. Таким образом, можно сделать выводы о стабильной работе предприятия.
На основании исходных данных определим критические объемы продаж для исследуемого предприятия. Результаты расчетов представлены в табл.4.
Таблица 4
Реализация методики CVP «Издержки – Оборот – Прибыль»
Наименование показателя |
2010 год |
2012 год |
1. Точка безубыточности |
||
тонн |
12039 |
12305 |
% |
69,60 |
67,37 |
2. Порог рентабельности, тыс.руб. |
827460 |
917742 |
3. Запас безопасности, тонн |
5257 |
5959 |
4. Запас финансовой прочности, тыс.руб. |
361340 |
444458 |
5. Запас финансовой прочности, % |
30,40 |
32,63 |
6. Операционный рычаг предприятия |
3,29 |
3,06 |
Таким образом, ситуация по продажам предприятия в 2012 году по сравнению с 2010 годом улучшилась. В 2010 году для того, чтобы полностью окупить затраты предприятию необходимо было реализовать 12039 тонн или 69,60% от объема продаж на сумму 827460 тыс.руб. Запас безопасности составлял 5257 тонн на сумму 361340 тыс.руб. или 30,4%.
В 2012 году для того, чтобы полностью окупить затраты предприятию необходимо было реализовать 12305 тонн или 67,37% от объема продаж на сумму 917742 тыс.руб. Запас безопасности составлял 5959 тонн на сумму 444458 тыс.руб. или 32,63%.
Соответственно, размер операционного рычага снижается с 3,29 в 2010 году до 3,06 в 2012 году.
В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производство: трудовых и материальных.
Так, значительную долю в структуре затрат на производство и реализацию продукции занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Снижение трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда.
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий.
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и другое).
При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 рубль товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.
Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.
В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент продукции, но фактический ее ассортимент может отличаться от планового.
Методическими указаниями по разработке
плана определен следующий
а) Повышение технического уровня производства. Как вариант, это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
Информация о работе Затраты предприятия на производство продукции и выручка от ее реализации