Банковская система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Целью и изучению моей работы является:

- охарактеризовать структуру банковской системы,

- функции ее отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики стран.

- обозначить актуальные проблемы.

В России при переходе к рынку сложилась новая банковская система, естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Задачей исследования информации в данной работе является определить понятие банков как элемента банковской системы, провести анализ структуры банковской системы, изучить деятельность центрального банка и коммерческих банков, а также других организаций, входящих в эту систему.

Содержание

Введение 3-5

1.Понятие и структура Банковской системы РФ 6-11

1.1.Актуальные вопросы развития Банковской системы и Банковского законодательства РФ 12-14

1.2.Некоторые проблемы структурного состава Банковской системы РФ 14-17

1.3.Роль Банковской системы в стимулировании экономической деятельности…………………………………………………………………….17-19

2.Законодательная база и инструменты управления Банковской системой РФ..........................................................................................................................20-22

3.Публичность в правовом регулирование Банковской деятельности 23-25

4.Конституционно-правовые аспекты функционирования Банковской системы РФ………………………………………………………………………………..26-27

Заключение 28-29

Список используемой литературы 30-32

Работа содержит 1 файл

Реферат Банковская система РФ новый.docx

— 77.11 Кб (Скачать)

     Правовая  неопределенность одновременно имеет  место в отношении самих иностранных  банков, не являющихся субъектами банковской системы, но фактически осуществляющие банковскую деятельность на территории Российской Федерации через свои дочерние структуры, активно создаваемые  в последнее время.

     Учитывая  уровень финансовой грамотности  населения России, рядовой потребитель, получив авто- или иной кредит в  «Раффайзенбанке Австрия», «Хоум  Кредит энд Финанс Банке» и т.д., в  большинстве случаев полагает, что  банковская услуга предоставлена солидным иностранным банком. Но на практике это не совсем так. На самом деле названные банки являются российскими  юридическими лицами с иностранными инвестициями, что не одно и то же.

     В России действует довольно большое  количество представительств иностранных  банков, следует учитывать, что, как  было указано выше, они не имеют  права осуществлять банковские операции, и создаются лишь для представления интересов кредитных организаций и осуществления защиты этих интересов. Согласно Положению о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительства иностранных кредитных организаций, представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

     В связи с вышеизложенным представительства  иностранных банков не могут являться субъектами банковской системы РФ и  упоминание их в таком контексте  в Законе о банках может быть объяснено  лишь соображениями политкорректности.

     Не  только рассмотренные выше мною проблемы требуют решения на законодательном  уровне, но еще и много других. 
 

     1.3. Роль банковской системы в стимулировании

     экономической деятельности 

     В силу недостаточности объема привлекаемых средств, их низкого «качества» (краткосрочность), сегментированной структуры возможности  банковской системы по реализации основных макроэкономических функций оказались  весьма ограничены.

     Покрытие  спроса экономики на деньги. В послекризисный период эта функция в значительной мере перешла к монетарным властям. В 1999-2002 гг. большая часть (58%) прироста денежной массы была обеспечена за счет эмиссии ЦБ РФ.

     Трансформация сбережений в инвестиции. Для российской банковской системы характерна низкая эффективность, как аккумулирования сбережений, так и их трансформации в инвестиции. По оценке, банки концентрируют достаточно небольшую часть финансовых и денежных накоплений предприятий и населения – около ¼ (без участия в капитале). Около 70% накоплений размещаются в форме, не позволяющей использовать их для финансирования национальной экономики – в иностранных активах и наличных денежных средствах. Узость финансовых ресурсов, концентрируемых банками, обуславливается, прежде всего, низким уровнем доверия со стороны экономических агентов к национальной валюте и финансовой системе. При этом только ничтожно малая часть концентрируемых банками средств используется для инвестирования. Как следствие вклад банков в формирование основного капитала товаропроизводителей крайне незначителен (2001-2002 гг.: 3,5-4,8%).

     Формирование  оборотного капитала нефинансовых предприятий – наиболее эффективно реализуемая функция банковской системы. Так, около 70% прироста оборотных средств промышленности в 2001-2002 гг. было обеспечено за счет заимствований у банков.

     Перераспределение капитала между различными отраслями  и секторами российской экономики. Эта функция выполняется сейчас весьма слабо в силу обособленности сегментов банковской системы, замкнутых на обслуживание различных секторов экономики: внутренне ориентированного обрабатывающего и экспортно-ориентированного сырьевого.

     Необходимое условие сохранения высоких темпов роста экономики – повышение  обеспеченности предприятий банковским кредитом. Вместе с тем такой рост может быть сопряжен с возрастанием неустойчивости банковской системы. Вероятный  источник неустойчивости – рост финансовой несбалансированности в реальном секторе (разрыв между динамикой доходов  и долговых выплат предприятий-заемщиков) и в самой банковской системе (разрыв между динамикой собственных  средств и рискованных активов  банков).

     Стабильное  и одновременно адекватное потребностям экономики развитие банков требует  существенной корректировки политики органов денежно-кредитного регулирования. Речь идет о расширении операций ЦБ РФ по рефинансированию банков, нормативном  ограничении связанного кредитования внутри финансово-промышленных групп, форсировании развития сектора институциональных  инвесторов (паевые инвестиционные фонды, инвестиционные компании и др.), стимулировании рынка долгосрочных корпоративных обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Законодательная база и инструменты

управления  банковской системой РФ 

     Управление  банковской деятельностью включает в себя разные аспекты, без различения которых проблема управления в данной сфере не получает профессионального  освещения. При изучении данной темы сталкиваются с вопросом: в какой мере российское банковское законодательство обеспечивает необходимое управление развитием банковской системы в целом? В связи с этим можно рассмотреть вопрос о качестве данного законодательства.

     Что касается действующего специального банковского  законодательства, то в интересующем нас аспекте оно неоднородно. Закон «О налогообложении доходов банков», как это видно из его названия, посвящен одному узкому вопросу. Содержание законов «О несостоятельности кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций» имеет два плана:  первый связан с банками, уже не имеющими перспективы развития, второй – с банками, которым грамотно проведенная санкция, возможно, еще поможет выжить. Однако ни в том, ни в другом плане это их содержание непосредственно не может быть связанно с управлением и судьбами банковской системы в целом.

     Таким образом, задача сводиться к соответствующему анализу основных банковских законов – «О Центральном банке РФ» и  «О банках и банковской деятельности»

     А) ФЗ  «О Центральном банке РФ»: можно выделить основные статьи закона

     ст.3 Основными целями деятельности Банка России являются:

     - защита и обеспечение устойчивости рубля;

     - развитие и укрепление банковской  системы РФ;

     -обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчетов.

     Это фактические цели управления. Однако для «развитие и укрепление банковской системы РФ» не сформулированы никакие критерии, что делает эту цель «неработающей».

     Если  говорить о функциях ЦБ (Ст.4), то в  ней в целом речь идет о необходимости  создания таких условий, при которых  банки пользовались бы одним «языком» и чувствовали себя звеньями единой системы.

     В статье 20 данного закона толкуется  направленность деятельности Национального  банковского совета, и его цели определены ограниченно в статье. Больше информации можно получить из ст. 21, в которой раскрыты функции  данного Совета. Но в любом случае Совет никакими управленческими  функциями не наделен. Он вообще не очень активен.

     Ст. 56: «Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдение кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России». Это принципиальные пункты.

     Но  остается неясным, что должен делать ЦБ именно в отношении системы  банков в целом, если результаты надзора  и анализа подтвердят наличие  системной угрозы, т.е. обстоятельств  и ситуаций, подрывающих стабильность этой системы.

     Б) ФЗ «О банках и банковской деятельности»: в этом законе есть одна статья, имеющая  отношение к данной теме: ст. 24 –  Обеспечение финансовой надежности кредитных организации.

     Таким образом, можно сделать вывод: продуманной, целостной системы норм, которые  были бы целенаправленно посвящены  проблематике управления развитием  банковской системы в целом, отечественное  специальное банковское законодательство не содержит.

     Ни  в специальном банковском законодательстве, ни в практике работы Банка России нет каких-либо инструментов управления, которые он мог бы использовать в процессе дальнейшего формирования российской банковской системы.

     Какие инструменты управления банковской системой могли бы использоваться в  наших условиях?

     Во-первых, концепция развития банковской системы, подкрепляемая конкретными планами  и программами. Такие планы могли  бы иметь, условно говоря, два статуса: имеющие значение для всей банковской системы, для всех ее звеньев и одновременно для всех, кто получает услуги банка; ориентированные на решение относительно локальных проблем развития банковской системы. В последнее время руководство ЦБ высказывалось в том смысле, что стратегии развития банковской системы как специального документа, не существует практически не в одной стране, и что важен не документ, а правильное определение направлений развития системы5.

     Во-вторых это мог бы быть специальный закон  об управлении банковской деятельностью  с стране. Одновременно в Закон о ЦБ необходимо внести дополнения, которые конкретизировали содержащиеся в нем «управленческие» нормы.

     В-третьих, необходимы и возможны целенаправленные и постоянные усилия, направленные на создание для всех банков равных и справедливых условий деятельности и конкуренции на все экономическом, правовом и финансовом пространстве страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Публичность в правовом регулировании банковской деятельности 

     В латинском переводе слово «publicus» означает общественный, гласный, открытый.

     Современные условия развития государства и  общества предопределили выявление  особого значения этого понятия  в содержании банковской деятельности правовом регулировании банковской системы. Обоснование идеи публичности  направлены, прежде всего, на совершенствование банковского законодательства, повышение эффективности государственного регулирования банковской сферы.

     Анализ  норм Конституции РФ, федеральных  законов «О банковской деятельности»  от 2 декабря 1990 г., «О Центральном банке  российской Федерации» от 10 июля 2002 г., иных законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с банковской деятельностью, позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне принцип публичности как  принцип банковской деятельности банковского права не закреплен6. Положение ст. 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», обязывающее кредитную организацию публиковать в открытой печати годовой отчет, лишь частично гарантирует соблюдение начал открытости и гласности при осуществлении банковской деятельности.

     Общая теория права проблемы принципов  правового регулирования тесно  связывает с совершенствованием законодательства. Как отмечал Агарков М.М., от степени разработанности принципов права и правового регулирования в значительной мере зависит достижение сочетания стабильности и мобильности юридических норм7. Для банковской деятельности как особого вида финансово-экономической деятельности наличие закрепленных в законодательстве специальных принципов также усиливает присущее ей качество системности. Поскольку деятельность банков пронизывает всю социально-экономическую систему, принципиальные начала ее организации важны в равной степени как для государства и общества, так и для его граждан.

     Основные  принципы банковской деятельности и  ее публично-правового регулирования  как доктринальные основы комплексного регулирования банковских отношений  могли бы быть закреплены также в  Банковской кодексе РФ. Принятие этого  нового законодательного акта могло  бы способствовать системному изменению  и структуризации банковского законодательства8.

Информация о работе Банковская система РФ