Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:05, реферат

Описание работы

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.docx

— 29.64 Кб (Скачать)

Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Местные бюджеты – один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения, из них  финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги).

Местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач имеют большое  значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Основным направлением использования  средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением  человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).

Структура расходов отдельных видов  местных бюджетов не одинакова.

Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов.

В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Роль консолидированных показателей  важна при проведении анализа  формирования и использования централизованного  финансового фонда страны.

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных  бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового  баланса государства и территориальных  сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость  и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д.

Расходная часть включает: расходы  на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы  на науку из бюджета, на оборону, расходы  на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры  и др.

Показатели консолидированного бюджета  играют большую роль в перспективном  планировании в целом и перспективном  финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых  лежат показатели консолидированных  бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального  развития государства и территорий.

Показатели консолидированных  бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные  виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.

4. Бюджетная классификация РФ

 

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования  и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей  бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации  лежит группировка показателей, дающая возможность представить  в социально-экономическом, ведомственном  и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными  важнейшими требованиями, которые предъявляются  к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных  по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину  движения бюджетных ресурсов и тем  самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих  показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов  облегчает проверку включаемых в  бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия  для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический  анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам  об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация  становится базой для единого  методологического подхода к  составлению и исполнению всех видов  бюджетов, для сравнимости бюджетных  показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и  организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

 

5. Бюджетное устройство

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в государственную  бюджетную систему.

Сложной проблемой в бюджетном  устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

В рамках межбюджетных отношений все  бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны.

Межбюджетные отношения – это  отношения, которые возникают между  органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием  и исполнением соответствующих  бюджетов (ст. 6 БК РФ).

Доходную часть территориальных  бюджетов составляют закрепленные и  регулирующие доходы, дотации и субвенции, а также кредитные ресурсы.

Закрепленными доходами считаются доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты.

Регулирующими доходами являются средства, направляемые от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету, превышающие закрепленные доходы, для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации – определенные суммы денежных средств, передаваемые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые в качестве кредита, т. е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

В 1994 г. введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором выступал Целевой фонд финансовой поддержки регионов. Его средства распределяются для всех регионов по единому принципу.

Фонд финансовой поддержки субъектов  Федерации оказывает помощь тем  субъектам, у которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год  ниже, чем в среднем по РФ, а  уровень собственных доходов  и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточен для финансирования текущих расходов.

Регионы, получающие финансовую помощь из федерального бюджета, предоставляют  в Министерство финансов РФ плановые и фактические данные о доходах  и расходах бюджетов и внебюджетных фондов. Это производится для контроля.

Трансферты регионам перечисляются  ежемесячно по мере фактического поступления  налогов в федеральный бюджет с учетом удельного веса каждого  региона в Фонде их финансовой поддержки. Тем не менее, сохранился порядок выделения регионам бюджетных  ассигнований на капитальные вложения для осуществления федеральных  целевых программ.

 

Список литературы

 

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 – ФЗ
  2. 3. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. - М.: 2006
  3. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации