Актуальные проблемы финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является рассмотрение актуальных проблем финансовых правоотношений и выяснение способов их регулирования. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:
Дать понятие финансовых правоотношений и их виды.
Выявить особенности бюджетных финансовых правоотношений.

Содержание

ГЛАВА I. Понятие правового регулирования в сфере финансовых отношений 5
1.1 Понятие и особенности финансовых правоотношений 5
1.2. Особенности регулирования бюджетных финансовых отношений 11
1.3. Правовое регулирование налоговых правоотношений 16
1.4. Правовое регулирование валютных правоотношений 23
Глава II. Современные проблемы в финансовых правоотношениях 26
2.1 Проблемы в сфере финансовых правоотношений 26
2.2. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Акт проблема в фин правоотношениях Курсовая Абросимова(1)2.docx

— 135.80 Кб (Скачать)

Налог должен быть точно определён, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий  набор информации, который позволил бы конкретно указать:

1) обязанное лицо, размер налогового  обязательства и порядок его  исполнения;

2) границы требований государства  в отношении имущества налогоплательщика.  Поэтому установить налог - это  значит установить и определить  все существенные элементы его  юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый  период и т.д.).

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. 
Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достичь его целей (формальный признак). 
Принципы правового регулирования являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

Основные принципы правового  регулирования налоговых отношений  могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно  сформулировать пять основных юридических  принципов налогообложения:

•    принцип равного налогового бремени (нейтральности). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборов основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Согласно данному принципу не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев;

•    принцип отрицания обратной силы налогового закона. Это общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип закреплен в п.2 статьи 5 НК РФ: «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют». Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Законы, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устанавливающие обязанности налогоплательщиков, налоговых актов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;

•    принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Данный принцип является специальным. Он означает, что неналоговые законы содержащие нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применяются только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства;

•    принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе. Предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.  Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

•    принцип сочетания интересов государства, субъектов РФ, местного самоуправления и налогоплательщика в правовом регулировании  налоговых правоотношений и при применении налогового закона.

Этот принцип присущ любой  системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых  отношений и при применении законодательства о налогах и сборах. Это неравенство  проявляется в неравном положении  плательщика налогов (сборов), при  взыскании недоимок и штрафов  и возврате переплаченных налогов.

Опять должен быть переход к другим отношениям. У  Вас его опять нет.

1.4. Правовое регулирование валютных правоотношений

Под валютными правоотношениями понимаются урегулированные нормами ряда отраслей права, в том числе финансового  права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения.

Объекты валютного правоотношения

В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" объектами валютных правоотношений являются:

    • валюта РФ;
    • ценные бумаги, номинированные в валюте РФ;
    • иностранная валюта;
    • валютные ценности.

Эффективное решение задач в  сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и  устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определённого валютного  режима.

Различают три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и  за рубежом: режим государственной  валютной политики, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим  валютного государственного регулирования и режим свободно конвертируемой валюты1.

Тип валютного режима определяет принципы осуществлений валютных операций, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность  за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима РФ в современных условиях.

Закон о валютном регулировании делит субъекты валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся:

- физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

- постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства

- юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством РФ

- находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов.

- дипломатические представительства и консульские учреждения РФ

- РФ и муниципальные образования.

К нерезидентам относятся:

- физические лица, не являющиеся  резидентами

- юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

- организации, не являющиеся юр. лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- межгосударственные и межправительственные  организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено  разным объёмом предоставленных  им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

- валюта РФ;

- внутренние ценные бумаги;

- иностранная валюта;

- валютные ценности.

Таким образом, содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с  этим обязанности.

Осуществление валютного регулирования  возлагается на Центральный банк РФ, который и является органом валютного регулирования.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования

2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов.

3) Единство внешней и внутренней  валютной политики государства

4) Единство системы валютного  регулирования и контроля.

Законодательством предусмотрен широкий  круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций. Так, резиденты могут иметь  счета в иностранной валюте в  уполномоченных банках только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.

Нерезиденты вправе иметь валютные счета, как в России, так и за границей, а также рублёвые счета  с разным правовым режимом.

 

 

Глава II. Современные проблемы в финансовых правоотношениях

2.1 Проблемы в сфере финансовых правоотношений

Развитие финансового законодательства в последние годы характеризуется преимущественной направленностью на ликвидацию пробелов???- где, какие??? в правовом регулировании этой сферы экономики. Приняты Бюджетный, Налоговый и Таможенный кодексы, проводится кодификация банковского и валютного законодательства, других интегрированных массивов нормативных предписаний.

Другая общая тенденция развития финансового законодательства - углубление взаимосвязи и гармонизация регулирования  экономических отношений методами различных отраслей законодательства. Наконец, еще одной общей чертой развития финансового законодательства является некоторое сокращение сферы  регулирования за счет того, что  ряд институтов, традиционно считавшихся  финансово-правовыми, с принятием  новых законодательных актов  приобретает преимущественно или  полностью иную отраслевую принадлежность. Так, например, случилось с институтом страхования, ставшим всецело частью гражданского законодательства.

Активно развивается федеративное финансовое законодательство, которое  складывается из законодательства и  органов местного самоуправления. Однако в каждой из областей финансового  законодательства имеются проблемы в области правоотношений.

2.2. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений

По мнению многих отечественных  экономистов, интенсивное накопление массива финансового законодательства, его усложнение делают перспективной  постановку вопроса о разработке и принятии Основ финансового  законодательства или Закона о финансах.

Дело в том, что ни Конституция, ни сложившаяся система законов  не позволяют достаточно прочно объединить финансовую деятельность государство  и местных органов самоуправления, особенно в той части, которая  находится вне пределов действия бюджетного законодательства. Принятие Основ позволило бы установить пределы и основы разумного и взвешенного проникновения финансовых методов в регулирование имущественных отношений другими правовыми средствами. Что же касается самой финансовой системы, то наличие акта, играющего роль Основ, безусловно, ориентировало и дисциплинировало бы как федерального, так и регионального законодателя.

Преимущества Основ законодательства как одной из форм правового регулирования  достаточно полно освещены как в  литературе по теории права, так и  в работах по тем отраслям права, которые имеют Основы законодательства. При этом верно подчеркивается, что  Основы законодательства - специфическое  звено в кодификационной системе, явление самобытное, уникальное в  праве, подлинное открытие нашего законодателя, обусловленное государственным  устройством1. Основы финансового законодательства могли бы иметь межотраслевой комплексный характер. Они призваны объединить и установить общие принципы правового регулирования финансовых отношений, обеспечить его единство на всей территории Российской Федерации. Имеются необходимые нормативные (прежде всего, конституционные) и теоретические предпосылки для разработки предлагаемого нормативного акта.

Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования  в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру. Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета (определенного круга общественных отношений) и методов правого  регулирования. Вертикальная структура  законодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов  по их юридической силе. Можно констатировать, что нормативная база по финансовым правоотношениям развивается в  современных условиях по горизонтали, при этом горизонталь выстроена  с отклонениями от правовых норм. Отсутствие вертикальной составляющей свидетельствует  о необходимости ее развития и  совершенствования.

Информация о работе Актуальные проблемы финансовых правоотношений